Гомер, "Илиада": главные герои и их характеристика. Гомер - "илиада", "одиссея" читать онлайн, анализ, критика Разбор илиады

Великое имя Гомера связано прежде всего с зарождением авторской поэзии. Именно Гомер является самым первым европейским поэтом. На протяжении 30 веков поэмы Гомера вызывают восхищение. Читатели испытывают восторг, поэты и критики изучают особенности творчества великого поэта. Впрочем, творческое наследие Гомера не так велико. Это всего две поэмы: «Илиада» и «Одиссея» , и немного гимнов. Нельзя сказать, что поэма «Илиада» превосходит «Одиссею» , но в мире именно «Илиада» считается поэмой номер один! Возможно это связано с описанными в поэме событиями, которые происходили раньше, чем события «Одиссеи» . А возможно на первенство повлияло более глубокое проникновение автора в души героев «Илиады» , описание их характеров и страстей. Но с другой стороны, в «Одиссее» свои прелести. Она более панорамна, и в ней больше приключений. «Илиада» же отличается психологичностью, гуманизмом и проникновением в тайну человеческих душевных глубин.

Самым удивительным является то, что Гомер в своей поэме «Илиада» по большому счету не описывает события Троянской войны как таковые. Один лишь эпизод из десятилетней осады Трои, небольшие стычки и сражения, которые не имели особого стратегического значения. Гибель двух героев, представляющих каждый одну из враждующих сторон, так же с точки зрения исхода войны в целом ничего из себя не представляет. В поэме не описан штурм Илиона и окончательная победа греков. Но зато чувства главных героев Ахилла, Патрокла, Гектора, Приама… читатель видит в развернутом виде. Надежды, разочарования, боль утраты… вот что принесло славу Гомеру на века.

«Гнев, богиня, воспетой Ахиллеса, Пелеева сына …»

Так начинается «Илиада» , так начинается ярость и обида полководца Ахилла на верховного вождя ахейцев Агамемнона из-за захваченной первым прекрасной пленницы. Ахилл, захватив девушку, строил свои планы и надежды на будущую наложницу. Но Агамемнон решил отобрать прекрасную деву, чем и вызвал описанный справедливый гнев строптивого воина. В результате оскорбленный Ахилл и его люди не принимают участия в продолжении осады Трои. Греки временно были оттеснены. Но внезапная гибель близкого друга Патрокла в бою, заставляет забыть обиду и перенести свой гнев на врагов. Ахилл яростно сражается и беспощадно убивает наследника троянского трона Гектора. Казалось бы гнев его должен был утихнуть. Но Ахилл не мог успокоиться. Он издевался и глумился над трупом погибшего Гектора, трижды обогнул Трою с привязанным к его колеснице изувеченным телом. Даже Зевс возмутился бесчеловечностью Ахилла. Но в конце концов мольбы царя Приама, отца погибшего Гектора, успокоили Ахилла. Он согласился отдать труп врага для захоронения и даже дал обещание не нападать на Трою пока погребение не будет завершено. Далее идет описание оплакивания погибших героев — Патрокла и Гектора и поэма заканчивается.

Казалось бы о чем тут можно было писать? Но Гомер развернул эти события в 24 главы, это свыше 5 тысяч стихов. И все они посвящены одному единственному дню, описанному в мельчайших подробностях. Одно только описание щита Ахилла чего стоит! В этом, собственно, и заключается величие поэмы «Илиада» . Язык Гомера неповторим своими образами, и спутать его с любым другим сложно. Были попытки подражания, но из этой затеи мало что получилось у желающих.

Стихи Гомера не обошли и Богов. Олимп с небожителями по разрешению Зевса принимал активное участие в развертывающихся событиях. Справедливости ради стоит заметить, что вся Троянская война, собственно говоря, была спровоцирована Богами. Каждый из них принимал участие в войне, покровительствуя своим героям с противоборствующих сторон. Исключение составлял Зевс. Он был сторонним наблюдателем.

Поэма «Илиада» Гомера является образцом героического эпоса. Она подобна маяку для поэтов, скульпторов и художников античного и современного миров. Гомер был первым гением, кто смог очень точно передать тонкости характеров своих героев. Ахилл навсегда остается героем из героев, несмотря на свой сложный и противоречивый характер.

Гомер создал целую философию жизни. Практически все античные философские антологии начинались с Гомера . Он воспевал жизнь в ее полноте. Несмотря на трагедии и войны, жизнь все-таки прекрасна!

Видимо, благодаря этой мысли, «Илиада» вот уже 30 веков восхищает и не стареет.

«С жизнью, по мне, не сравнится ничто…
Можно, что хочешь, добыть, — и коров, и овец густорунных,
Можно купить золотые треноги, коней златогривых,
Жизнь же назад получить невозможно, ее не добудешь
И не поймаешь, когда чрез ограду зубов улетела.»

Раздел 1. Древнегреческая литература

Практическое занятие № 1

Тема: Фольклорный период. Античная мифология

Цель: закрепить знание студентов о сущности мифа, сформировать систему знаний по античной мифологии, рассмотреть и проанализировать основные мифологические сюжеты, которые являются классикой мирового искусства.

Вопросы для обсуждения

1. Миф и его особенности. Миф и ритуал, миф и легенда, миф и сказка. Особенности мифологического сознания.

2. Пантеон древнегреческих богов: Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Гестия, Арес, Гефест, Афродита, Эрот, Афина, Аполлон, Артемида, Гермес, Дионис, Господин (характеристика и основные мифологические сюжеты).

3. Древнегреческие герои и их подвиги (Прометей, Персей, Сизиф, Геракл, Тезей, Ясон, Ахиллес).

Практическое задание

2. По ЛЭС установите происхождение и сущность понятий: «миф», «ритуал», «мифологическое мышление», «синкретизм мышления».

Основная литература

Дополнительная литература

2. Гиленсон, Б.А. История античной литературы: Учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: В 2 кн. – Кн. 2. Древний Рим / Б.А. Гиленсон. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.

Практическое занятие № 2

Тема: Героический эпос Гомера

Цель: освоение специфики эпического рода словесного творчества, его жанрового воплощения; закрепление на практике навыков работы с текстами поэм Гомера, умения анализировать их художественные особенности.

Вопросы для обсуждения

1. Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Исторические и мифологические истоки гомеровского эпоса.

2. «Илиада» как военно-героическая история о Троянской войне.

3. «Одиссея» как сказочно бытовая поэма (транспозиции, композиция).

4. Особенности эпического стиля (ретардация, отступления, сравнения, эпитеты, гексаметр).

5. «Гомеровский вопрос». Синтез разных подходов в современной интерпретации поэм.

Дополнительные задания

1. Выписать из текста поэмы «Илиада» цитаты с описанием героев: Ахила, Гектора, Приама, Париса, Агамемнона, Минелая, Аякса, Диомеда, Нестора; женских образов: Елены, Андромахи, Гекубы. Выявить постоянные эпитеты.

2. Выписать из текста поэмы цитаты, характеризующие Одиссея, Телемаха, Пенелопу.

3. Творческое задание: построить схему эпических жанров и разработать их «диалог» о своем значении.

Текстологический анализ «Илиады» Гомера

(эпическая поэтика)

План анализа произведения Гомера

1. Как связано содержание песни с главной темой. Каково её место в композиции всей поэмы?

2. Как отражается реальность (мировосприятие древних греков, общественные отношения, этические и религиозные нормы, картины быта)?

3. Как раскрываются характеры (индивидуальные и типические черты героя, особенности психологизма)?

4. Антропоморфизм и бурлеск в изображении богов.

5. Какие признаки фольклорности есть в песне (повторы, общие места, постоянные эпитеты и прочее)?

6. Какие примеры гомеровского стиля можно увидеть в песне (объективность, незаинтересованность, ретардация, архаизация, гиперболизация, монументализм, возвышенная лексика)?

7. Определите художественную функцию сравнений (1-2 примера).

Основная литература

1. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учеб. / Б.А. Гиленсон. – М. : ЮРАЙТ, 2014. – 904 с.

Дополнительная литература

1. Анпеткова-Шарова, Г.Г. Античная литература: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров; Под ред. В.С. Дурова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2005. – 480 с.

2. Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: В 2 кн. Кн. 2. Древний Рим / Б.А. Гиленсон. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.

3. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. – Ч. 1. А-Л / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. – 476 с.

4. Лосев, А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы / под ред. А.А. Тахо-Годи / А.Ф. Лосев. – М.: ЧеРо; Мн.: ООО «Асар», 2001. – 543 с.

5. Самарин, Р.М. Зарубежная литература / Р.М. Самарин. – М.: Высш. шк., 1991. – 368 с.

6. Тронский, И.М. История античной литературы (любое издание) // http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/index.htm

7. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.

Бессмертные поэмы «Илиада» и «Одиссея» являются первыми памятниками литературы во всей Европе, а значит - первыми известными нам произведениями древнегреческой литературы.

Сама личность автора вызывает дискуссии по сей день, так как о древнем сказителе Гомере почти ничего не известно. Существует теория о том, что они жил в 8 веке до н.э. и был слепым. А его две знаменитые поэмы были записаны вероятнее всего в 6 веке до н.э.

Илиада Гомера: сюжет и смысл

В поэме «Илиада» рассказывается о Троянской войне , а название говорит о том, что в древности Трою называли Илионом. Сама война показана в поэме не полностью, в поэме не говорится о причинах начала войны, так как это было известно всем грекам. Сюжет поэмы охватывает уже 10-ый год войны, события происходят в последние пятьдесят дней. В поэме рассказывается о несокрушимом и смелом воине Ахиллесе, который был сыном морской древнегречской богини Фетиды. Греческий царь Агамемнон отбирает у него пленницу и этим вызывает гнев у Ахиллеса. Он покидает его войско и отказывается участвовать в войне.

Это очень выгодно для войска Трои, их принц Гектор смело выступает против них, и в этом бою погибает брат Ахиллеса - юный Патрокл, который надел доспехи своего могучего брата. Это приводит Ахиллеса в такое отчаяние, что он снова участвует в битве и побеждает не менее смелого Гектора. Ослепленный гневом, Ахиллес привязывает тело погибшего к своей колеснице и жестоко волочит его за собой. Отец Геракла - Приам - отправляется к Ахиллесу, чтобы на коленях выпросить у него тело сына и достойно похоронить его. Поэма завершается погребением принца Гектора.

Долго время события, описанные в «Илиаде» считались просто интересной легендой и вымыслом, но недавно археологам удалось найти напластование древних городов, которые Гомером назывались Илионом.

Одиссея Гомера - продолжение Илиады

Поэму «Одиссея» можно считать продолжением «Илиады», потому что в ней повествуется о долгожданном возвращении домой одного из героев Троянской битвы - царя острова Итака Одиссея. В поэме рассказывается о том, что ахейскому герою пришлось пережить за время странствий, сколько несчастий и опасностей встретились ему на пути домой. Одиссей и его спутники попадали в руки злобного одноглазого циклопа Полифема, проплывали мимо острова сирен, которые завлекали моряков своим чарующим голосом в пучину смерти, оказывались в проливе между двумя скалами, на которых жили чудовища Сцилла и Харибда.

Целых десять лет продолжались странствия главного героя, а с его отбытия на Троянскую войны прошло двадцать лет. За это время многие мужчины желали жениться на его жене Пенелопе, чтобы завладеть его троном. Образ жены Одиссея представляет собой верную и преданную женщину, которая не верит в то, что ее муж погиб и ждет его возвращения. Но когда он появляется у себя дома, Пенелопа не узнает его и предлагает мужчинам выстрелить из лука ее мужа, и тот, кто сумеет это сделать - станет ее мужем. Лишь Одиссею это удалось, и только после этого он открывается Пенелопе.

Герои «Одиссеи» более сложные, их характеры более утонченные, а отношения между ними более запутанные, чем в поэме «Илиада», поэтому первая поэма считается более оригинальной.

1) Особенности жанра произведения. “Илиада” Гомера относится к жанру эпической поэмы, хотя произведение сохранило следы устной народной поэзии.
2) Тематика и проблематика произведения. Основная тема “Илиады” – поэмы об Илионе, то есть Трое, – гнев Ахилла, вызванный его ссорой с Агамемноном. Это событие имело роковые последствия для троянцев и греков:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал,
Многие души могучие славных героев низринул.
В мрачный Аид и самих

распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам. Совершалася Зевсова воля,
С оного дня, как воздвигшие спор воспылали враждою,
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

3) Особенности сюжета произведения. Сюжет “Илиады” взят из цикла мифов о Троянской войне. Согласно сказанию, на свадебный пир героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все олимпийские боги, кроме богини раздора Эри-ды. Оскорбленная Эрида проникла незамеченной на свадьбу и бросила пирующим яблоко с надписью “Прекраснейшей”. Из-за яблока вспыхнула ссора между Герой, Афиной и Афродитой. По приказанию Зевса Гермес отвел трех богинь на гору Иду, чтобы там их рассудил пастух Парис. Парис был сыном троянского царя Приама и его жены царицы Гекубы, но родители в свое время оставили новорожденного на горе Иде, так как, согласно предсказанию богов, он должен был погубить троянское царство. Подкинутого ребенка нашли и воспитали пастухи, а когда он подрос, то сам стал пасти стада на Иде. Каждая из богинь пыталась соблазнить юношу своими дарами, надеясь получить от него яблоко. Гера обещала Парису власть, Афина сулила ему непревзойденную мудрость и славу, а Афродита – любовь прекраснейшей в мире женщины. Парис отдал яблоко Афродите, вызвав негодование обеих богинь. Афродита открыла Парису тайну его рождения, привела в Трою, где его с радостью встретили родные, а затем помогла ему похитить из Эллады Елену, жену спартанского царя Менелая. Оскорбленный Менелай и его брат Агамемнон собрали войско, снарядили корабли и поплыли к Трое. Троянцы отказались добровольно выдать Елену и похищенные с нею сокровища. Началась война, которая длилась десять лет. Среди греков, которые в поэмах называются ахейцами, или данайцами, было много могучих богатырей: юный Ахилл, сын Пелея и Фетиды, предводитель всего войска Агамемнон, мудрый старец Нестор, Диомед, Аякс, Одиссей. Троянское войско возглавлял старший сын Приама Гектор. Греки сумели овладеть Троей только на десятый год войны. По совету хитрого и мудрого Одиссея они сделали вид, что покидают Трою и возвращаются на родину. На морском берегу ими был оставлен большой деревянный конь, а к троянцам подослан перебежчик, который сказал, что этим подарком греки хотят умилостивить богиню Афину. Напрасно напоминал троянцам их жрец Лаокоон о вероломстве греков. Коня ввезли в город, для чего пришлось разобрать часть городской стены, так как статуя не входила в ворота. Ночью, когда все в городе уснули, из чрева коня выскочили спрятанные в нем воины и подали сигнал остальным грекам, которые в сумерках вновь подошли к крепости. Троянцы были перебиты, их женщины и дети уведены в рабство, а Троя разрушена и сожжена. Но и грекам победа не принесла ожидаемой радости. Лишь немногие герои вернулись благополучно домой. О событиях десятого года войны, окончившихся смертью Гектора, рассказывает “Илиада”. “Илиада” представляет собой военно-героическую эпопею, в которой первое место занимает рассказ о событиях.


Другие работы по этой теме:

  1. Мифы большинства народов – это мифы прежде всего о богах. Мифы Древней Греции – исключение: в большей и лучшей части их рассказывается не о богах,...
  2. Гомер “Илион”, “Троя” – два названия одного и того же могучего города в Малой Азии, возле берега Дарданелл. По первому из этих имен великая греческая...
  3. ПАРИС Парис – сын царя Трои Приама, брат Гектора. Это беспечный красавец, хвастливый и праздный, кото­рый, нарушив правила гостеприимства, похитил у ца­ря Менелая его жену,...
  4. Зевс и бог моря Посейдон заспорили о любви Фетиды. Богиня правосудия Фемида, вмешавшись в спор, предсказала, что у Фетиды родится сын, который превзойдет силой собственного...
  5. ЕЛЕНА Елена – дочь главного бога древнегреческого пантеона Зевса и земной женщины Леды – женщина необык­новенной красоты, жена царя Спарты Менелая. Похи­щение Елены сыном троянского...
  6. 1) История создания поэмы. Большинство современных ученых считают верной теорию, согласно которой “Одиссея” изначально была создана как произведение устного творчества. 2) Особенности жанра произведения. Произведение...
  7. Парис – сын Приама, царя Трои, брат Гектора. П. в “Илиаде” – хвастливый, праздный и беспечный красавец, который, вероломно нарушив законы гостеприимства, похитил у Менелая...

Илиа́да - эпическая поэма в 15 700 гекзаметров, приписываемая Гомеру, древнейший из сохранившихся памятников греческой литературы. Основой для неё послужили многочисленные сказания Древней Греции о подвигах древних героев.

Краткое содержание:

Троянская война длилась десять лет. В поход на Трою собрались десятки греческих царей и вождей на сотнях кораблей с тысячами воинов: перечень их имен занимает в поэме несколько страниц. Главным вождем был сильнейший из царей - правитель города Аргос Агамемнон; с ним были брат его Менелай (ради которого и началась война), могучий Аякс, пылкий Диомед, хитроумный Одиссей, старый мудрый Нестор и другие; но самым храбрым, сильным и ловким был юный Ахилл, сын морской богини Фетиды, которого сопровождал друг его Патрокл. Троянцами же правил седой царь Приам, во главе их войска стоял доблестный сын Приама Гектор, при нем брат его Парис (из-за которого и началась война) и много союзников со всей Азии. Сами боги участвовали в войне: троянцам помогал сребролукий Аполлон, а грекам - небесная царица Гера и мудрая воительница Афина. Верховный же бог, громовержец Зевс, следил за битвами с высокого Олимпа и вершил свою волю.

Началась война так. Справлялась свадьба героя Пелея и морской богини Фетиды - последний брак между богами и смертными. (Это тот самый брак, от которого родился Ахилл.) На пиру богиня раздора бросила золотое яблоко, предназначенное «прекраснейшей». Из-за яблока заспорили трое: Гера, Афина и богиня любви Афродита. Зевс приказал рассудить их спор троянскому царевичу Парису. Каждая из богинь обещала ему свои дары: Гера обещала сделать его царем над всем миром, Афина - героем и мудрецом, Афродита - мужем красивейшей из женщин. Парис отдал яблоко Афродите. После этого Гера с Афиной и стали вечными врагами Трои. Афродита же помогла Парису обольстить и увезти в Трою красивейшую из женщин - Елену, дочь Зевса, жену царя Менелая. Когда-то к ней сватались лучшие богатыри со всей Греции и, чтобы не перессориться, сговорились так: пусть сама выберет, кого хочет, а если кто попробует отбить ее у избранника, все остальные пойдут на него войной. (Каждый надеялся, что избранником будет он.) Тогда Елена выбрала Менелая; теперь же ее отбил у Менелая Парис, и все бывшие ее женихи пошли на него войной. Только один, самый молодой, не сватался к Елене, не участвовал в общем уговоре и шел на войну только для того, чтобы блеснуть доблестью, явить силу и стяжать славу. Это был Ахилл. Так чтобы по-прежнему никто из богов не вмешивался в битву. Троянцы продолжают свой натиск, во главе их - Гектор и Сарпедон, сын Зевса, последний из сыновей Зевса на земле. Ахилл из своего шатра холодно наблюдает, как бегут греки, как подступают троянцы к самому их лагерю: вот-вот они подожгут греческие корабли. Гера с вышины тоже видит бегство греков и в отчаянии решается на обман, чтобы отвлечь суровое внимание Зевса. Она предстает перед ним в волшебном поясе Афродиты, возбуждающем любовь, Зевс вспыхивает страстью и соединяется с нею на вершине Иды; золотое облако окутывает их, а земля вокруг расцветает шафраном и гиацинтами. За любовью приходит сон, и, пока Зевс спит, греки собираются с духом и приостанавливают троянцев. Но сон недолог; Зевс пробуждается, Гера дрожит перед его гневом, а он говорит ей: «Умей терпеть: все будет по-твоему и греки победят троянцев, но не раньше, чем Ахилл усмирит гнев и выйдет в бой: так обещал я богине Фетиде». Но Ахилл еще не готов «сложить гнев», и на помощь грекам вместо него выходит друг его Патрокл: ему больно смотреть на товарищей в беде. Ахилл дает ему своих воинов, свои доспехи, которых привыкли бояться троянцы, свою колесницу, запряженную вещими конями, умеющими говорить и прорицать. «Отрази троянцев от лагеря, спаси корабли, - говорит Ахилл, - но не увлекайся преследованьем, не подвергай себя опасности! О, пусть бы погибли все и греки и троянцы, - мы бы с тобою одни вдвоем овладели бы Троей!» И впрямь, увидев доспехи Ахилла, троянцы дрогнули и поворотили вспять; и тогда-то Патрокл не удержался и бросился их преследовать. Навстречу ему выходит Сарпедон, сын Зевса, и Зевс, глядя с высоты, колеблется: «Не спасти ли сына?» - а недобрая Гера напоминает: «Нет, пусть свершится судьба!» Сарпедон рушится, как горная сосна, вокруг его тела закипает бой, а Патрокл рвется дальше, к воротам Трои. «Прочь! - кричит ему Аполлон, - не суждено Трою взять ни тебе, ни даже Ахиллу». Тот не слышит; и тогда Аполлон, окутавшись тучей, ударяет его по плечам, Патрокл лишается сил, роняет щит, шлем и копье, Гектор наносит ему последний удар, и Патрокл, умирая, говорит: «Но и сам ты падешь от Ахилла!» До Ахилла долетает весть: Патрокл погиб, в его, Ахилловых, доспехах красуется Гектор, друзья с трудом вынесли из битвы мертвое тело героя, торжествующие троянцы преследуют их по пятам. Ахилл хочет броситься в бой, но он безоружен; он выходит из шатра и кричит, и крик этот так страшен, что троянцы, содрогнувшись, отступают. Опускается ночь, и всю ночь Ахилл оплакивает друга и грозит троянцам страшным отмщеньем; а тем временем по просьбе матери его, Фетиды, хромой бог-кузнец Гефест в своей медной кузнице выковывает для Ахилла новое дивное оружие. Это панцирь, шлем, поножи и щит, а на щите изображен целый мир: солнце и звезды, земля и море, мирный город и воюющий город, в мирном городе суд и свадьба, пред воюющим городом засада и битва, а вокруг - сельщина, пахота, жатва, пастбище, виноградник, деревенский праздник и пляшущий хоровод, а посредине его - певец с лирою. Наступает утро, Ахилл облачается в божественные доспехи и созывает греческое войско на сходку. Гнев его не угас, но теперь он обращен не на Агамемнона, а на тех, кто погубил его друга, - на троянцев и Гектора. Агамемнону он предлагает примирение, и тот с достоинством его принимает: «Зевс и Судьба ослепили меня, а сам я невинен». Брисеида возвращена Ахиллу, богатые дары внесены в его шатер, но Ахилл почти на них не смотрит: он рвется в бой, он хочет мстить. Наступает четвертая битва. Зевс снимает запреты: пусть сами боги бьются, за кого хотят! Ратница Афина сходится в бою с неистовым Аресом, державная Гера - с лучницей Артемидой, морской Посейдон должен сойтись с Аполлоном, но тот останавливает его печальными словами: «Нам ли с тобой воевать из-за смертного рода людского? / Листьям недолгим в дубраве подобны сыны человечьи: / Ныне цветут они в силе, а завтра лежат бездыханны. / Распри с тобой не хочу я: пускай они сами враждуют!..» Ахилл страшен. Он схватился с Энеем, но боги вырвали Энея из его рук: Энею не судьба пасть от Ахилла, он должен пережить и Ахилла, и Трою. Разъяренный неудачей, Ахилл губит троянцев без счета, трупы их загромождают реку, речной бог Скамандр нападает на него, захлестывая валами, но огненный бог Гефест усмиряет речного. Уцелевшие троянцы толпами бегут спасаться в город; Гектор один, во вчерашних Ахилловых доспехах, прикрывает отступление. На него налетает Ахилл, и Гектор обращается в бегство, вольное и невольное: он боится за себя, но хочет отвлечь Ахилла от других. Три раза обегают они город, а боги смотрят на них с высот. Вновь Зевс колеблется: «Не спасти ли героя?» - но Афина ему напоминает: «Пусть свершится судьба». Вновь Зевс поднимает весы, на которых лежат два жребия - на этот раз Гекторов и Ахиллов. Чаша Ахилла взлетела ввысь, чаша Гектора наклонилась к подземному царству. И Зевс дает знак: Аполлону - покинуть Гектора, Афине - прийти на помощь Ахиллу. Афина удерживает Гектора, и он сходится с Ахиллом лицом к лицу. «Обещаю, Ахилл, - говорит Гектор, - если я тебя убью, то сниму с тебя доспехи, а тела не трону; обещай мне то же и ты». «Нет места обещаньям: за Патрокла я сам растерзаю тебя и напьюсь твоей крови!» - кричит Ахилл. Копье Гектора ударяет в Гефестов щит, но тщетно; копье Ахилла ударяет в Гекторово горло, и герой падает со словами: «Бойся мести богов: и ты ведь падешь вслед за мною». «Знаю, но прежде - ты!» - отвечает Ахилл. Он привязывает тело убитого врага к своей колеснице и гонит коней вокруг Трои, глумясь над погибшим, а на городской стене плачет о Гекторе старый Приам, плачет вдовица Андромаха и все троянцы и троянки. Патрокл отомщен. Ахилл устраивает другу пышное погребение, убивает над его телом двенадцать троянских пленников, справляет поминки. Казалось бы, гнев его должен утихнуть, но он не утихает. Трижды в день Ахилл гонит свою колесницу с привязанным телом Гектора вокруг Патроклова кургана; труп давно бы разбился о камни, но его незримо оберегал Аполлон. Наконец вмешивается Зевс - через морскую Фетиду он объявляет Ахиллу: «Не свирепствуй сердцем! ведь и тебе уже не долго осталось жить. Будь человечен: прими выкуп и отдай Гектора для погребения». И Ахилл говорит: «Повинуюсь». Ночью к шатру Ахилла приходит дряхлый царь Приам; с ним - повозка, полная выкупных даров. Сами боги дали ему пройти через греческий лагерь незамеченным. Он припадает к коленям Ахилла; «Вспомни, Ахилл, о твоем отце, о Пелее! Он так же стар; может быть, и его теснят враги; но ему легче, потому что он знает, что ты жив, и надеется, что ты вернешься. Я же одинок: из всех моих сыновей надеждою мне был только Гектор - и вот его уже нет. Ради отца пожалей меня, Ахилл: вот я целую твою руку, от которой пали мои дети». «Так говоря, он печаль об отце возбудил в нем и слезы - / Оба заплакали громко, в душе о своих вспоминая: / Старец, простершись у ног Ахилла, - о Гекторе храбром, / Сам же Ахилл - то о милом отце, то о друге Патрокле». Равное горе сближает врагов: только теперь затихает долгий гнев в Ахилловом сердце. Он принимает дары, отдает Приаму тело Гектора и обещает не тревожить троянцев, пока они не предадут своего героя земле. Рано на заре возвращается Приам с телом сына в Трою, и начинается оплакивание: плачет над Гектором старая мать, плачет вдова Андромаха, плачет Елена, из-за которой началась когда-то война. Зажигается погребальный костер, останки собирают в урну, урну опускают в могилу, над могилой насыпают курган, по герою справляют поминальный пир. «Так воителя Гектора Трои сыны погребали» - этой строчкой заканчивается «Илиада». До конца Троянской войны оставалось еще немало событий. Троянцы, потеряв Гектора, уже не осмеливались выходить за городские стены. Но на помощь им приходили и бились с Гектором другие, все более дальние народы: из Малой Азии, из сказочной земли амазонок, из дальней Эфиопии. Самым страшным был вождь эфиопов, черный исполин Мемнон, тоже сын богини; он сразился с Ахиллом, и Ахилл его ниспроверг. Тогда-то и бросился Ахилл на приступ Трои - тогда-то и погиб он от стрелы Париса, которую направил Аполлон. Греки, потеряв Ахилла, уже не надеялись взять Трою силой - они взяли ее хитростью, заставив троянцев ввезти в город деревянного коня, в котором сидели греческие витязи. Об этом потом расскажет в своей «Энеиде» римский поэт Вергилий. Троя была стерта с лица земли, а уцелевшие греческие герои пустились в обратный путь.

Художественные особенности:

Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» - «закон хронологической несовместимости». Иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.

Стиль поэмы можно охарактеризовать как формульный. Под формулой при этом понимается не набор штампов, а система гибких (изменяемых) выражений, которые связаны с определенным метрическим местом строки.

Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.