Жилище без железа и бетона, или из чего сделана юрта. Устройство монгольской юрты Жилище скотоводов монголии

Со времен великих подмосковных пожаров 2010 года, которые я благополучно переждал в юрте на берегу Байкала, зародилась мысль создания летнего юрт-лагеря. Не прошло и четырех лет, как мы с группой единомышленников решились сделать первый шаг... Первый блин всегда у русских похож на Колобка, так что граблей и банановых шкурок мы насобирали на своем пути вагон и маленькую тележку. Все лица, имена и фамилии законспирированы потому что... в Бурятии и Монголии все друг-другу родственники, и желая обличить тех, кто нам засовывал палки в колеса, я так или иначе испорчу жизнь тем, кто помогал. Восток - дело тонкое, Петруха!


Началось все с того, что я чуть было не опоздал на самолет в Улан-Удэ... При том, на этот раз, я приехал в аэропорт Шереметьево с получасовым запасом, но очередь на регистрацию была такая, что выстоять ее можно было только при условии приезда за пару часов, о чем мне, с укором, и поведал сотрудник неизвестной службы, к которому я обратился за помощью. Меня буквально за руку проводили в специальное окошечко, где не очень обрадованный моему появлению мужчина выписал мне... билет в бизнес-класс.
Я так и не понял что это было, но подарок судьбы мне пришелся по вкусу. Бизнесом я не летал со времен своего прощания с активной автомобильной журналистикой. Конечно, бизнес-класс авиакомпании "Аэрофлот" ничуть не лучше эконома в Emirates, но с паршивой овцы хоть шерсти клок.
Схожу я весь такой нарядный с трапа самолета, прохожу в индивидуальный микроавтобус, меня подвозят к зданию аэровокзала столицы Бурятии, выхожу в город, и... через полчаса уже трясусь в грохочущей маршрутке по разбитому асфальту в сторону монгольской границы. Так дешевле, нежели лететь в Улан-Батор самолетом. Душно, тошно, тесно и ближе к народу.
Граница пересекается на попутках, за 100 рублей с человека. А может за 200. Микроавтобус SsangYong Istana на монгольских номерах с монголом за рулем курсирует туда-сюда наряду с десятком таких же челноков. Пешком перейти границу нельзя.
Пограничники заинтересовались моим паспортом, долго рассматривали штампы Омана, Эмиратов, Грузии, Украины... Но пропустили. Меняем рубли на тугрики, мы в Монголии! Весь процесс занял часа два.

Монгольскому тугрику, конечно, далеко до узбекского сума, но пачка банкнот не лезет ни в какие карманы. Курс на границе не самый хороший, а у менял менять и вовсе страшно, все они весьма неблагополучного вида. Если вы планируете шопинг в Монголии - лучше отложить обмен до Улан-Батора. По банковским картам курс так же не самый выгодный, но за те несколько лет, что я не был в Монголии, банкоматов развелось множество, что снимает ряд проблем для путешественников.
Так же, во всех населенных пунктах появилось множество гостиниц. Монголия перестает быть дикой, по крайней мере в северной части.

За 500 рублей с человека мы "поймали" тачку до Улан-Батора. За эти деньги у нас не каждый таксист в Шереметьево повезет, а в нашем случае это более 300 км! При том, парень и водит хорошо, и машина не бедная, и бензин дороже чем в России. Я так и не понял экономику процесса...

Прибыли в Улан-Батор, попали сразу под опеку родственников, благо среди них оказалась прекрасная девушка, говорящая по-русски, иначе бы мы вообще не смогли общаться даже меж собой. Монголы не знают русский язык, даже старшее поколение. Многие живут в типовых советских домах, ездят по советским дорогам, но самого главного, языка, они у русских так и не переняли. Английского так же почти никто не знает, и языковой барьер становится тотальным. Особенно в районах.
Юрты можно купить как в специализированных фирмах, ориентированных на иностранного потребителя, так и на рынке. Разница в ценах - двух-трехкратная, как повезет. Мы выбрали эконом-вариант, рынок, Зах по-монгольски. Понятное дело, продавцы по-русски не разумеют, а все детали юрты продаются по отдельности. Это вам не IKEA, тут надо разбираться...

Разбирались с карандашом блокнотиком целый день. Покупка юрты - это как купить Volkswagen Golf у дилера. Базовая комплектация - копеечная. А вот опции могут составить вторую стоимость машины. За минимальные $900-1000 можно купить юрту, да, но летнюю, с самым низкосортным войлоком, с "оцилиндрованными" рейками, с рассыпающимися на ветру решетками, без пола, без печки, без внутренней шелковой отделки, с простейшими накидками и т.п. Не хотите "базовую комплектацию"? В итоге, мы отбраковывали из десятков видов войлок, шелк, накидки, шнуры, веревки, стойки, жерди, кольца, решетки... оно еще же и подойти друг к другу должно. Никаких каталогов и инструкций, понятное дело, нет. Вы что, не знаете как юрта устроена что ли? И все это на тридцатиградусной жаре. Никто никуда не спешит, это вам не Турция. Продавцы не суетятся, все процессы протекают как в замедленной съемке, время бежит, а дела стоят на месте. Вами могут заниматься целый час, и вы можете просто встать и уйти - продавцы не расстроятся, не будут за вами бежать и дергать за рукав. Всем все равно. В следующей жизни они станут не продавцами на Захе, а продавцами в супермаркете. Тоже и с пунктуальностью. Народ, в принципе, слово держит, но тайминг не соблюдает. Верят на слово, готовы для тебя все перетащить в одно место без предоплаты, не подозревают тебя в том, что ты скроешься с товаром, при том именно рынок Улан-Батора славится изобилием карманников, и все предупреждают что утащить могут все что угодно.

Основные детали производятся на фабриках, но количество ручного труда впечатляет. В Москве монгольская юрта стоит от 120-130 тыс.рублей, и, скажу честно, увидев как это все производится, из какого числа комплектующих состоит, и сколь мудро каждый узел просчитан и устроен, я протестую против покупки простых дачных беседок за сотни тысяч рублей и голосую всеми руками за юрту... Единственный минус - в юртах не бывает окон, а русские дачники любят смотреть на соседей.

Чтобы не думать о стоимости сотовой связи, купили местную симку. Качество связи у Skytel хуже чем у МТС в роуминге MobiCom. На входящих, кстати, я в этот раз не разорился, а значит что-то изменилось в лучшую сторону с 2009 года, когда деньги на телефон утекали рекой.

Пару слов об общепите. Так как все наши движения происходили под чутким руководством местных, то и ели мы в заведениях неизвестных Tripadvisor. И, надо сказать, ни капельки не жалели об этом. Дешево и вкусно, я по приезду в Москву яростно скучаю по общепиту Улан-Батора! Те, кто едет со мной в августе на Волок.Монголия - готовьтесь, гастрономический туризм я вам обещаю!

Ради интереса мы сходили и в самый популярный у туристов ресторан Улан-Батора, где подают... индийскую кухню. Да, вкусно, да, хлеб у них вообще уникальный, но к концу ужина мы уже откровенно скучали по облюбованному подвальчику рядом с рынком!

Покупка юрт заняла трое суток. Несметное богатство было загружено в грузовик, и уже совсем не за копейки отправлено в сторону границы. Мы расслабленно выдохнули, хотя именно в этот день наши приключения вышли на новый виток...
Водитель спрашивал про какую-то декларацию. Что за декларация он объяснить не смог, продавцы про нее тоже не слышали, в Улан-Удэ все знакомые, включая брокеров, так же пожимают плечами.

Конечно, чисто теоретически, проще всего было бы провезти груз через грузовой терминал, но мы же не профессионалы грузоперевозок, а все местные таможенные брокеры совершенно не желают работать с такой мелочевкой. Не желают в типичной бурятской форме - обещают что помогут, но когда приходит время делать, все разбегаются в кусты, ибо очень заняты. У тебя стоит машина на границе, а тебе на том конце провода говорят что перезвонят и не перезванивают, потом просто не берут трубку, а еще через полдня говорят что никого нет дома, и обратитесь к другому брокеру. И это все по рекомендации, знакомые и родственники.
Попытки самостоятельно изучить правила ввоза юрт, да и вообще подобных товаров не привели к какому-то однозначному пониманию правильного алгоритма. Опрос тех, кто когда либо ввозил юрты тоже мало что дал - у каждого своя история.
Решили идти в лобовую атаку, ведь никто не может нам запретить привезти в Россию юрту, а за перевес свыше 50 кг заплатим по обычному тарифу. Как молоды и наивны мы были...

Далее все имена, пароли, явки и лица будут скрыты, потому что все кругом родственники, а кроме отрицательных героев, были и положительные. Хотя так и подмывает сделать пост с фамилиями.
Сперва выступили монголы. Мы на рынке сто раз спросили у всех нами встреченных, существуют ли какие-то специальные документы для вывоза юрт из Монголии. Все дружно пожали плечами. Звонок российским таможенным брокерам дал ответ "нужна какая-либо бумажка-накладная с перечнем товаров, ценой и штампиком". Отлично.
И вот мы с бумажкой и штампиком стоим на монгольской таможне, а они на нас смотрят как бараны на новые ворота, и говорят что им нужны документы... Говорят по-монгольски, нам, говорящим по-русски и чуток по-бурятски. На наше счастье, всевышний приводит нам за руку очередного проводника, знакомую знакомого одного знакомого, которая сама добровольно решает нам помочь, едет с нами в соседний городок имени монгольского революционера, отыскивает контору, которая делает нам липовые документы, декларацию, и сопровождает нас на протяжении всего процесса прохождения монгольской границы... Сами бы мы на этот процесс потратили бы дни, и скорее всего пришлось бы возвращаться в Улан-Батор. А так - всего день.
Снято скрытой камерой

С новым пакетом документов прибываем к вечеру на границу, достаточно быстро проходим все проверки, но оформление затягивается потому что... бумагомаратели чудовищно невнимательны. Сколько раз они все переписывали, путались в бумажках, что-то забывали - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Мы сперва терпели, потом меж собой негодовали, затем искрили в бешенстве, но вскоре поняли что монголам по-барабану, и они иначе не умеют. Это обычный процесс, делопроизводство так сказать. Надо отметить, что граница не круглосуточная, и монгольская сторона прекращает работу в 19:00, а российская в 20:00. Если бы не время бежать домой к семье и детям, наша уважаемая таможенная оформительница вообще бы не имела стимула шевелиться. А так - суета, бежим туда, сюда, бумажка в одно окошка, забрать нужно из другого, какие-то копии, пошлины, декларации... Голова кругом. Одно радует - на российской стороне позвонили "кому надо" и нас уже ждут...
Ждут, и правда ждут. Пятеро таможенников чуть ли не с кулаками нападают на нас причитая "какого черта вы под закрытие приперлись", потом говорят что мы не можем везти юрты через обычный, пассажирский терминал, так как они подозревают что они, юрты, для коммерческого использования и нам надо выезжать назад в Монголию, переоформить документы и въезжать через грузовой терминал. А впереди праздники, банки уже не работают, и заплатить пошлину безналом мы сможем только после великого праздника, Дня России, т.е... 16 июня. А дело было 11-го. Начинаем разбираться, единственное условие провоза юрт через обычную таможню - у каждого из нас должна быть земля в собственности, на которую, якобы, и везем мы эти юрты. Ни у кого из нас с собой, понятное дело, таких документов нет. Приехали...
Товар вместе с машиной ставим на СВХ (склад временного хранения), забираем монгольского водителя с собой, и отбываем врассыпную за документами. Мое свидетельство летело из Москвы через специальную службу авиакомпании S7, так как никакой DHL на праздниках не работает...

Не унываем, коротаем тихие бурятские вечера в Кяхте, катаемся встречать самолеты в Улан-Удэ на маршрутках, и вообще отлично празднуем День России и день города Кяхта. Кстати, ровно год назад в этот день вы с Казбеком стартовали в - рекордный забег Мурманск-Магадан... Кто бы знал что будет через год.

На сбор документов со всех концов страны ушло два дня. Вдохновленные скорым финалом затянувшейся эпопеи приезжаем из Улан-Удэ в Кяхту (230 км), подходим к границе, а погранцы нам говорят, что нам нужен пропуск на СВХ, а пропуск делается в Улан-Удэ... Добиваемся чтобы они связались с таможней, к нам выходит самый главный таможенник, проверяет документы и бракует одно из свидетельств. После некоторого нажима, и требования написать письменный отказ "вдруг" документ становится уже нормальным. Большой начальник говорит чтобы мы на "челноке" проехали на таможню, так как ходить пешком по территории границы нельзя.
Ловим монгола-челнока, стоим на жаре полчаса в очереди, подъезжаем к будке пограничника, протягиваем документы, он в них смотрит... и спрашивает где наши визы. Отвечаем, что нам на таможню. А он говорит что не может нас пустить без пропуска, а пропуск можно оформить в понедельник в Улан-Удэ... У меня падает маска сварщика на глаза, и я начинаю требовать мне начальника таможни и начальника погранперехода. Сперва нас пытаются вытолкать из ворот, но я запрещаю монголу-челноку отъезжать, тем самым блокирую движение через КПП, а сам начинаю снимать все объявления, таблички, бейджики, лица, при том, что съемка на границе официально законодательно запрещена (я проверял). Это дает эффект - начальство бежит на место ЧП. Главный таможенник только всплескивает руками, но по делу ничего сказать не может, а главный пограничник говорит спокойно и взвешенно, ФСБ есть ФСБ, что так мол и так, с таможней они не знакомы, никак не связаны, и он, конечно, попробует сделать запрос верховному начальству, чтобы нас пропустили, но за результат не ручается. Я ему рассказываю что нам таможня предложила проехать "на монголе", на что он заявляет что это запрещено и является нарушением государственной границы... Тут я не выдержал, и брякнул что одним полушарием - журналист, и все что происходит ляжет на страницы СМИ. Не моргнув и глазом (профи!) главный пограничник просит подождать какое-то время. А время то идет, таможня работает до 20:00! Стою под палящим солнцем без панамки. Наблюдаю как пограничники в кооперации с ГАИ вяжут молчаливого монгола-менялу, расхаживавшего меж машин с голым пузом и каске, на манер фашистской времен Великой Отечественной. На его китайском чоппере нет номеров. Пока они разбирались, другой монгол прикрутил к чопперу номер и конфликт был исчерпан.
Вымораживает до нервного тика хамское обращение погранцов с людьми, стоящими в очереди на границу... Время перевалило за 16 часов. Ко мне выходит девушка-пограничник, и говорит что начальник просил передать что в пропуске нам отказали, приходите в понедельник. Благодарю сердечно и ухожу в кафе кушать бурятские позы. Занавес.

Сидим, горюем, носы повесили. Скрипим вилками по дну тарелок, утираем слезы-сопли, допиваем чай с молоком, обсуждаем что на таможне нужно развесить такие вот аппараты, которые есть во многих монгольских гостиницах, здесь они нужней. "Доколе! Нет, доколе кровопийцы-таможенники и полицаи-пограничники в нашей Великой стране будут разлагать торговлю и дружбу российского и монгольского народов?! А? Я вас спрашиваю!"
Импровизированный митинг прервал телефонный звонок. Наши телефоны к этому моменту знали все таможенники, пограничники, администрации сел и городов, и даже руководство Бурятии, как мне кажется. А по поводу моей личности и вовсе, как потом оказалось, развернулось целое расследование под девизом "Что это за москвич у вас там?..."
Через полчаса, уже в 18 часов вечера, мы пешком (!) без всяких челноков были отконвоированы в здание таможни.

Над нами взяли шефство несколько таможенников, и буквально под диктовку мы оформили все юрты. Там же, краем глаза, я увидел такое вот извещение о размере таможенной пошлины. Как ни считал, у нас вышла совсем иная сумма, нас считали по весу. А это отдельная пытка, о которой стоит рассказать.
Грузчиков на границе нет. А груз есть. Кто будет выгружать более тонны комплектующих из грузовика для подетального (!) взвешивания и фотографирования (!!!) каждого аксессуара? А потом загружать назад в фургон? Конечно же хозяева груза. Из всей нашей команды, таскать тяжелое мог я один. К счастью, водитель-монгол, фура которого попала в заложники на СВХ, оказался парнем отзывчивым, и сам вызвался помочь, безвозмездно . Понятное дело, я не мог его потом не отблагодарить, но этот жест очень не русский. Наш бы наверняка сказал "я чо вам грузчик штоль" и ушел бы в кабину спать.
В конечном итоге, все в мыле, в 19:55, за пять минут до закрытия таможни, мы выехали на свободу. Нас к этому моменту уже знала каждая собака, а на КПП и вовсе прощались как с родными.

Пройдя всю эту пытку, я прихожу к выводу, что процесс ввоза юрт, да и вообще товаров из Монголии в Россиию похож на такую вот корягу. Несколько витиеватый. Цена же юрты выросла вдвое от закупочной.

Еще пару дней я потратил на то чтобы освоить монтаж юрт. Задачка не сложная, если знать ньюансы. А если не знать - получится криво, косо, или будет протекать и продуваться всеми ветрами. Чтобы освоить этот процесс, по-хорошему нужно собрать их не один десяток. Детали меж собой не стыкуются, все нужно подгонять по месту, подрезать или подтачивать, подвязывать и утягивать. Настоящий handemade...

И, что приятно, в отличии от беседки или гостевого домика, юрту всегда можно собрать и убрать. У нас процесс установки от А до Я занял полдня. Разбирать, понятное дело, быстрее.

Перед вами одна из собранных юрт, привезенных собственными руками и установленная в с. Турка, на берегу озера Байкал. В настоящее время собирается еще пять юрт. Таким образом, у нас теперь есть летний юрт-лагерь на Байкале, и если соберетесь в те края этим летом - не проезжайте мимо. Меня там не застанете, но теплый прием я вам обещаю. (не реклама)

Все совпадения, имена, фамилии, населенные пункты, страны, объекты и события вымышленные, не более чем научная фантастика и бред сумасшедшего увиденный во сне и тщательно записанный на бумагу. Иллюстрации к публикации заботливо отрисованы в редакторе photoshop, а все указанные даты провел на даче, ловил рыбу, катался на велосипеде и собирал слизняков с ботвы картофеля...

Развитие промышленности и социалистическое преобразование сельского хозяйства вызвали к жизнв современные города и крупные населенные пункты. По данным переписи МНР на 5 января 1963 г., 40.8% населения страны, живет в городах и населенных пунктах городского типа. Этот факт говорит о больших изменениях, происшедших за годы народной власти в образе жизни монголов. Быт монгольского народа меняется в результате перемен в хозяйственном укладе. В настоящее время не только города и аймачные и сомонные центры, но и усадьбы госхозов, машинно-животноводческих станций и сельскохозяйственных объединений становятся пунктами оседлости. В монгольских степях создаются стационарные населенные пункты даже в бригадах СХО.

Здания в поселках строятся в зависимости от местных условий из кирпича, камня, дерева и других материалов, выпускаемых строительной промышленностью. Как облицовочный материал широко используются мрамор и гранит. В северных районах страны, где много леса, дома часто строятся из дерева, тогда как в восточных, южных и западных районах преимущественно используются другие материалы (камень, кирпич и т. д.). Используются также и местные материалы, например камыш, саман и т. д. В Керуленском госхозе поселок построен из каменных и саманных домов. В качестве строительного материала здесь широко применяется камыш. Работает несколько предприятий по производству стандартных домов.

В архитектуре новых зданий успешно используются традиции национального зодчества. Хотя в дореволюцонной Монголии, как известно, почти не было городов, но в стране в более ранние периоды ее истории были свои города. Археологические раскопки, проведенные на развалинах древних городов Монголии членом-корреспондентом АН СССР С. В. Киселевым, а также исследования монгольских ученых дали интересный материал по истории городов Монголии XIII-XIV вв. Опираясь на местные традиции, а также используя элементы китайской и тибетской архитектуры, средневековые зодчие талантливо решали задачи ансамбля и архитектурной композиции.

В настоящее время в городах и крупных населенных пунктах строятся современные здания. Они проектируются монгольскими архитекторами с учетом опыта зодчих СССР и других стран социалистического содружества наций. Проектирование осуществляется архитектурно-планировочным управлением столицы. Строительные работы выполняются главным стройуправлением. При проектировании жилых и особенно общественных зданий используются традиции древнего национального зодчества. При внешней отделке современных зданий и в интерьерах применяются богатые монгольские орнаменты (как, например, для декора Дома-музея Сухэ-Батора).

В Монголии города и населенные пункты по своему внешнему облику выглядят по-разному, в зависимости от времени основания и местности. Аймачные и сомонные центры, как указывалось выше, строились заново или путем реконструкции населенных пунктов около бывших крупных монастырей.

В западных районах страны (например, в Баян-Улэгэе, где живут в основном казахи) наряду с современными каменными зданиями стоят типичные казахские дома, сложенные из самана, с плоскими глинобитными крышами и глинобитными заборами - дувалами. Здесь заметно сказывается среднеазиатское влияние. В Хубсугульском аймаке, в поселке Хатхыл, расположенном близко к русской границе, распространены срубные дома русского типа. Кое-где в Монголии еще и теперь остались глинобитные мазанки - китайские фанзы.

В восточных районах, где живут буряты и хамниганы, встречаются летние деревянные постройки (зукалангай гэр). Эти летние жилища представляют собой дощатые прямоугольные постройки с покатой крышей. Посредине крыши делается прорез для вывода трубы, который служит и источником света. Дверь жилища, как и в юрте, обращена на юг. Так же как и в монгольской юрте, восточная (правая) половина считается женской, западная (левая) - мужской. Порядок расположения вещей в летнем и зимнем жилище одинаков с расположением вещей в монгольской юрте. Отличительной чертой бурятских жилищ является наличие сбитых из глины камельков, в которых они выпекают по русскому образцу хлеб и различное печенье.

Интересно, что жители городов и стационарных сел ставят еще много войлочных юрт (они модернизированы и часто фабричного производства, внутри бывает настлан деревянный пол и обстановка такая же, как в квартирах). Это объясняется привычкой монголов к жизни в юртах. Некоторые люди, особенно старики, не переезжают в благоустроенные квартиры, а строят или приобретают юрты, объясняя это тем, что в домах сыро.

Быт монгола-горожанина или оседлого жителя современной сельской местности отличается от быта дореволюционного кочевника-скотовода. Электрическая лампочка, радио и телефон прочно вошли в быт оседлого монгола. В квартирах появилась удобная городская мебель фабричного производства. В конструкции мебели наблюдается стилизация и орнаментация в национальном стиле, а в квартирах часто наряду с европейской мебелью стоят низкие монгольские столики. В домашней утвари также наблюдается смешение покупных европейских предметов с традиционными монгольскими. Новым является то, что в квартирах на окнах появился тюль, а на стенах - различные ковры, в том числе и тканные под гобелены. В быт монголов прочно входят радиоприемники, швейные машины, велосипеды, мотоциклы и даже автомобили. Важно, что бани строятся в каждом населенном пункте. Кочевник, который в старое время не мылся всю жизнь, теперь регулярно посещает общественную баню.

Несмотря на важные перемены в быту, юрта в условиях отгонного животноводства остается удобным, наиболее приспособленным к местным условиям жилищем. Это древнее жилище, проверенное на многовековом народном опыте, незаменимо для животноводов, которые передвигаются из одного места в другое. Легкость, устойчивость, портативность, возможность быстро ее собрать или разобрать - вот достоинства и удобства юрты. Раньше для перевозки юрты обходились двумя-тремя вьючными верблюдами.

Современная монгольская юрта намного улучшена, хотя форма и конструкция остаются прежними. В Улан-Баторе и других местах решетки современных юрт делаются высокими (в отличие от старых). В большинстве юрт настланы деревянные полы, хотя во многих юртах вместо деревянного пола по-прежнему на землю стелют войлочные ковры или шкуры. Теперь стали покрывать юрту сверх войлока непромокаемым чехлом фабричного производства. Чехлы обычно бывают белого цвета. Известно, что с древнейших времен у монголов белый цвет почитался как священный. Стены многих юрт с внутренней стороны стали покрываться цветной материей, украшенной национальным орнаментом.

Остов войлочной юрты состоит из деревянных, складных решеток, которые у восточных монголов называются хана, а у западных - терем. Решетки ставятся по кругу. Размер юрты зависит от количества решеток. Их бывает от 4 до 12 (средние размеры юрты: диаметр 4-5 м, высота по центру около 3 м). К решеткам прикрепляется конусовидная крыша, состоящая из тонких палок (уни), опирающихся одним концом на решетки, а другим на деревянный круг, который одновременно служит и дымовым отверстием. Круг, как и решетчатые стенки, носит у монголов различные названия в различных местах. У халхасцев и бурят он именуется тоно, а у дэрбэтов и байтов - хараачи. В северо-восточных аймаках МНР круг носит название сырхинык-тон. Он отличается от других тем, что у него уни накрепко постоянно прикреплены с помощью шарниров, поэтому на установку его требуется меньше времени. Круг снабжен взаимно перекрещенными крестовинами, возвышающимися над его плоскостью, причем устройство крестовин варьируется по отдельным этническим группам. Уни, образующие конусовидную крышу, отличаются от таковых в юртах тюркских народов. Подобные палки тюркского образца можно наблюдать в жилищах казахов, проживающих в западной части МНР. В отличие от прямых монгольских уни казахские имеют выпуклую форму и тем самым придают казахской юрте полусферическую форму. Отличается также и устройство дверей у монголов и казахов. Монгольская юрта имеет деревянные двустворчатые двери, согласно древнему обычаю, обычно обращенные на юг (у халха-монголов) и юго-восток (у западной ветви монголов). Снаружи у монголов над деревянной дверью навешивается еще стеганый войлок, у тюрков же дверь закрывается только войлоком, опускающимся наподобие шторы сверху. Монгольские юрты целиком покрываются войлоком, а тюркские - войлоком и циновкой из камыша. Остов монгольской юрты обтягивается войлочными покрывалами, в зимнее время в два ряда, а летом в один ряд, и обвязывается волосяными веревками (гэрийн бус). Летняя покрышка обычно не доходит до земли, что дает возможность через обнаженную решетку проветривать юрту. Зимой для утепления низ юрты снаружи обтягивается длинной, по полметра в ширину полосой войлока (хаявч). Иногда эти накрайники бывают со стеганым геометрическим орнаментом.

На дымовой круг (тоно) накидывается квадратная войлочная покрышка (врхв), к концам которой прикрепляются волосяные веревки. При помощи ерхе можно закрывать дымовое отверстие на ночь или в случае дождя. Днем обычно тоно полностью не покрывается и служит для проникновения дневного света. В настоящее время в некоторых юртах в тоно вставляются стекла. В других случаях также в дверях делаются остекленные окошечки. Можно наблюдать также сочетание того и другого.

Уни и тоно часто покрывают ярко-красной краской, а ханы не окрашивают. Дверь также красят обычно в различные оттенки красного цвета. Наружную часть двери украшают разнообразной росписью.

В оседлых пунктах можно иногда наблюдать изменения в материале и в самой форме юрты. Она перестала быть разборной, ее решетчатые стенки заменились досками, бревнами, кирпичами. Появились фундамент и различные пристройки и надстройки. Круглая в плане решетчатая юрта стала многоугольной или квадратной; ее конический верх - пирамидальным; внутри нее появились опорные стойки, позволяющие строить более тяжелую крышу.

Внутри юрты посредине помещался очаг. Дымящийся очаг был раньше основным источником тепла и света; в настоящее время монголы обычно ставят на месте очага круглые железные печи. Трубы выходят в верхнее отверстие юрты - тоно. Однако в некоторых местах рядом с печкой можно увидеть железную подставку для котла - таган (тулга). Он состоит из 3 или 4 железных ножек, опоясанных железными обручами. Нижние концы ножек для устойчивости слегка загнуты наружу, а верхние отогнуты внутрь, для того чтобы они могли служить подпорками для котла. У дэрбэтов, байтов и захчинов вместо железного тагана в некоторых местах встречаются полукруглые глинобитные стенки (зуух) высотой примерно 30-40 см, которые окружают очаг, не закрывая его. В гобийских районах пользуются очагами, сложенными из глины и камней. Топливом служит обычно аргал - сухой коровий или лошадиный помет. Обычно корзинка с аргалом устанавливается между полками с посудой и очагом, а иногда аргал высыпается прямо на пол перед очагом. Предпочтение аргала дровам объясняется не только отсутствием дров во многих районах, но и тем, что дым от аргала не такой едкий. В очаге аргал размещается по кругу внутри тагана, иначе он не будет хорошо гореть. Раньше, когда не было печей, юрта постоянно наполнялась дымом.

Правая половина от входа (восточная) считается хозяйской, «женской», сторона напротив входа считается самой почетной - сюда обычно сажают гостей.

Во внутренней обстановке современной монгольской юрты произошли большие изменения. Почти во всех юртах можно встретить удобную городскую мебель: специальные низенькие столы и стулья, буфеты, сундуки, обычно орнаментированные, никелированные кровати, одеяла и покрывала фабричного производства, этажерки с книгами и другие вещи. В городских юртах, а также во многих сельских, стали обычными предметами быта такие предметы, как электронагревательные приборы, радиоприемники и книжные полки. Часто в семье арата можно увидеть небольшую домашнюю библиотеку. Однако наряду с этим сохраняются в сельских местах отдельные традиционные черты быта. Об этом говорят расстановка мебели внутри юрты и отдельные предметы быта. Справа от входа, так же как и раньше, располагаются полки и шкафчики с хозяйственной посудой, ящики с провизией, кровать хозяев и монгольские орнаментированные сундуки (авдар) с домашним имуществом. Слева от входа, на «мужской» половине, находятся стойки с кожаными сосудами для кумыса и квашеного молока. Здесь же складываются седла, сбруя и охотничьи принадлежности. Иногда в холодное время года в этой половине привязывают маленьких ягнят и телят. В юртах в настоящее время иногда ставится кровать и в левой половине, но на ней спят или почетные гости, или старшие члены семьи. Часть семьи, так же как раньше, размещается на войлочных подстилках вокруг очага.

У многих аратов можно увидеть монгольскую кровать (орон); это разборная рама не выше 30-40 см, на которую настилаются доски. Лицевая сторона кровати всегда окрашивается и разрисовывается геометрическим орнаментом. В орнаменте чаще всего встречается рисунок &лъзий («ниточка счастья»).

На кровать кладут войлочные подстилки. Несмотря на наличие покупных подушек, некоторым монголам в качестве подушек служат матерчатые или войлочные валики, набитые шерстью, причем конец подушки, обращенный к стене, круглый, а противоположный конец имеет четырехугольную форму, которая придается подушке при помощи деревянной дощечки, вставленной внутрь валика. Четырехугольный конец подушки обшивается плисом или другой какой-либо материей. На материю нашиваются металлические бляхи. У узумчинов, пришедших из Китая, наблюдаются вместо блях большие металлические пластины с изображением драконов.

На полу юрты вокруг очага расстилается войлок, стеганный нитками из верблюжьей шерсти. Он носит название ширдэк. Сложенный вдвое, он должен быть обращен краями всегда к очагу. Поверх ширдэка пол часто застилается кожами животных. Войлочные подстилки на кровати не простегиваются и называются эсгий, или эисгий, что значит «простой войлок».

Мужчины обычно сидят на полу по традиционному монгольскому обычаю, подогнув под себя ноги, или на левой ноге, опираясь о колено правой. Для женщины считается неприличным сидеть по-мужски, т. е. свернув ноги «калачом». Она сидит, подогнув под себя правую ногу, и опирается на колено левой ноги.

Монгольские араты - животноводы и земледельцы в летнее время используют палатки (майхапы). Во время надана - национального праздника монголов - майханы пользуются особенно большим успехом. Монгольские палатки обычно бывают шестискатные и в большинстве случаев снаружи украшаются красивым орнаментом (алтан-хээ, влъзий и др.)* Вокруг юрты располагаются загородки для скота, колышки с натянутыми веревками для привязи телят и ягнят, коновязи для верховых лошадей и телеги (в восточных и центральных районах).

Войлочная юрта хорошо приспособлена к кочевому быту. Она отличается большой портативностью; при переезде с места на место она может быть в течение 30-40 мин. свернута или поставлена вновь.

Наиболее древней формой монгольского жилища является обохой - конусообразное жилище.

Обохой состоит из тоно и вставляемых в него уни. Сверху, так же как и юрта, обохой покрывается войлоком. Обохой как постоянное жилище теперь не встречается; иногда его используют в качестве хранилища домашних вещей. Чаще им пользуются пастухи или проводники караванов в холодное время года.

Мудрые и практичные степняки изобрели удобный и уютный передвижной дом - юрту. Эта верная спутница кочевника и сегодня не только интересный образец материальной культуры, но и удобное жилище. Расскажем, из чего состоит юрта внутри и какие есть их виды.

Казахская юрта внутри

Степь широка и необъятна. Порой кажется, что у нее нет ни конца, ни края. Усталый путник найдет единственное надежное пристанище в степи - юрту, где ему позволят не только отдохнуть, но и обеспечат безопасность, накормят и развлекут песнями.

Из чего состоит юрта внутри? Убранство юрты отображало специфическое представление народа о мироздании. Все предметы интерьера юрты имели символическое и магическое значение. Обустройство такого жилища свидетельствовало о достатке семьи, ее месте в племени.

По большей части современные казахи - обладатели таких кочевнических сооружений - стремятся сохранить аутентичность внутреннего убранства.

Рассмотрим, как выглядит юрта внутри, чтобы составить представление о традициях и обычаях казахов:

  1. Стены юрты укрывали ковры.
  2. Там, где сходится кереге (специальная решетчатая конструкция из секций) и шанырак (навершие), прокладывали полоску ткани, на которой выбиты казахские геометрические орнаменты. Она называется баскур. Те, кто попадает в середину юрты, сразу обращают внимание на эту пеструю и яркую полоску ткани.
  3. На пол клали особые ватные одеяла и паласы (текемет и көрпеше). Для удобства гостей предлагали подушки: жесткие (жержастық) для посетителей незнатного происхождения и подушки, набитые перьями (құсжастық, көпшік), - для почетных гостей.
  4. По краям стояли сундуки, на которых выкладывались горы подушек и одеял.
  5. Справа от входа размещали сундук или разборной шкаф, который выполнял роль буфета. На нем хранили столовые и чайные принадлежности: самовар, табақ - блюдо для мяса, тазы, сосуд с тонким носиком для воды - кумган, чару. Над ним вешали торсуки, где были живительные напитки степняков - кумыс и айран.
  6. Слева от входа на стенах размещали одежду, походные сумки, конную сбрую, охотничье оружие. Здесь же были разные предметы личного характера: украшения, женская одежда, полотенца. Кроме того, слева от входа было отведено место для ловчих птиц.
  7. В центре юрты оборудовали очаг. Здесь на треноге вешали казан, под которым разводили огонь и таким образом готовили пищу. Дым при этом выходил прямо в отверстие шанырак.
  8. Вдоль стен в юртах, как описывали исследователи ХІХ века, стояли деревянные лежаки - кровати. Изредка встречались даже железные. Справа от очага размещали кровать хозяев, а слева - незамужних дочерей, сестер.
  9. С шанырака свисали ленты, кисти - шашак бау. Они олицетворяли звезды и созвездия, отгоняли злых духов и привлекали добрых.

Казахская юрта: виды

Белая юрта в зеленом разнотравье степи - особый символ Казахстана. Туристы в поисках особого единения с природой, стремясь узнать больше о культуре казахов, с удовольствием останавливаются на ночлег в таких экзотических домах кочевников.

Вместе с тем юрта в степи - это еще и современное жилище чабанов и геологов. Казахская юрта - особый тип передвижного жилища. Благодаря конструкции она легко собирается и разбирается, ее просто перевозить по степи на верблюдах или конях. В любой момент юрту можно собрать, чтобы укрыться от палящего солнца или согреться в холодный осенний или зимний день.

Такая конструкция, ее модификации и внутреннее убранство - знаки высокого уровня материальной культуры казахов, их представления о мире и человеке.

Юрты - давнее изобретение кочевников. Их прообразы - крытые повозки, шатры на колесах, которые передвигались по степи, сопровождая переходы кочевников, которые искали новые пастбища, или торговые караваны.

В процессе многолетней эксплуатации таких передвижных домов сформировались определенные виды юрт, которые классифицируются по основному принципу - по предназначению.

Есть такие основные типы юрт:

  1. Жилище. Они строятся по типу кипчакских юрт, которые в отличие от монгольских шатров имели более высокий купол. Он был более устойчивым к снежным заносам, порывам сильного ветра, ураганам и бурям.
  2. Праздничная или парадная (аң үй, аң орда, боз үй, отау үй) - большая юрта, состоящая более чем из 10 решетчатых секций. Она отличалась тем, что в ее оборудовании использовали белоснежный войлок, детали конструкции украшали резьбой и ткаными войлочными ширинками с узорами.
  3. Походная была самой маленькой - на 3–4 секции. Она имела конусообразный вид, который создавали связанные сверху жерди. Внизу их также обязывали веревкой и вкапывали в землю.

Кроме того, есть специальные передвижные сооружения, которые выполняют вспомогательные функции:

  • в юртах-складах хранятся необходимые вещи и припасы;
  • в походных кухнях готовят пищу.

В казахском фольклоре есть такая загадка:

Один ковер ворсистый
К ним в придачу войлок.
Оп! - воскликнул я
И вознесся в небеса,
Покрутил, походил,
Твердь земную утвердил!

В ней представлены космогонические представления о мире, который отождествляется с юртой. Поэтому все ее составляющие имели магическое значение.

Юрта внутри - это воплощение творческого потенциала, тяги к прекрасному, мистических представлений казахов о мире. Все в ней функционально и предназначено для переходов. Это уютное и комфортное жилище, в котором всегда рады гостям.

Не похожа на другие посткоммунистические государства этого региона. В отличие от политически нестабильных, управляемых диктаторами или исламскими фундаменталистами стран Азии, Монголия является демократическим государством, а её экономика развивается всё более динамично. Это оживление является результатом систематических глубинных реформ народного хозяйства, а также иностранных инвестиций. Наиболее заметен прогресс в столице страны – . В рельефе Монголии преобладают горы и высокие равнины – 80% территории страны располагается на высоте более 1000 метров над уровнем моря.

Общая информация

Государство Монголия располагается на территории площадью 1,5 млн. кв. км, с численностью населения 2,8 млн. человек. Государственный язык – монгольский. Денежной единицей является монгольский тугрик (MNT). 100 MNT = $MNT:USD:100:2. Время в Монголии опережает московское на 5 часов, часовой пояс UTC+8. Сетевое напряжение 230 В при частоте 50 Гц, C, E. Телефонный код страны +976. Интернет-домен.mn.

Краткий экскурс в историю

Записанная история древней Монголии восходит к третьему веку до нашей эры, когда народ хунну пришел к власти среди многих других кочевых племен. О них впервые появляются записи, когда те пришли в Китай, как «варвары», и против них выла возведены стены, позднее известные, как Великая Китайская Стена. Самый известный правитель Монголии был Чингисхан, который объединил враждующие племена под Великой Монгольской империей в 1206 году и был провозглашен правителем всех монгольских племен. Монгольская империя была расширена вплоть до Восточной Европы под властью Чингисхана. Его внук Хубилай впоследствии завоевал большую часть Китая, где основал династию Юань. Марко Поло путешествовал по большей части Монгольской империи во времена Хубилай-хана. Однако монголы были отброшены к степям китайской династией Мин при императоре Хонгву. Позднее они были завоеваны манчжуро-китайскими императорами Канси и Цяньлун. В 1924 году при поддержке Советского Союза, была провозглашена Монгольская Народная Республика, которую Китай не признал, но был вынужден признать независимость Внешней Монголии. Таким образом, государство было разделено на две части, и Внутренняя Монголия все еще оставалась «китайской провинцией». Сейчас Монголия является парламентской республикой с конституцией.

Экономика

Главной отраслью экономики является животноводство. Здесь разводят коней, крупный рогатый скот, коз, овец и верблюдов, естественными пастбищами для них являются степи, занимающие немалую часть территории Монголии. В долинах рек выращивают пшеницу, ячмень, просо и картофель. На территории страны имеются месторождения флюоритов, медной и молибденовой руды, бурого угля, вольфрама, никеля, олова, серебра и золота. Последнее добывается не только промышленным способом, но и массой старателей. Неподалёку от Улан-Батора разрабатывается месторождение бурого угля, а из солёных озер добывают каменную соль. Экономика Монголии заметно оживилась, главным образом благодаря иностранному капиталу. Быстрыми темпами развивается и строительство.

Климат

Зимы длительны и морозны, а в высоких горах снег не сходит круглый год. Средняя температура в январе составляет -35 градусов на севере и -10 на юге, а в июле - соответственно +18 и +26 градусов. С июня по август над страной проходят ливневые дожди, часто с градом; средняя годовая норма осадков составляет 50 мм на территории Гоби, 200-300 мм на севере страны, и 500 мм в горах. На юге Монголии сильные ветры часто вызывают пылевые бури. Склоны гор северной части Монголии покрывают леса из лиственницы и кедра, а в межгорных котловинах и на возвышенностях преобладают сухие полынные степи. Фауна Монголии богата. Здесь есть, например, рыси, олени, антилопы, газели; водятся также гималайский медведь, монгольский сурок-тарбаган, волк, лиса и другие. В заповедниках обитают охраняемые законом лошади, верблюды, ибисы и дикие азиатские ослы.

География

На западе возвышаются старые Алтайские горы , разделенные на два расположенных параллельно хребта. Центральную часть Монголии занимают сложенные гранитом горы, а северо-восток – нагорье. Горные цепи разделены глубокими котловинами, изобилующими озерами и реками; в течение полугода вода в них находится в замёрзшем состоянии. Самой глубокой впадиной Монголии является Долина Озёр . На востоке страны расположена возвышенная Восточно-Монгольская равнина, а на юге – пустыня Гоби. Большая часть территории Монголии находится в зоне сейсмической активности. Географические и климатические условия страны суровы. Умеренно континентальный климат юга и востока Монголии отличается довольно высокими температурами и очень малой влажностью, а на северо-западе – низкими температурами.

Население

Наиболее многочисленной группой населения страны являются монголы ; кроме того, в стране проживают казахи, русские и китайцы. Монголия относится к странам с наименьшей плотностью населения, причем четвертая часть населения сосредоточена в столице. Более половины жителей Монголии не достигли 14-летнего возраста. Традиционным жилищем монголов является юрта – этот переносной шатер активно используется ими и в наше время. Юрта среднего размера может быть разбита в течение нескольких часов. Обтянутую войлоком конструкцию из деревянных элементов, устанавливаемую на круглой основе, венчает крыша в форме полусферы или конуса. Деревянная дверь юрты нередко богато украшена, а под сводом крыши находится закрываемое отверстие, служащее для вентиляции и освещения шатра, а также дымоходом. Интерьер жилища часто украшают произведения народного искусства – богатые ковры, украшенные рисунками и резьбой предметы быта и посуда.

Виза и таможенные правила

Гражданам России требуется оформление визы для посещения Монголии, ее можно оформить в консульстве Монголии в . Для граждан Украины виза не требуется. Таможенные правила соответствуют общепринятым мировым нормам.

Как добраться

В Монголии есть 3 аэропорта, в 20 км от расположен международный аэропорт «Чингис-Хан». Из России до Монголии можно добраться прямым рейсом по маршруту Москва – Улан-Батор, или с пересадкой в , . Из Москвы до Улан-Батора дважды в неделю отправляется поезд, время в пути составит около 4,5 суток.

Транспорт

На большие расстояния по стране лучше передвигаться с помощью авиасообщения, внутренние рейсы осуществляет «АэроМонголия». На более короткие расстояния и более экономичный способ путешествия – джипы или минивэны с водителем. Для поездки в труднодоступные места используют лошадей, яков. Для поездки по городу можно брать такси или арендовать автомобиль.

Города и курорты

Информация

Суровая девственная природа этой почти необитаемой страны производит огромное впечатление на посещающих Монголию туристов. Впрочем, и путешественники, предпочитающие знакомится с культурой и обычаями новых стран, найдут здесь много интересного для себя.

Посетив развивающийся быстрыми темпами , туристы смогут увидеть на обычных прохожих традиционные монгольские костюмы, носимые как мужчинами, так и женщинами. Длинный халат застегивается мелкими пуговицами на правом плече, а на талии обертывается в несколько раз широким шёлковым поясом, зачастую богато украшенным различными геометрическими узорами. В Улан-Баторе можно также попробовать оригинальные местные напитки – кумыс или необычный на вкус зеленый чай, завариваемый на воде или молоке с добавлением соли и жира. Угощение таким чаем традиционно символизирует уважение к гостю.

Размещение

В Улан-Баторе есть несколько отелей, соответствующих западному уровню. В стране имеются отели от 1 до 5*, соответствующие международным стандартам. В сельской местности большинство гостиниц – остатки советской эпохи, поэтому лучшим вариантом будет традиционная юрта, созданная специально для туристов со всеми удобствами и питанием. Можно остановиться в юрточном кемпинге, чтобы прочувствовать национальный колорит.

Итак, Монголия. Сначала и не думала заворачивать в эту страну. Решили ехать на Байкал, с иркутской стороны, соответственно. Потом к Байкалу плавно приплюсовали Бурятию (и не пожалели ни разу!), а потом я рассмотрела, что с Улан-Удэ не так далеко и до Улан-Батора! Не далеко - это 500 километров.


Выбор подтвердился окончательно, когда стала искать виды транспортировки из Улан-Удэ в Монголию, и нашла рейс монгольских авиалиний. Летает он несколько раз в неделю. Еще есть поезд, также пару раз в неделю. Причем, цена на самолет и поезд практически одна и та же - 5000 руб., плюс/минус. Только вот самолетом доберетесь за 1,5 часа, а поезд плетётся 14,5 часов. Мы сделали так: в Улан-Батор полетели самолетом, а обратно - поездом. Во-первых, так было удобнее по датам и времени, а во-вторых, ни капли не пожалели, выбрав поезд, потому что виды за окном были потрясающие.
Монголии я побаивалась, честно сказать. Знала о ней несколько отдалённых фактов: степи, степи, большая территория, мало жителей, большинство из которых - кочевники, лошади, Улан-Батор - самая холодная столица мира, и то, что один мой знакомый ездил туда охотиться с монголами. С таким набором я бы, наверно, ещё долго не выбрала Монголию как объект посещения. Ещё казалось, что вот сейчас выйду из аэропорта, а там - коровы какие-нибудь ходят, гужевые повозки с лошадьми, монголы в национальных одеждах, ни одного магазина, и вот она, я...
Но, каково было удивление, что сначала встретила в аэропорту огромную толпу туристов из Южной Кореи (уже, думаю, не одни тут будем:), а потом нас вёз очень даже симпатичный, модный, молодой монгол, и не на гужевой повозке, а на вполне хорошем авто. Да и музыка в машине играла приятная.


Аэропорт имени, конечно же, Чингисхана!

В общем - выдохнула. Ещё больше расслабилась, когда заселились в отель - вот уж действительно, это вам не сибирский сервис - номер оказался просто огромный! И воду питьевую не забыли, и все принадлежности на месте, и даже печеньки в качестве комплимента. Вот, думаю, тебе и монголы!

В Монголии у нас была местная гид - Болор, вместе с которой мы и начали изучение страны. Болор хорошо знает русский язык, так как училась в школе при российском посольстве. Хотя это, скорее, исключение. Русский язык в Монголии не знают, общение с туристами - на английском либо «на пальцах». Туристов, кстати, не мало. Особенно много корейцев. Так и не поняла с чем это связано. Очень много корейских ресторанов, кафе, и чуть ли не несколько рейсов в день прилетает из Сеула. Есть туристы из Китая, но больше, так называемых, внутренних монголов. Это те же самые монголы, которые живут обособленно на китайской территории, граничащей с Монголией. Естественно, китайцам такое соседство сто лет не нужно, и притесняют несчастных всеми способами. Русских туристов совсем не много. Видимо, это связано с очень дорогими рейсами из Москвы в Улан-Батор: летает Аэрофлот, билет в оба конца стоит примерно 50 000 руб., а также, возможно, с отсутствием туристических программ в данную страну.

Так вот, начали мы непосредственное знакомство с Улан-Батором с ресторана с буддийского монастыря Гандан (основной религией в Монголии является тибетский буддизм) - это крупнейший монастырь в Монголии.


Монастырь Гандан


А вот и монголы.

Идет молебен. Внутри снимать нельзя.

Большая чаша с благовониями. Купила для себя маленькую в Бурятии, теперь жгу дома.


Далее отправились на вершину Зайсан-Толгой. Сей мемориал символизирует память о поддержке Красной Армией монгольской революции и победе при Халкин-Голе.

Вместе с тем сюда стоит подняться, главным образом, ради панорамного вида на Улан-Батор.


Внизу хорошо видны юрты. Они жилые.








Улан-Батор - самая холодная столица мира. Среднегодовая температура –0,4 °C.

Сад Будды был, к сожалению, закрыт на реконструкцию (большая золотая статуя Будды находится именно там), и мы отправились во Дворец Богдо-Хана. Атмосферное место, где можно немного прикоснуться к истории и культуре Монголии.

Золотой Будда.


Дворец Богдо-Хана.

Главная площадь Улан-Батора носит имя крупнейшего монгольского революционера и руководителя - Сухэ-Батора. Её вы не упустите из вида, ведь площадь просто огромная. Не удивительно, что она входит в десятку самых больших площадей мира. Есть очень милая традиция - каждые выходные на этой площади собираются одноклассники, окончившие школу, для встречи. О дате встречи, конечно, договариваются заранее, а место всегда одно и то же - площадь Сухэ-Батора. Есть и еще одна традиция - это фото с Чингисханом. Статуя сидящего Чингисхана тоже находится на этой площади.


Площадь Сухэ-Батора.




Одноклассники)

Побывали мы и в Национальном историческом музее. Я не большой любитель подобных музеев, всё больше люблю изучать страну, так сказать, живьем, но музей оказался интересный.

Закончили первый день в Улан-Баторе концертом народного фольклора. Вот это действо, считаю, пропускать нельзя. Одно выступление с горловым пением чего стоит! Пожалуй, такого я не слышала, уж вживую - точно. Да, на концерт советую прийти заранее, чтобы занять хорошие места (билеты продаются без мест), иначе потом вас атакуют со всех сторон корейцы и придется ютиться где попало.

В общем, первый день прошел на одном дыхании, класс! Идем в корейский ресторан! Ну, а где ещё в ближайшее время попадешь в хороший корейский ресторан? Сходите обязательно. Многое есть было невозможно, потом всё внутри, да и снаружи, горело, но мы сходили))


Вечерняя площадь.

Тугрики.

День второй. Улан-Батор, кстати, переводится с монгольского как Красный богатырь. Красиво. Второй день мы провели за пределами Улан-Батора. Сначала отправились к самой большой статуе Чингисхана, она же - крупнейшая конная статуя в мире. Путь к ней - примерно 60 км. Статую сделали на деньги местного бизнесмена. Там же есть музей, магазинчики сувениров, кафешка. На голове лошади располагается смотровая площадка. Добраться туда можно на лифте, но советую пройтись по лестнице, так как очень много людей и лифт ждать долго. Сама статуя 40 метров в высоту, была открыта в 2008 году. Территория ещё достраивается. Говорят, в ближайшем будущем там появится много всего интересного - юрты для туристов, гольф-клуб, тематический парк, открытий театр и другое.



Внутренние монголы. Путешествуют всегда организованными группами.


Вид сверху.

Далее наш путь пролегал в Национальный парк Тэрэлж. О данном парке я ранее не слышала, поэтому ехала без особого воодушевления. И вновь Монголия меня удивила! Какая красота открылась взору! Природа Монголии - как она есть. Оказалось, что Монголия - это далеко не одни степи, степи. Это и горы различных причудливых форм, и красивый ландшафт местности, и речушки, и леса и ещё много чего, что менее чем за 4 дня увидеть не удалось(


Национальный парк Тэрэлж.




Гора "Черепаха".

На территории парка расположено очень много туристических баз. Мне особо приглянулась вот эта.


Юрты для туристов.




В этих юртах захотелось переночевать хоть бы одну ночку! Так что, у кого будет возможность - не упустите шанс. В том же парке Тэрэлж есть Буддийский медитационный центр Арьяабал. Подъём туда занимает минут 20-30, но оно того стоит. Вид сверху просто улётный. Медитировать да и только! И вообще, за эту поездку на буддийские территории нашей Бурятии и Монголии я как-то, неожиданно для себя, прониклась буддизмом. Приятно это всё у них, по мне.



Путь к медитации.


Жить надо высоко, душою звезд касаясь!

Самым колоритным местом за всю поездку считаю заход в гости к настоящей семье кочевников, в настоящую юрту. Да, не в эту красивую и ухоженную, как в парке, для туристов. Причем, заход в гости был такой: Болор сказала, что любая семья кочевников обязана принять путника, который постучался к ним. Собственно, мы и зарулили в ближайшую юрту вдоль дороги. Семья оказалась казахская. Кочевники обычно обитают в одной и той же местности, то есть не уходят далеко от дома. Но поговаривают, что бывают случаи непреднамеренного перехода границы кочевниками из Казахстана и Китая в Монголию и наоборот. Современные кочевники пользуются многими благами цивилизации - есть у них автомобили, сотовые телефоны и т.д. Когда нужно переехать на другое место - юрту быстренько складывают в багажник, а на новом месте быстренько раскладывают. Юрты в Монголии повсюду, это очень удобное жилье для кочевников в условиях здешнего климата. В Улан-Баторе до сих пор есть целый район с юртами. И как правительство не пытается заманить жителей в квартиры - монголы держатся за свои юрты до последнего! В отличие от той же Бурятии, где в юртах уже практически не живут, даже в деревнях, в Монголии и в деревнях живут, и в городах. Монголия - это островок доподлинной аутентичности. Это приятно, интересно.

Вернемся к казахам-кочевникам. Зашли мы в юрту, сели на кровать, ждем угощения. В юрте живет, вроде как, трое взрослых и двое детей. Скажу сразу - по достижении школьного возраста кочевники отдают детей в школы. Детей монголы очень любят. Стараются дать получше образование, возможность изучать языки, балуют подарками. Обстановка в юрте такая: посередине стоит печка для варки еды, труба выходит на улицу, 2 кровати, полочки, табуреточки, посуда, также стоит чан с кумысом (кисломолочный напиток из кобыльего молока, настаивается несколько дней). За кумысом мы и зашли. Кочевники живут, кроме прочего, на доходы от продажи кумыса. Ну что, попробовали - кумыс прикольный, кисленький, жидкий, похож отдаленно на кефир обезжиренный. Оставили за гостеприимство и кумыс денежку, но это не обязательно. Каждый кочевник примет путника, накормит и обогреет совершенно бесплатно. Монголия - край суровый, особенного зимой.

Чан с кумысом.

Жилая юрта.

Кумыс.


Традиционное занятие монголов - скотоводство.



Двугорбый верблюд мало где обитает на Земле. Монголия - одно из таких мест.

К большому сожалению, не удалось увидеть пустыню Гоби. Уж слишком далеко она от Улан-Батора, и слишком мало времени было. Но ради неё, в том числе, я вернусь в Монголию ещё раз.

Передвигались мы везде на заранее заказанном авто. Однако могу сказать, что такси относительно не дорогое, но опять же, многие таксисты говорят только на монгольском. Есть междугородний транспорт, автовокзал. Ехать в Монголию, всё же, лучше в теплое время года.

Монгол Шуудан переводится как Монгольская почта.

Монголы живут не богато, но как-то на жизнь не жалуются. Может, потому что буддисты). Отдельно нужно сказать о кухне Монголии. Кухня - это сплошные блюда из мяса - буузы, хушуры, цуйван. В общем, для меня, как человека, который уже 2 года не ест мясо и не собирается - нужно было потрудиться, чтобы выбрать что-то национальное и не мясное. Но меня не проведешь - я и буузы нашла с овощами, и цуйван с морепродуктами. Да - все ржали)) но всё же! Национальные блюда схожи с бурятскими. Буряты и монголы вообще как единый народ. В 20 - 30-е годы 20 века было даже национальное движение за объединение Монголии и Бурятии. Из напитков меня покорил монгольских чай. Чаем это, конечно, уже сложно назвать. Мешанина жуткая. Это одновременно и суп, и второе блюдо, и десерт, но вкусно, согревает и как-то успокаивает. Мне настолько понравился, что хапнула потом в магазине огромный пакет этого чая. Теперь, когда навожу и пью его - вспоминаю радушную Монголию. Состав примерно такой - настой трав (или китайский зеленый чай), крупа, соль, молоко, масло сливочное. Можно и буузы туда кинуть, не шутка) Ну а что - быстро и питательно.


Овощные буузы.


Знаменитый чай!

Путешествие заканчивается, пора домой, через Улан-Удэ. Болор отлично говорит по-русски, но ни разу не была в России. Мечтает поехать в Москву, причем в Москву и только в Москву) Болор, желаю тебе скорее осуществить эту мечту!) А частичку моей души Монголия забрала навсегда, определённо..