Склонение фио по падежам. Правила склонения фамилий в русском языке Дательный падеж фамилия имя отчество

  • 5. Род как классифицирующая, несловоизменительная категория существительных. Принципы распределения склоняемых существительных по родам.
  • 6. Слова общего рода. Употребление существительных общего рода в расширительном и переносном значениях. Род существительных с размерно-оценочными суффиксами.
  • 7. Род существительных, образованных словосложением. Род несклоняемых существительных. Определение рода несклоняемых нарицательных существительных. Род несклоняемых собственных существительных.
  • 8. Род сложносокращенных слов (аббревиатур). Стилистическое использование категории рода.
  • 9. Категория числа имен существительных. Значение и средства грамматического выражения. Существительные, имеющие форму только единственного числа.
  • 10. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Использование категории числа существительных.
  • 11. Категория падежа имени существительного. Основные значения падежей.
  • 12. Склонение существительных. Особенности в образовании падежных форм существительных 1-го и 2-го склонения. Склонение существительных с первым компонентом пол… (пол-).
  • 13. Особенности в образовании форм именительного падежа множественного числа и варианты окончаний у существительных 1-го склонения.
  • 14. Родительный падеж множественного числа. Варианты окончаний. Склонение собственных имен (имен и фамилий, топонимов).
  • 15. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Лексико-грамматические разряды прилагательных и многозначность слова.
  • Стилистическая окраска и употребление степеней сравнения прилагательных Сравнительная степень
  • 17. Краткая форма прилагательных. Ограничения в образовании краткой формы. Грамматические свойства кратких прилагательных.
  • 18. Употребление качественных, относительных и притяжательных прилагательных в современных текстах. Переход других частей речи в прилагательные. Субстантивация прилагательных.
  • 19. Имя числительное как часть речи. Разряды числительных.
  • 20. Числительные количественные. Морфологические и синтаксические особенности количественных числительных.
  • 21. Употребление количественных и собирательных числительных (литературная норма употребления собирательных числительных).
  • 22. Вопрос о местоимении как части речи. Классификация местоимений по соотношению с другими частями речи.
  • 23. Разряды местоимений по значению. Стилистическое использование местоимений разных семантических разрядов.
  • 24. Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Неопределенная форма глагола, ее значение, образование, синтаксическое употребление.
  • 25. Две основы глагола. Понятие о классах глагола.
  • 26. Категория глагольного вида. Формальные и семантические отличия глаголов совершенного и несовершенного вида.
  • 27. Образование видов. Видовые пары глаголов. Глаголы, не имеющие парных форм другого вида. Двувидовые глаголы.
  • 2. Префиксация
  • 28. Категории залога. Основные залоги и образование залоговых форм. Глаголы, лишенные залоговых значений.
  • 29. Категория личности/безличности. Безличные глаголы.
  • 30. Категория наклонения. Изъявительное наклонение. Переносные значения индикатива.
  • 31. Сослагательное наклонение. Значение, морфологические признаки и способы образования форм сослагательного наклонения.
  • 32. Повелительное наклонение. Значение, морфологические признаки и способы образования форм повелительного наклонения. Переносные значения императива.
  • 33. Категория времени. Основные значения и употребление временных форм.
  • 33. Категория времени. Основные значения и употребление временных форм.
  • 34. Категория лица. Значение форм лица (определенно-личное, обобщенно-личное, неопределенно-личное). Значение форм рода и числа как форм, не характерных для глагола.
  • 35. Причастие как форма глагольно-именного образования. Морфологические признаки и образование причастий.
  • 36. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Категория времени у деепричастий. Переход деепричастий в наречия.
  • 37. Наречие как часть речи. Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль. Соотносительность наречий с другими частями речи. Переход наречий в другие части речи.
  • 38. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование обстоятельственных и определительных наречий.
  • 40. Союзы и их синтаксические функции. Классификация союзов по значению и строению.
  • 41. Предлоги и их синтаксические функции. Классификация предлогов по значению, строению, образованию.
  • 42. Частицы и их функции в речи. Разряды частиц по значению. Словообразующие и формообразующие частицы.
  • 43. Модальные слова как особый разряд слов в русском языке. Разряды модальных слов по значению.
  • 44. Значение междометий и их функции в речи. Разряды междометий по значению. Группы междометий по способу образования и происхождению. Звукоподражательные слова.
  • 14. Родительный падеж множественного числа. Варианты окончаний. Склонение собственных имен (имен и фамилий, топонимов).

    Родительный падеж. У имен существительных мужского рода с основой на твердый согласный и «йот» (j ) основное окончание - -ов, -ев (столов, плодов, героев, пальцев ).

    Слова с основой на мягкий согласный и на шипящие имеют окончание -ей: коней, ключей, ножей.

    Существительные на -ане, -яне и -ата, -ята имеют нулевое окончание: крестьян, граждан, лютеран, армян, медвежат, козлят, ребят . Нулевое окончание имеют также слова: глаз, чулок, сапог, волос, солдат, драгун, аршин, турок, болгар, грузин, цыган, осетин и некоторые другие. Употребление этих слов в разговорной речи с окончанием -ов не соответствует литературной норме; отступлением от литературной нормы является и нулевое окончание в таких словах, как апельсин, мандарин (вместо правильного апельсинов, мандаринов ).

    Имена существительные среднего рода обычно имеют нулевое окончание: окон, сёл, дел, плеч, училищ, заявлений, занятий, течений и другие. Несколько слов (море, поле, око, ухо ) имеют окончание -ей : морей, полей, очей, ушей .

    Отдельные существительные среднего рода с основой на ц (если ц стоит после твердого переднеязычного согласного) имеют безударное окончание -ев :болотцев, оконцев, коленцев, копытцев, кружевцев и др. Некоторые существительные имеют нулевое окончание: блюдец, полотенец, зеркалец, щупалец, корытец и т.д. Существительное яйцо имеет форму яиц .

    Существительные мужского рода на «йот» (j) с предшествующим и (гений, пролетарий ) в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ев (гениев, пролетариев ).

    Имена существительные среднего рода с основой на «йот» (j ) имеют в родительном падеже множественного числа форму с нулевым окончанием со вставкой гласного и : копий, побережий, житий и т.д. Несколько имен существительных среднего рода, а также существительное мужского рода в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ев : платьев, звеньев, перьев, поленьев, низовьев, верховьев, подмастерьев . Окончание -ёв имеет существительное остриё - остриёв .

    Имя существительное ружье имеет в родительном падеже множественного числа нулевое окончание с беглым е: ружей.

    Существительные среднего рода с суффиксом -ик - и слова облако, очки в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ов : плечиков, колесиков, облаков, очков .

    Склонение собственных имен . (склонение имен и фамилий )

    Русские фамилии и имена, фамилии и имена жителей славянских стран, а также фамилии и имена народов, живущих на территории бывшего СССР, в принципе, склоняются: фильмы Эльдара Рязанова , стихи Андрея Белого , сказки Салтыкова-Щеднира .

    Не склоняются, согласно современной литературной норме:

    а) фамилии на –о, -е, -и, -у, -ых/-их : фильмы студии имени А.П. Довженко, повесть об А.И. Маринеско, проекты Витте .

    б) женские фамилии на согласный: известная артистка Н. Ужвий, был знаком с Марией Гартунг .

    в) первая часть двойной фамилии, если она не имеет облика традиционной русской фамилии или принадлежит к тому морфологическому типу фамилий, которые не склоняются: скульптуры Демут -Малиовского, улица Миклухо -Маклая.

    Фамилии, совпадающие по звучанию с нарицательными сущ. могут склоняться, а могут и не склоняться: Роднина начинала путь под руководством тренера С.Жука ; Потом я беру интервью у тренера Станислава Жук .

    Мужские фамилии восточнославянского бытования на –ок, -ек, -ец, -яц, -ень, -ель склоняются как с потерей беглой гласной, так и без потери: Быть может, самое примечательное в новом спектакле, поставленном В. Плучеком ...; Эта эмблема метро предложена архитектором С. Кравецом .

    Польские, чешские и словацкие фамилии и имена на –ек, -ец, -ел также целесообразно склонять без потери гласной.

    Что же касается фамилий на –ец, то они используются в основном с потерей гласной:обратился Швейк к Паливцу, но Паливец сказал...

    Имя Любовь склоняется без потери гласной о, как существительное 3-го склонения (Любови, Любовью и т.п.). По образцу этого типа склоняется и ряд заимствованных женских имен на мягкий согласный: Эсфира, Эсфирью, Эсфири .

    Иноязычные мужские фамилии и имена на согласную склоняются: опера Джорджа Гершвина , интервью с Жаком Шираком .

    Мужские и женские (иноязычные) фамилии и имена, оканчивающиеся на –а безударное без предшествующей гласной и на –ия , также склоняются: комедии Лопе де Веги , кино Куросавы , взглянул на Акиру Куросаву .

    Не склоняются :

    а) мужские и женские фамилии и имена, оканчивающиеся на –о, -е, -и, -ы, -у, -ю , а также на –а (с предшествующей гласной) и на –а (ударную): романы Андре Моруа , выступление Г. Пейзера .

    б) женские фамилии и имена, оканчивающиеся на твердую согласную, а также фамилии, оканчивающиеся на мягкую согласную: визит Маргарет Тэтчер , песня Эдит Пиаф .

    И ещё одна особенность склонения иноязычных фамилий. Мужские фамилии, оканчивающиеся на –ов и –ин , имеют в творительном падеже окончание –ом : роли, сыгранные Максом фон Зюдовом .

    Склонение топонимов.

    Однословные топонимы – названия населенных пунктов, рек, озер и т.д. – склоняются , как и слова нарицательные: в Санкт-Петербурге, под Рязанью, на Волге и т.п.

    Как склоняемые «вели себя» в произведениях классической лит. и топонимы на –ин(о), -ын(о), ов(о), ев(о) , и в авторской речи, и в речи персонажей:История села Горюхин а , Недаром помнит вся Россия про день Бородин а .

    Между тем в современной разговорной и газетной речи топонимы на –ин(о), -ын(о), ов(о), ев(о) нередко не склоняются: Один выстрел в Сараев о , быть ли музею в Орехов о . Несклоняемая форма проникла даже в название детского м/ф «Зима в Простоквашино »

    Можно отметить, что тенденция не склонять топонимы на –ин(о), -ын(о), ов(о), ев(о) в газетах начиная с 90-х если не идет на убыль, то уж точно не набирает силу.

    Согласно литературной норме, не склоняются те однословные топонимы, которые оканчиваются на –и (если это не форма множественного числа), -е, -о (кроме топонимов на –ово/-ево, -ино/-ыно ): жители Токио, путешествие по Гоби .

    Что касается неоднословных топонимов, то они склоняются по-разному в зависимости от того, являются ли они обычными для русского языка синтаксическими сочетаниями или нет: в Верхнем Волочке (в Новом Орлеане), под Нижним Тагилом, на Дальнем Востоке.

    "

    В настоящей статье кратко рассматриваются основные вопросы «Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке».

    Внимание акцентируется на самых спорных и сложных случаях употребления. Имена и фамилии рассмотрены отдельно.

    1. Склонение фамилий

    1.1. Подавляющее большинство русских фамилий имеет формальные показатели - суффиксы -ов- (-ев-), -ин-, -ск-: Задорнов, Тургенев, Путин, Малиновский, Ямской. Такие фамилии склоняются, образуя две соотносительные системы форм - женского и мужского рода, называющие соответственно лиц женского и мужского пола. С обеими системами сопоставима единая система форм множественного числа.

    Примечание. Все это напоминает систему форм прилагательного (кроме отсутствия форм среднего рода). Так как соотношение мужских и женских фамилий является абсолютно регулярным и не имеет анологий среди нарицательных существительных, то приходит такая мысль: не следует ли считать русские фамилии особенным типом «родоизменяемых» существительных.

    1.2. Фамилии с формальным показателем -ск- склоняются в женском и мужском роде и во множественном числе как прилагательные: Малиновский, Малиновского, Малиновскому…, Достоевская, Малиновской…, Малиновские, Малиновских и т. д.

    Относительно немногочисленны русские фамилии, склоняющиеся как прилагательные и не имеющие показателя -ск-. К ним относятся: Благой, Дикий, Броневой, Толстой, Гладкий, Боровой, Береговой, Лановой, Поперечный и т. п. (перечень таких фамилий можно найти в книге «Современные русские фамилии». Авторы: А. В. Суслова, А. В. Суперанская, 1981. С. 120-122).

    1.3. Фамилии с формальными показателями -ин- и -ов- имеют в мужском роде особое склонение, не встречающееся ни среди нарицательных существительных, ни среди личных имен. В них объединены окончания прилагательных типа отцов и существительных второго склонения мужского рода. Способ склонения фамилий отличается от склонения притяжательных прилагательных окончанием предложного падежа (ср.: о Карамзин-е, о Грибоедов-е, - о мамин-ом, об отцов-ом), от склонения указанных существительных - окончанием творительного падежа (ср.: Никитин-ым, Кольцов-ым, - кувшин-ом, остров-ом).

    Соотносительные женские фамилии склоняются как притяжательные прилагательные в форме женского рода (ср. как склоняются Каренина и мамина, Ростова и отцова). То же надо сказать о склонении фамилий на -ин и -ов во множественном числе (Рудины, Базаровы склоняются как отцовы, мамины).

    1.4. Все прочие мужские фамилии, имеющие нулевое окончание в именительном падеже (при написании они кончаются согласной буквой й или мягким знаком) и основы на согласные, кроме фамилий на -их, -ых, склоняются как существительные мужского рода второго склонения. Такие фамилии имеют в творительном падеже окончание -ем, (-ом): Гайдаем, Врубелем, Герценом, Гоголем, Левитаном, Хемингуэем. Такие фамилии воспринимаются как иностранные.

    Соотносительные женские фамилии не склоняются: с Анной Магдалиной Бах, о Мэри Хемингуэй, с Надеждой Ивановной Забелой-Врубель, Любови Дмитриевне Блок, Наталии Александровны Герцен, о Зое Гайдай.

    Примечание. Чтобы применять это правило, нужно знать пол носителя фамилии. Отсутствие такой информации ставит пишущего в затруднительное положение.

    Форма, в которой стоит фамилия, информирует о поле соответствующего лица. Но если писатель (автор) не имел нужных сведений, был небрежен или нетверд в применении грамматики русского языка, читатель получает ложную информацию.

    Фамилии данного типа множественного числа тоже склоняются как существительные мужского рода: написал Хемингуэям, Блокам, побывал у Гайдаев, у Герценов, у Врубелей и т. п.

    Примечание. Существуют особые правила использования таких фамилий в одних случаях в несклоняемой форме, в других - в склоняемой форме множественного числа. Данные правила к морфологии относятся меньше, а больше к синтаксису. Они довольно подробно описаны в Справочнике по правописанию и литературной правке Д. Э. Розенталя (§149, п. 10, С. 191-192). Согласно этим правилам рекомендуется: у отца и сына Ойстрахов, но у отца и дочери Гилельс, с Томасом и Генрихом Маннами, но с Робертом и Кларой Шуман. В данной статье эта информация подробно не рассматривается.

    1.5. Описанное выше простое правило склонения фамилий на согласные, не имеющих формальных показателей -ов-, -ин, для некоторых редких фамилий применить очень трудно, например, для тех, которые омонимичны склоняющимся по третьему склонению географическим названиям или нарицательным существительным. Так, в грамматическом приложении к «Справочнику личных имен народов РСФСР» говорится о затруднениях, которые возникают при необходимости просклонять такие фамилии, как Астрахань, Любовь, Грусть.

    В этом же пособии говорится, что для иных фамилий с трудностями связано только образование множественного числа (фамилии Ус, Сон, Гей, Полоз, Палец, и др.).

    Склонение множества фамилий (как в единственном, так и во множественном числе) оказывается трудным из-за неясности, нужно ли в них поддерживать беглость гласных по образцу омонимичных им или похожих внешне нарицательных существительных (Журавеля или Журавля - от Журавель, Мазурока или Мазурка - от Мазурок, Кравеца или Кравца - от Кравец и т. п.). Такие затруднения нельзя решить с помощью использования правил. В таких случаях нужен словарь фамили, определяющий рекомендации для каждой фамилии.

    1.6. Отдельный тип характеризует русские фамилии на -ых (-их), которые происходят от формы родительного (или предложного) падежа прилагательных во множественном числе: Черных, Белых, Кудреватых, Кручёных, Рыжих, Долгих. Учитывая нормативность русского языка, подобные фамилии не склоняются: лекции Черных, роман Седых, творчество Крученых и т. п.

    Примечание. В нелитературной (разговорной) речи действует стремление к склонению таких фамилий, если они принадлежат мужчинам, оказывающее воздействие тем сильнее, чем ближе общение с владельцем данной фамилии. В уже не функционирующем Московском городском педагогическом институте им. Потёмкина учащиеся там в сороковых-пятидесятых годах посещали лекции Черныха, сдавали зачёты и экзамены Черныху и т.п. (просто говорить по-другому никому даже не приходило в голову). Если бы эта тенденция сохранилась, фамилии на -ых, -их не отличались бы от остальных фамилий на согласные, которые рассматривались в п. 13.1.4.

    1.7. Иногда, учитывая морфологическое устройство некоторых фамилий, их исходная форма может быть оценена неоднозначно. Такое бывает редко, но эти случаи лингвистически очень интересны с точки зрения трудностей, которые могут возникнуть при их склонении. Наблюдаются трудности при определении «русских» и «нерусских» фамилий на -ов и -ин; к последним принадлежат, например, Флотов (немецкий композитор), Гуцков (немецкий писатель), Кронин (английский писатель), Дарвин, Франклин и т. п. С точки зрения морфологии «русскость», или «нерусскость» определяется выделением, или не выделением в фамилии формального показателя (-ов- или -ин-). Наличие такого показателя показывает, что творительный падеж содержит окончание -ым, а соответственная женская фамилия склоняется (Фонвизиным, Фонвизиной), а если не выделяется - то образуется творительный падеж с окончанием -ом, а женская фамилия не склоняется (с Анной Вирхов, Вирховом). Ср. «омонимы»: у Ханны Чаплин, Чарльзом Спенсером Чаплином и Николаем Павловичем Чаплиным, с Верой Чаплиной.

    Примечание. Учитывая материалы Л. П. Калакуцкой, иногда соответственные мужские и женские фамилии формируются морфологически несоответственно (творительный падеж Цейтлиным, можно сочетать с несклоняемой формой Цейтлин фамилии женщины). Урегулирования здесь можно достичь, только используя специальный словарь фамилий, который содержит грамматические правила. Поэтому редактор должен обязательно следить за морфологически противоречивыми друг другу формами, чтобы они не встречались хотя бы в пределах одной статьи.

    Существуют нерусские (предпочтительно немецкие) фамилии на -их: Дитрих, Аргерих, Эрлих, Фрейндлих и т. п. Подобные «иноязычные» фамилии, ни в коем случае, нельзя принимать за русские фамилии на -их потому, что в русских фамилиях перед основой –их, почти никогда не находятся мягкие согласные, которые имеют твердые пары. Это связано с тем, что в русском языке очень мало прилагательных с подобными основами (т.е. таких прилагательных, как синий; и есть ли фамилия Синих).

    Но бывает, что конечному -их в фамилии предшествует шипящая или задненебная согласная, её принадлежность к несклоняемому типу будет правильна при соотнесенности с основой прилагательного (например, Ходячих, Гладких); если такое условие отсутствует, подобные фамилии воспринимаются морфологически неоднозначно (например, Товчих, Хасхачих, Грицких). Хотя подобные случаи встречаются довольно редко, всё равно следует учитывать эту реальную возможность.

    Существует вероятность восприятия неоднозначности фамилий, исходные формы которых заканчиваются йотом (на письме й) с предшествующими им гласными и или о. Это такие фамилии, как Побожий, Топчий, Рудой, Бокий иногда их воспринимают и как имеющие окончания -ий, -ой и, следственно склоняющиеся как прилагательные (Топчему, Топчего, в женском роде Топчей, Топчая) и как содержащий нулевое окончание, склонённое относительно образца существительных (Топчию, Топчия, в женском роде форма Топчий не изменяется). Чтобы решить подобные спорные вопросы, нужно опять обращаться к словарю фамилий.

    1.8. Склонение фамилий, оканчивающихся в исходной форме на гласные, не зависит от того, мужские они или женские.

    Примечание. Материал Л. П. Калакуцкой показывает, что существует тенденция распространять соотношение, закономерное для фамилий на согласные, на фамилии с конечным а, т.е. склонять мужские фамилии, не склоняя женские. Редакторам следует всячески способствовать изживанию этой практики.

    Рассмотрим фамилии на гласные, исходя из их буквенного облика.

    1.9. Фамилии, которые необходимо отразить в письменном обращении, заканчивающиеся на букву: е, э, и, ы, у, ю – не склоняются. Например: Фурье, Гёте, Орджоникидзе, Мегрэ, Руставели, Ганди, Джусойты, Шоу, Камю и пр.

    1.10. Это же правило распространяется на фамилии, которые имеют окончание «о» или «ко», «енко». С окончанием на «о» – Гюго, Пикассо, Карузо. Или такие фамилии, как: Громыко, Семашко, Степаненко, Макаренко, т.е. в основном, имеющие украинские корни. И, если в сороковых – пятидесятых годах прошлого века могли допускаться склонения таких фамилий, то сейчас это не приемлемо.

    1.11. Склонение фамилий, заканчивающихся на букву «а», имеет ряд отличий от предыдущего правила. В данном случае имеют значение такие знаки: куда падает ударение, а также происхождение фамилии. Не склоняются фамилии, заканчивающиеся на не ударную букву «а» и имеющие перед ней гласные «и», «у». А так же окончание «а» ударная, в основном это фамилии французского происхождения.

    Например, гласные перед «а»: Галуа, Делакруа, Моравиа, Гулиа. Или французские фамилии: Ферма, Дюма, Петипа и пр.

    Склоняются фамилии, если окончание «а», стоит после согласной, не ударное, или ударное вычленяемое, в соответствии с правилами морфологии. К ним относятся чаще фамилии славянского, восточного происхождения.

    Спиноза – Спинозу – Спинозе, Петрарка, Глинка, Окуджава и т.д.; Кваша – Квашу – Кваше, Митта и т.д.

    Существуют фамилии, принадлежащие русскому или иностранному лицу. В таких случаях здесь играет роль, как будет склоняться мужская и женская фамилия. Окончания «ов», «ин», принадлежащие лицам русского происхождения, склоняются в творительном падеже, как «ым» — мужской пол и «ой» — женский пол. С Николаем Чаплиным – русский вариант и Чарльзом Чаплином – иностранный, а женский род, с Верой Чаплиной и Ханной Чаплин. Иначе говоря, фамилии не русского происхождения, заканчивающиеся на «ов» и «ин», женского рода не склоняются.

    1.12. Фамилии, оканчивающиеся на «я», склоняются, за исключением ударного окончания и происхождения. Золя, Труайя – не склоняются. Головня, Данелия, Берия, Гойя – склоняются, т.к. ударение приходится не на окончание.

    Не все грузинские фамилии склоняются. Это зависит от вида заимствования в русском языке. Фамилии с окончанием «ия», (Данелия) – склоняются, на конце «иа» — не склоняют, (Гулиа).

    1.13. Возникает вопрос, в каких случаях фамилии склоняются, а в каких нет, и здесь все зависит от выше приведенных правил. А как быть, если это фамилия во множественном числе. Существует справочник нестандартных фамилий, где сказано, что независимо от того, склоняется фамилия или нет, во множественном числе она должна соответствовать исходной и не склоняться. Например, в единственном числе – с Леонидом Зоей, передать Леониду Зое, а во множественном – все члены семьи Зоя. Хотя не исключены склонения таких фамилий во множественном числе, как Окуджава, Дейнека, Зозуля. Был в семье Окуджава или встречался с Окуджавами, Дейнеками, Зозулями.

    В то же время Митта, Шульга и пр. фамилии, оканчивающиеся на «а», невозможно склонять во множественном числе. В данном случае, как автор, так и редактор должны полагаться на свои знания и ощущения языкового барьера. Противоречия, которые могут возникнуть со склонением иностранных фамилий, следует избегать, хотя-бы в одном и том же тексте.

    2. Склонение личных имен

    2.1. Между личными именами и нарицательными существительными особых морфологических различий нет. Их род не изменяется (конечно, Евгений и Евгения, Александр и Александра являются исключениями). Среди личных имен слова, имеющие особое склонение, отсутствуют – обратите внимание на фамилии, оканчивающиеся на -ин и -ов. Однако у личных имён есть и характерная черта – среди них отсутствуют слова среднего рода, однако средний род встречается редко и у одушевлённых существительных нарицательного вида.

    2.2. В личных именах может встречаться существительное 3 склонения. Именно это отличает их от фамилий и морфологически сближает с существительными нарицательного вида. С помощью 3 склонения можно склонять такие имена, как:

    • Любовь (О любови, Любови);
    • Жизель;
    • Адель;
    • Руфь;
    • Рахирь;
    • Агарь;
    • Юдьфь;
    • Эсфирь;
    • Суламифь.

    Есть и такие имена, которые иногда склоняются, иногда – нет (Сесиль и Сесили, Нинель и Нинели, Ассоль и Ассоли, Газель и Газели, Айгюль и Айгюли). Такие имена имеют вариативное склонение.

    NB! Женские фамилии, которые оканчиваются на мягкий согласный, подобно женским фамилиям, оканчивающимся на твердый согласный, не могут склоняться. В русском языке остаётся нереализованной такая возможность, как параллельное изменение имён существительных, оканчивающихся на мягкий согласный, по 2 разным склонениями, которые используются для того, чтобы выразить различия по полу с грамматической точки зрения. В теории возможны такие соотношения, как Врубелем, Врубелю, Врубеля (склонение фамилии мужчины) – Врубелью, Врубели (склонение фамилии женщины), рысем, рысю, рыся (склонение названия животного-самца) – рысью, рыси (склонение названия животного-самки). Однако частичная реализация данной возможности прослеживается в широко известной фольклорной Лебеди.

    2.3 Имена женщин, оканчивающиеся на твердый согласный, бывают исключительно несклоняемыми и от женских фамилий не отличаются. К таким именам относятся следующие:

    • Катрин;
    • Ирен;
    • Элизабет;
    • Марлен;

    И многие другие. Такие нарицательные существительные существуют, но в ограниченном количестве. Плюс они почти не пополняемы (фрекен, фрейлейн, миссис, мисс, мадам). При этом существует огромное количество личных имен, пополнение которых при помощи заимствования не имеет ограничений.

    2.4. Мужские имена, которые оканчиваются на мягкий и твердый согласный, склоняются подобно нарицательным существительным такого же внешнего типа – например, Эрнст, Роберт, Макар, Константин, Игорь, Амадей, Эмиль. Иногда данные имена используются как женские: например, Мишеля, Мишель – это мужские имена, Мишель – женское (оно не склоняется).

    2.5. Всё вышесказанное о несклоняемости и склоняемости фамилий на гласные имеет отношение и к личным именам.

    Какие имена не склоняются? К ним относятся Рене, Коломба, Роже, Атала, Оноре, Нана, Хосе, Франсуа, Дитте, Данко, Озе, Гуго, Панталоне, Бруно, Анри, Ласло, Луи, Карло, Лизи, Ромео, Бетси, Амадео, Джованни, Лео, Мери, Пьеро, Этери, Гиви и многие другие. Такие имена, как Франсуаза, Джамиля, Джульетта, Офелия, Сюзанна, Эмилия, Абдулла, Каста, Мирза и Муса склоняться могут.

    2.6. Если необходимо, то можно образовать множественное число от личных имён, способных склоняться – Елены, Игори, Иваны. При этом возникающие морфологические ограничения похожи на те, которые появляются для нарицательных существительных. Для примера можно привести родительный падеж множественного числа от Мирза, Абдулла или Коста. Чтобы узнать о том, как образуется родительный падеж множественного числа от таких имен, как Сережа, Валя или Петя, см. соответствующее примечание.

    3. Образование косвенных падежей от некоторых сочетаний фамилий и имен

    Старая традиция русского языка употреблять фамилии известных деятелей в сочетании с именами не искоренилась и в наше время: Жюль Верн, Майн Рид, Конан Дойль, Ромен Роллан. Очень редко можно встретить употребление вышеперечисленных фамилий без имен. Особенно, если речь идет об односложных, к примеру, Рид, Скотт и прочие.

    Некоторые из нас не знают до сих пор как правильно нужно склонять такое единство: Жюль Верну, Вальтер Скотта, о Робин Гуде и так далее. А ведь зачастую просклонять это необычное словосочетание нужно не только в устной, но и в письменной форме. Данные слова может подтвердить следующий всем известный пример:

    Себя казать, как чудный зверь,

    В Петрополь едет он теперь /…/

    С ужасной книжкою Гизота,

    С тетрадью злых карикатур,

    С романом новым Вальтер-Скотта…

    (Пушкин. Граф Нулин)

    … и встает

    страна Фенимора

    и Майн-Рида.

    (Маяковский. Мексика)

    По вечерам быстроглазая Серна

    Ване и Ляле читает Жюль Верна.

    (Чуковский. Крокодил)

    Написание имени и фамилии через дефис только подчеркивает тесное переплетение данного словосочетания. Если в подобных репликах имена не склонять, тогда смысл будет непонятен. Такое решение даже осуждено в различных пособиях, к примеру: у Д. Э. Розенталя сказано: «… романы Жюля Верна (не: «Жюль Верна»)…» (Указ. соч. С. 189. §149, п. 2). Если следовать эту рекомендацию, тогда может получиться следующее:

    Ветер свистнул у Вовы над ухом

    И сомбреро сорвал с головы!

    Волны-горы бегут друг за другом,

    Скачут, словно гривастые львы.

    Вот с шипеньем одна накатила -

    И Жюля Верна с кормы подхватила!

    (Волгина Т. По тропинкам бродит лето. Киев. 1968. С. 38-39).

    Естественно, подобная правка в стихотворениях – недопустима. Но и не стоит заменять текст, который передает непринужденную разговорную речь — Жюль Верна, Майн Рида, Брет Гарта, Конан Дойля и прочее, на нормативное сочетание, склоняя при этом формы имен. Редактор в таких случаях должен быть более сдержанным.

    Нередко в обычном разговоре, во время обсуждения тех или иных знакомых людей, мы склоняем их фамилии, не особо задумываясь над тем, а склоняются ли они вообще. И если в дружеской беседе это не так уж и важно, то, например, в деловой документации на такие нюансы обратить внимание просто необходимо. Существуют определенные правила склонения фамилий в русском языке.

    Чтобы не путаться, стоит вспомнить школьную программу русского языка, включающую изучение падежей. Возьмем в качестве примера стандартную русскую фамилию Сидоров и просклоняем ее как в мужском роде, так и в женском:

    Именительный (кто?) - Сидоров (м.р.), Сидорова (ж.р.);

    Родительный (кого?) - Сидорова (м.р.), Сидоровой (ж.р.);

    Дательный (кому?) - Сидорову (м.р.), Сидоровой (ж.р.);

    Винительный (кого?) - Сидорова (м.р.), Сидорову (ж.р.);

    Творительный (кем?) - Сидоровым (м.р.), Сидоровой (ж.р.);

    Предложный (о ком?) - о Сидорове (м.р.), о Сидоровой (ж.р.).

    Фамилии, подобные вышеозначенной, склонять проще всего. Но существуют фамилии, в которых отсутствует суффикс, например, Кошевой, Лановой, Толстой, Броневой.

    Правила склонения фамилий такого типа такие же, как имен прилагательных, то есть правильно будет писать так: Лановой, Ланового, Лановому, Ланового, Лановым, о Лановом. В женском роде фамилия будет звучать как Лановая, Толстая, Броневая и т. п. Как имена и фамилии, оканчивающиеся на -ский, -цкий, -ской, -цкой, -ев, -ин, -ын, -ов.

    Если среди ваших знакомых есть человек по фамилии Гладких, Черемных, Малых и т. п., то запомните, что это фамилия застывшей формы, которая не склоняется. Также правила запрещают склонять фамилии иностранного происхождения, оканчивающиеся на -их, -и, -ых, -ей. Не склоняются и такие, что оканчиваются на -яго, -аго. Говоря проще, типичные фамилии русского происхождения следует склонять как имена прилагательные, а нетипичные и иностранные - как имена существительные.

    Однако существуют фамилии, оканчивающиеся на -о. Например, Шевченко, Приходько, Гусько, Макаренко. В данном случае правила склонения мужских фамилий, а также женских с таким окончанием, гласят о том, что такие фамилии не склоняются ни в единственном, ни во Также не склоняются женские фамилии, заканчивающиеся на -й, -ь или Это и склоняться такие фамилии могут, только если принадлежат мужчине. Например: «Отдайте это Владимиру Власюку» и «Передайте это Наталье Власюк», или «Позовите Сергея Мацкевича» и «Пригласите Веронику Мацкевич».

    Если мужская фамилия заканчивается на -а или -я (Сковорода, Головня, Майборода), то правила склонения фамилий позволяют изменять окончания. Например, Вася Сорока, Васи Сороки, Васе Сороке, Васю Сороку и т. п. Иностранные же фамилии, что оканчиваются на гласную (Дюма, Гюго, Страдивари, Россини), склонять нельзя. Также правила склонения фамилий не позволяют изменять оные, если они неблагозвучны, вызывают неуместные ассоциации или созвучны с географическим названием или личным именем. Например, такие фамилии, как Вареник, Гордей, Донец, Гусь, в любом падеже остаются неизменными, независимо от того, принадлежат ли они мужчине или женщине.

    При работе с входящими документами временами возникает ситуация, когда необходимо определить адресата (например, из справочника Работники).
    В справочнике указаны фамилия, имя и отчество адресата в именительном падеже. А во входящих документах адресат почти всегда указывается в дательном падеже (например, Путину В.В.)

    Имеется достаточное количество решений (в том числе и в «коробке»), которые позволяют проводить преобразование из именительного в любой другой падеж. А вот чтобы наоборот — таких, думаю, встретится не очень много. Одно из них опишу в этой статье и приложу его исходные файлы.

    Почему решений по обратному преобразованию падежей почти нет? Задача, вроде бы, актуальная. Скорее всего, это из-за того, что порой однозначно верно преобразовать русскую фамилию к именительному падежу не всегда получается даже у человека. Что уж говорить про алгоритмы для машин. Приведенное в статье решение тоже не всегда позволит преобразовать фамилию в именительный падеж однозначно верно. Но большинство случаев вполне может обработать.

    Какие встречаются сложности

    Например, запись родительного падежа разных фамилий в женском роде (Перцева и Перцевая) могут совпадать (Перцевой). И тогда при обратном преобразовании непонятно, какая из фамилий имелась в виду.

    Также у некоторых фамилий окончания в склонении могут быть гласными: «-ы», «-и», «-у», «-ю», «-е». Обычно фамилии, имеющие такие окончания, относятся к несклоняемым, и поэтому при обратном преобразовании сложно определить, является ли такая фамилия несклоняемой или получила такое окончание в результате склонения.

    Если бы для решения подобной задачи использовались модные сейчас нейронные сети, то скорее всего они справились бы с задачей лучше. Но и трудоемкость реализации тогда будет выше. В этой статье описан относительно простой вариант реализации, анализирующий окончания фамилий.

    Чуть-чуть теории и особенностей

    В решении рассматриваются русские фамилии (т.к. в задаче, которую пришлось решать преобразовывались в основном именно русские фамилии). Хотя, как говорится, «поскреби русского - найдёшь татарина». Поэтому многие нерусские фамилии или фамилии, имеющие изначально не русские корни с окончаниями на «-их», «-ин», «-ов» (напр., Брюллов, Либних), будут тоже хорошо преобразовываться.

    Углубляться в историю происхождения фамилий я не буду, хотя тема очень интересная. А вот то, что в фамилиях интересно вкратце рассмотрю. А интересно: окончания фамилий, отличия мужских и женских фамилий.

    Большинство русских мужских фамилий имеют окончания «-ов/-ев», «-ин/-ын» (Иванов, Алексеев, Ивашкин). В дательном падеже окончания будут соответствовать «-ову/-еву», «-ину/ыну». Поэтому если фамилия оканчивается на «-ову/-еву» (Петрову, Шмелеву), «-ину/ыну» (Моськину, Синицыну), то обратное преобразование можно произвести, просто убрав последнюю букву «у» из окончания. Тогда получим фамилии в именительном падеже (Петров у, Шмелев у, Моськин у, Синицын у).

    Аналогичные окончания фамилий, но уже в женском роде будут такими: «-ова/-ева», «-ина/-ына». В дательном падеже они примут вид: «-овой/-евой» (Петровой, Шмелевой), «-иной/ыной» (Моськиной, Синицыной). Обратное преобразование в именительный падеж можно выполнить, убрав из окончания последние «ой» и затем добавив «а» (Петров ой а, Шмелев ой а, Моськин ой а, Синицын ой а).

    Перебрав таким образом все основные окончания фамилий можно получить подобную таблицу преобразования:

    А дальше уже дело техники. Можно написать небольшую функцию, которая ищет окончания фамилий в таблице. Если окончание найдено, то функция проводит преобразование фамилии по заданному в таблице правилу. Пример функции, реализующей такое преобразование см. по ссылке в конце материала.

    Таблицу можно дополнять, но делать это нужно аккуратно, чтобы не было перекрытий окончаний фамилий. Например, если добавить окончание «-нова», а в таблице уже есть окончание «-ова», то функция сначала найдет окончание «-ова» и произведет преобразование по нему.

    Пример кода на ISBL:

    // На вход: строка в виде перечисленных через запятую Фамилия И.О. Addresses = "г-ну Сергееву С.С., Иванову А., Снигиреву А." // В WorkerIDsList функция возвращает список строк с ИД найденных работников. WorkerIDsList = PadegGetWorkerIDsByString(Addresses) // ИД работников через запятую showmessage(WorkerIDsList.DelimitedText)

    4 На первой странице тетради записывается номер варианта и вопросы.

    5 Затем переписывается формулировка первого вопроса, дается ответ на него, затем второй и

    т. д. Между вопросами соблюдается интервал в три строки.

    6 Разрешается выполнять контрольную работу в печатном виде, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стандартам. Текст должен быть оформлен на стандартных листах формата А4 (210×297 мм) при соблюдении следующих размеров полей: левое – 20 мм, нижнее и верхнее поле – 15-20 мм, правое – 10-15 мм. Текст документа следует печатать через 1-1,5 интервала, шрифт – 12-14 пунктов, Times New Roman. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равным пяти знакам (1,25см), выравнивание текста – по ширине. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре вверху или внизу страницы без точки в конце. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Общий объем работы не должен 12 страниц машинописного текста.

    7 Сокращение слов не допускается, кроме случаев установленных соответствующими правилами и стандартами.

    8 После ответов на вопросы на отдельной странице указывается список использованной литературы, который оформляется согласно библиографическим правилам, где сначала указываются нормативные документы (законы, указы, постановления и т.д.), затем - в алфавитном порядке учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименования источника, места и года его издания

    9 Ставится дата выполнения работы и подпись.

    10 Контрольная работа должна быть выполнена и сдана в установленный срок. Контрольная работа сдается на проверку преподавателем до начала экзаменационной сессии.

    11 На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «не зачтено». Не зачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков. Зачтенная контрольная работа является необходимым условием для допуска к зачету.



    12 По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя, исправляет ошибки, вносит изменения и дополнения к первоначальному варианту ответа, не переписывая всю работу.

    1.3 Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Основы философии "

    Работа студентов над содержанием философских понятий и терминов предполагается не только при ответе на первые вопросы всех вариантов контрольной работы, но и при работе над другими вопросами. Понятие – это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Знание понятий и терминов является неотъемлемой частью изучения любой дисциплины. Необходимо уметь выделять существенные признаки из определения термина, подбирать сходные, родственные термины. Приведем определение термина. Человек – это биосоциальное существо, обладающее приобретенным даром мышления и речи, способное создавать орудия труда и пользоваться ими для преобразования действительности. Выделим из определения существенные признаки: биосоциальное существо, мышление, речь, труд. Термин "человек" необходимо знать при анализе следующих процессов и явлений: антропосоциогенез, сознание, культура. Первое явление – антропосоциогенез показывает процесс становления человека как существа социального. Второе явление – сознание, представляет собой высшую, свойственную только человеку форму отражения действительности. Третье явление – культура – это совокупность результатов деятельности человека.

    Попробуем назвать слова, которые определяли бы понятие "культура". Мы получим целый список таких терминов и сочетаний: образование, религия, материальные блага, деятельность человека, цивилизация, духовные ценности, искусство. Выделяем из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. Это будут определяющие признаки: материальные блага, духовные ценности, деятельность человека.

    Существенные и необходимые признаки объединяем в определение понятия "культура".

    Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, совокупность результатов деятельности людей. Таким образом, через выделение отличительных признаков мы пришли к определению понятия "культура".

    Работая с терминами, возможно увязывать их с историческими этапами развития философии, с деятельностью различных философов, с выявлением особенностей исторических этапов развития философии.

    Возьмем такое понятие как космоцентризм. Космоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит представление о том, что окружающий человека мир есть огромный и таинственный космос, не созданный ни богами, ни людьми. Космоцентризм был характерен для античной философии, которая развивалась в период с 7 века до н. э. по 3 век н.э. Основными философами этого периода были Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

    Как самостоятельный и достаточно простой можно использовать этимологический метод, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла. Многие научные понятия были введены в обиход учеными и философами Древней Греции и Рима, что нашло отражение в частях слова, приставках, корнях и прямом переводе значения. Поэтому важно значение широко распространенных приставок (ин-, де-, дез-, а-, ан-, интер-, би- и другие) и корней двух составных терминов (авто-, кратия-, фило-, био- и другие). Например, агностицизм – философская концепция, отрицающая познаваемость мира; философия означает "любовь к мудрости".

    Вторые вопросы контрольной работы охватывают определенные этапы в развитии мировой и отечественной философии. Раскрывая их необходимо:

    Определить временные рамки того или иного периода развития философской мысли;

    Показать его особенности, раскрыть основные идеи, назвать представителей;

    Охарактеризовать исторические предпосылки появления философских школ и духовных течений;

    Выявить особенности проявления философии в условиях ее диалога с множеством конкретных наук;

    Объяснить связь современной философии с другими направлениями интеллектуальной деятельности – с наукой, религией, искусством, социальными и политическими теориями;

    Осознать роль идейного наследия философии различных периодов в развитии современных общественных процессов, осмыслении действительности, в развитии мировой науки и культуры.

    Важную роль в истории, в том числе и истории философии, играют народные массы и выдающиеся личности.

    При рассмотрении третьих вопросов контрольной работы студенты должны:

    Рассмотреть главных представителей мировой философии и их достижения;

    Проследить, как ими решалась главная задача – выявление сути и смысла бытия;

    Показать, что философствовать любили люди самых разных сословий, титулов, уровня образованности, ученых степеней и профессиональных интересов;

    Раскрыть широкое представительство разных взглядов и позиций, обусловивших появление множества философских течений и направлений;

    Отметить, что одни мыслители создали собственные оригинальные учения, на которые затем опирались их последователи, другие лишь дополняли их, внося определенные штрихи. Но каждый из них – это выдающаяся ЛИЧНОСТЬ, исповедующая великие идеалы, люди, которыми можно восхищаться.

    1.4 Варианты контрольной работы и литература

    Вариант 1

    1 Раскрыть понятие философии . Основные вопросы, методы и функции философии.

    Древней Индии.

    Аристотеля.

    Литература

    2 Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп. / В.Ф.Асмус. – М., "Высшая школа", 1976.

    3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. /под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    4 История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 736 с.

    5 Кальной И.И. Философия. Учебное пособие. / И.И.Кальной. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2002.- 448 с.

    6 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

    8 Социальная философия./ под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., "Культура и спорт" изд. объед. "ЮНИТИ". 1995.

    9 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. / А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

    10 Андреев И.Л. Происхождение человека и общества, - 2-е изд. / И.Л.Андреев. – М.: Мысль, 1988. – 415с.

    11 Краткий словарь по философии / под.ред. Блауберга И.В. - М.: Полит. лит-ра, 1970.

    12 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

    13 Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т. / П.С.Таранов. - Симферополь: Реноме, 1997. – 624 с. т.1,2.

    14 Таранов П.С. 500 шагов к мудрости: В 2-х т./ П.С.Таранов. – Д.: Сталкер, 1996. – 480с.

    Вариант 2

    1 Раскрыть понятие мировоззрения . Показать его историчность и особенности типов мировоззрения.

    2 Установить взаимосвязь социально-экономических и культурных процессов в обществе с формированием мировоззренческих идей и возникновением философских школ в Древнем Китае .

    3 Оценить философские взгляды славянофилов (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский ).

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    3 История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

    8 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

    9 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

    10 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

    Вариант 3

    1 Показать особенности философского понимания бытия . Функции понятия бытия в философии.

    2 Рассмотреть процесс развития идей в античной натурфилософии и их сущность.

    3 Охарактеризовать проблемы человека и общества в философии Платона.

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    4 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

    Вариант 4

    1 Доказать проблему реальности сознания и раскрыть его существенные признаки.

    2 Рассмотреть общие черты, ведущие школы и оценить идейные достижения поздней античной философии .

    3 Определить основные положения учения Фомы Аквинского .

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    2 Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп.В.Ф.Асмус. - М., "Высшая школа", 1976.

    3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    5 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

    6 Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студентоввузов. Изд. 2-е, испр., доп. / И.Н.Смирнов, В.Ф.Титов. – М.: 1998. – 280 с.

    7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

    Т. Медведева.

    10 Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидореной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 432 с.

    11 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

    12 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

    13 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

    14 Чанышев А.И. Философия Древнего мира: Учеб.для вузов. / А.И.Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. – 703

    Вариант 5

    1 Рассмотреть структуру и функции сознания . Установить логическую связь «сознание-деятельность-творчество».

    2 Раскрыть роль христианской патристики в формировании идейных принципов средневекового мировидения.

    3 Показать особенности философии "серебряного века" (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев ).

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    4 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

    5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

    7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

    Т. Медведева.

    14 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

    Вариант 6

    1 Уяснить специфику познания . Познакомиться с видами познания и их взаимосвязью.

    2 Доказать, что схоластика и мистика были основными направлениями в средневековой философии.

    В.И.Вернадского . Концепция нообиосферогенеза.

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    3 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

    5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

    6 Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.

    7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

    8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

    9 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

    10 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

    Вариант 7

    1 Исследовать проблему истины в познании .

    2 Выявить и обосновать особенности духовной атмосферы в эпоху Возрождения. Ознакомиться с представителями философии Возрождения , основными направлениями и идеями

    3 Раскрыть философские взгляды Ф.Достоевского, Л.Шестова – представителей экзистенциализма в России.

    Литература

    1 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    2 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб.пособие. /А.Х.Горфункель. – М.: Высш. школа, 1980. – 368 с.

    3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

    5 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

    7 Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.

    8 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

    9 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

    Т. Медведева.

    12 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

    13 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

    Вариант 8

    1 Соотнести понятия "человек – индивид – личность – индивидуальность ".

    2 Охарактеризовать антропологические и социальные идеи в философии Нового времени .

    3 Дать оценку взглядам русских философов 18 века (М.Ломоносов, А.Радищев ).

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

    4 История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

    5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

    6 Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.

    7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

    8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

    9 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

    10 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

    Т. Медведева.

    11 Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидореной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 432 с.

    12 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

    13 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

    Вариант 9

    1 Раскрыть понятие ценностей . Исходные ценности человеческого бытия.

    2 Определить место немецкой классическойфилософии в историиновоевропейской философии.

    3 Показать актуальность проблемы человека и общества в философии Ж.-Ж.Руссо, Ф.Вольтера, Ш.-Л.Монтескье.

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    3 Зотов А.Ф. Западная философия ХХ века: Учебн. пособие. / А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль. – М.: "Проспект", 1998. – 432 с.

    4 История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

    5 Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия 18 века. Уч. пособие. / В.Н Кузнецов, Б.В.Мееровский. - М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.

    6 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

    7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

    8 Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студентоввузов. Изд. 2-е, испр., доп. / И.Н.Смирнов, В.Ф.Титов. – М.: 1998. – 280 с.

    9 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

    10 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

    11 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

    Т. Медведева.

    12 Философия: Уч. пособие / под ред. проф. В.И.Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

    14 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с

    Вариант 10

    1 Раскрыть сущность диалектики. Исторические типы диалектики. Современные концепции диалектики.

    2 Назвать и охарактеризовать общие особенности философии ХХ века .

    3 Дать оценку философским взглядам социалистов-утопистов Т.Мора и Т.Кампанеллы .

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    3 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб.пособие. /А.Х.Горфункель. – М.: Высш. школа, 1980. – 368 с.

    5 Зотов А.Ф. Западная философия ХХ века: Учебн. пособие. / А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль. – М.: "Проспект", 1998. – 432 с.

    6 Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия 18 века. Уч. пособие. / В.Н Кузнецов, Б.В.Мееровский. - М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.

    7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

    8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

    9 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

    10 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

    Т. Медведева.

    11 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

    12 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

    13 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

    Вариант 11

    1 Усвоить законы диалектики , их сущность. Показать на примерах особенности их действия в природе и обществе.

    2 Охарактеризовать особенностифилософии всеединства.

    3 Раскрыть философию экзистенциализма Ж.-П.Сартра, А.Камю .

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

    4 Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия 18 века. Уч. пособие. / В.Н кузнецов, Б.В.Мееровский. - М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.

    5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

    6 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

    7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

    8 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

    9 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

    Т. Медведева.

    Вариант 12

    1 Раскрыть исторические формы материализма и современное понимание материи .

    2 Показать процесс развития философии народничества. Познакомиться с основными представителями и их идеями.

    3 Охарактеризовать философию позитивизма (О. Конт ).

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    2 Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп.В.Ф.Асмус. - М., "Высшая школа", 1976.

    3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    4 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

    5 Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.

    6 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

    7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

    8 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

    9 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

    Т. Медведева.

    10 Философия: Уч. пособие / под ред. проф. В.И.Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

    11 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

    12 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

    13 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

    14 Чанышев А.И. Философия Древнего мира: Учеб.для вузов. / А.И.Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. – 703

    Вариант 13

    1 Раскрыть содержание основных категорий диалектики . Их признаки и сущность (общие, структурные, детерминантные).

    2 Ознакомиться с основными положениями философии бессознательного.

    3 Раскрыть сущность диалектического материализма К. Маркса.

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    2 Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп.В.Ф.Асмус. - М., "Высшая школа", 1976.

    3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    4 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

    5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

    6 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

    7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

    8 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

    9 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

    Т. Медведева.

    10 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

    11 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

    12 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

    Вариант 14

    1 Рассмотреть общество как объект философского анализа, его основные функции.

    2 Показать связь философии и глобальных проблем современности.

    3 Раскрыть сущность агностицизма Я.Юма, И.Канта.

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

    4 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

    5 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

    6 Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студентоввузов. Изд. 2-е, испр., доп. / И.Н.Смирнов, В.Ф.Титов. – М.: 1998. – 280 с.

    7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

    8 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

    9 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

    Т. Медведева.

    10 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

    11 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

    12 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

    Вариант 15

    1 Раскрыть понятие «человек ». Сущность его возникновения и развития.

    2 Исследовать ведущие тенденции развития современной мировой философии .

    3 Оценить реформационные идеи Т.Мюнцера, М.Лютера, Ж.Кальвина .

    Литература

    1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

    2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

    3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

    4 Зотов А.Ф. Западная философия ХХ века: Учебн. пособие. / А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль. – М.: "Проспект", 1998. – 432 с.

    5 История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

    6 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

    7 Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студентоввузов. Изд. 2-е, испр., доп. / И.Н.Смирнов, В.Ф.Титов. – М.: 1998. – 280 с.

    8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

    9 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

    10 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

    Т. Медведева.

    11 Философия: Уч. пособие / под ред. проф. В.И.Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

    12 Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидореной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 432 с.

    13 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

    14 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

    15 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.