Хребет эзоп легенды предания у эвенков. Роль фольклора в формировании эвенкийской литературы

Эвенкия (Эвенкийский район) относится к районам Крайнего Севера. Он находится на северо-востоке , занимает 32% всей его площади, но при этом доля населения Эвенкии - всего 0,53%. Это одна из самых малонаселенных территорий не только России, но и всего мира.

Рельеф района преимущественно горный, на севере раскинулся огромный массив - плато Путорана площадью 250 тыс. км 2 . Он включен в состав Путоранского природного заповедника, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь обитает редчайший путоранский снежный баран, встреча с ним - большая редкость, куда чаще можно встретить бурого медведя.

Именно здесь, среди голых вершин, живет, согласно верованиям эвенков, Харги - дух - хозяин Нижнего мира, соперник Сэвэки - творца земли, животных и человека, духа - хозяина Верхнего мира, покровителя людей и оленей. Предположительно, культ Харги сформировался около 5 тыс. лет назад, когда в районе происходили извержения вулканов. Уйдя после ссоры с Сэвэки в Нижний мир, Харги продолжает посылать на землю своих помощников - злых духов, которые мешают людям охотиться, приносят болезни, насылают кровососущих насекомых. Поэтому его требуется задабривать подарками, в том числе ягодами.

В местных лесах большое количество ягоды: красной и черной смородины, клюквы, брусники, голубики и морошки. Леса преимущественно хвойные: ель, лиственница, сосна, сибирский кедр. Встречаются береза, ольха, черемуха и рябина. Десятую часть территории занимает тундра. И повсюду широко распространена многолетняя мерзлота.

В этом царстве резко континентального климата продолжительность зимы - восемь месяцев. Декабрь-февраль - сезон самых низких температур, бывает и ниже -60°С. Весна и осень так коротки, что почти незаметны. Лето длится совсем недолго: с конца июня до середины августа. Погода летом капризная: от внезапных заморозков до жары +40°С. Полярный день летом постепенно сменяется на полярную ночь зимой.

В Эвенкии находится географический центр России: рядом с озером Виви в юго-западной части плато Путорана. Центр зафиксирован в 16 км к югу от Северного полярного круга, при этом озеро настолько велико (длина - 88 км), что само пересекает круг. Добираться сюда долго (2 часа полета на вертолете из соседнего Туруханского района), здесь постоянных поселений нет, никто не живет, кроме медведя, лисы и оленя. Неизвестна даже точная глубина озера: эвенки говорят - около 200 м. Озеро крупное - в него впадает более 30 рек, и в нем - изобилие рыбы: таймень, голец, хариус, сигвалек (эндемик плато Путорана), щука, окунь, ленок. Как и все крупные озера Эвенкии, Виви - тектонического происхождения. Точное количество озеро Эвенкии неизвестно, но можно говорить о тысячах.

Эвенкия находится далеко от главных сибирских городов, на ее территории нет круглогодичных автодорог, передвижение по Нижней и Подкаменной Тунгуске возможно несколько недель в году, да и то во время паводка: все поселки стоят на реках. Основная масса грузов доставляется по зимнику и авиацией.

Сегодня коренные малочисленные народы составляют менее трети всего населения района. В Эвенкии занимаются в основном оленеводством и охотой. Население живет родовой общиной или объединяется в крестьянско-фермерские хозяйства.

От плато Путорана через Среднесибирское плоскогорье территория Эвенкийского района понижается с севера на юг, при этом большая часть территории - необитаемая гористая местность.

История

Если бы упал на тысячу лет раньше, неизбежно родилась бы теория о внеземном происхождении местных оленеводов.

Лишь в 1931 г. одно из самых распространенных самоназваний народа - эвенки - было признано официальным, до этого их именовали тунгусами.

Самые ранние сведения о кочующих охотниках-оленеводах, которых сегодня называют эвенками, встречаются в китайских исторических хрониках V-VII вв. Но в целом до XX в. эвенки были не единым народом, а отдельными племенами, жившими на огромном расстоянии друг от друга. При этом их связывал единый язык, обычаи и верования, что уже указывает на общие корни всех эвенков. Происхождение народа пока точно не установлено. Возможно, их родиной являются Алтай, Монголия или Маньчжурия. Этнографы предлагают десятки теорий.

Как административное образование Эвенкия появилась в 1930 г., когда советская власть создала Эвенкийский автономный округ в составе Красноярского края. Свой главный праздник - День Эвенкии - жители района все так же отмечают 10 декабря - в день образования Эвенкийского АО.

С 1991 по 2006 г. округ являлся самостоятельным субъектом Российской Федерации, оставаясь в административно-территориальном отношении частью Красноярского края. Согласно результатам референдума, с 2007 г. Эвенкийский АО стал Эвенкийским муниципальным районом Красноярского края.

Не менее известно село Ванавара: 60 км к северу и 20 км к западу от него - эпицентр взрыва предполагаемого Тунгусского метеорита в 1908 г. мощностью до 50 Мт. Сохранились записанные свидетельства эвенков, лично наблюдавших непонятное явление. Событие породило много гипотез, ни одна пока не доказана. Впервые идею сохранить место катастрофы для будущих поколений высказал еще в конце 1920-х гг. первый исследователь «метеорита» Леонид Кулик. Его мечта осуществилась спустя 70 лет.

Сегодня в селе Ванавара располагается центральная усадьба Тунгусского заповедника. В нем особо выделена площадь около 2150 км2, в 1908 г. непосредственно подвергшаяся воздействию факторов тунгусского взрыва: ударная волна, излучение, связанный с взрывом лесной пожар. Здесь изучаются экологические последствия падения Тунгусского метеорита. В документах заповедника отмечается, что место падения Тунгусского метеорита представляет исключительный интерес как единственный на Земном шаре район, дающий возможность непосредственного изучения экологических последствий космических катастроф.

В Центральносибирском заповеднике находится памятник природы Суломайские столбы: каньон со склонами высотой до 150 м, на которых разместились вертикальные каменные шестигранные призмы диаметром около 10 м и высотой под 80 м. Столбы - результат выветривания горных пород.

Раз в году поселок Суринда становится местом проведения традиционного национального праздника - Дня оленевода. Представители оленеводческих бригад, включая женщин и детей, соревнуются в гонках как на оленьих упряжках, так и верхом на учуге - олене, предназначенном для верховой езды.

Еще один большой праздник - эвенкийский Новый год - Мучун, отмечаемый в июне. С древних времен эвенки собирались в этот день, говорили о прошедшей зиме и строили планы на новую зиму. Во время Мучуна совершаются языческие обряды очищения и окуривания курекана - изгороди для оленей.

Общая информация

Местонахождение : Средняя Сибирь.
Административная принадлежность : Сибирский федеральный округ.

Административный статус : муниципальный р-н и административно-территориальная единица с особым статусом в Красноярском крае.
Административное деление : 23 муниципальных образования (поселки и села).
Административный центр : пос`kjr Тура - 5526 чел.
Населенные пункты : с. Байкит - 3312 чел., с. Ванавара - 2913 чел., пос. Ессей - 630 чел. (2016 г.).
Образован : 2005 г.
Языки : русский, эвенкский, селькупский.
Этнический состав : русские, украинцы, эвенки, якуты, селькупы, нганасане.
Религии : православие, шаманизм.
Денежная единица : российский рубль.
Крупные реки : Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска.
Крупные озера : Ессей, Виви.
Соседние районы и субъекты Федерации : на севере - Таймырский Долгано-Ненецкий район, на востоке - Республика Саха и Иркутская область, на юге - Кежемский, Богучанский, Мотыгинский и Северо-Енисейский районы, на западе - Туруханский район.

Цифры

Площадь : 763 200 км 2 .
Протяженность : 1500 км с севера на юг 850 км с запада на восток.
Население : 15414 чел. (2016 г.).
Плотность населения : 0,02 чел/км 2 .
Самая высокая точка : 1678 м, гора Камень (плато Путорана).
Удаленность (Тура) : 5738 км к востоку от Москвы, около 1000 км к северу от Красноярска.

Климат и погода

Резко континентальный.
Средняя температура января : -36°С.
Средняя температура июля : +14°С.
Среднегодовое количество осадков : 400 мм.
Среднегодовая относительная влажность : 70%.

Экономика

Полезные ископаемые : нефть и природный газ.
Сельское хозяйство : растениеводство (картофель, овощи, зерновые культуры), животноводство (оленеводство), охота на пушного зверя, речное и озерное рыболовство.
Традиционные ремесла : выделка оленьих шкур, изготовление одежды и декоративных изделий.
Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Природные

    Центральносибирский заповедник (каньон Суломайские столбы, 1985 г.)

    Путоранский государственный природный заповедник (Плачущие скалы и Шайтан-гора, 1988 г.)

    Тунгусский заповедник (зона падения метеорита, Чургимский водопад, заимка Кулика и г. Фаррингтон, 1995 г.)

    Озёра Виви, Някшингда, Агата и Северное

Поселок Тура

    Эвенкийский краеведческий музей

Любопытные факты

    Течение здешних рек бурное, в реках много порогов и перекатов. Когда вода по весне поднимается, на порожистых участках русла образуются характерные устойчивые водовороты, местные жители называют их корчаги.

    Эвенкийские легенды утверждают, что у озера Ессей имеется второе дно. Вероятнее всего, если оно и есть, то не является крышей жилища «водяного сторожа», как говорит предание. Вероятно, оно образовано так же, как у известных озер с двойным дном, - стволами утонувших деревьев, скрепленными илом и образовавшими своеобразную корку. Криптозоологи утверждают, что под такой коркой может находиться подводный мир эпохи динозавров.

    Когда Эвенкийский район был Эвенкийским автономным округом, по состоянию на 2006 г. он находился на последнем месте среди субъектов Федерации по численности населения.

    В бассейне реки Виви находится крупный ударный кратер - Логанча. Он образовался в результате падения метеорита 40 млн лет назад. Предположительный диаметр кратера - около 22 км. Он значительно деформирован поздними геологическими процессами.

    Показателями тектонических процессов на территории Эвенкии являются угловатые очертания озерных берегов (они возникают на месте новых разломов перпендикулярно прежнему направлению) и скрытые водой лиственницы (такие стоят, например, в озере Агата, что говорит о современном опускании дна).

    Поселок Нидым, основанный в 1940 г. и стоящий на правом берегу реки Нижняя Тунгуска, приобрел большую известность в СССР в 1970-е гг. Именно здесь проходили съемки кинофильма «Друг Тыманчи» (СССР, 1970 г.), здесь же разворачивалось и его действие. В фильме о дружбе мальчика-эвенка Тыманчи и волчонка по кличке Аяврик (в переводе с эвенкийского - любимчик), снимались местные жители. Фильм, в котором содержится уникальный этнографический материал, является гордостью эвенков и частью их культурного достояния.

    В официальной символике Эвенкийского района присутствуют главные элементы языческого культа. В центре флага - национальный эвенкийский коврик-кумалан, олицетворяющий солнце. Герб - в виде ритуального шаманского бубна, символа Вселенной у эвенков, места сбора духов-помощников, оберегающих эвенкийский народ. Гагара на гербе, пролетающая на закат от восхода, - творец Земли, покровитель народа.

На Земле настала черная, как уголь потухшего костра, ночь; и суровая полярная зима повисла над всем Средним миром. Это перенес свою погоду из Нижнего мира Харги. Решил тогда Великий Мухучи собрать всех эвенков вместе на суглан, позвать Хэвэки и просить у него помощи людям и рассказать ему, что совсем стало плохо жить поперек хребтов ходящим. Нет пищи, тяжело добывать воду, исчезли олени. Холод и голод, болезни и нищета воцарились на Средней земле.
По зову Мухучи собрались все на суглан. Большие шаманы камлали и принесли жертвоприношение Хэвэки с просьбой помочь вернуть людям прежнюю счастливую и беззаботную жизнь, вернуть людям Солнце, оно грело их и давало расти всему живому. Хэвэки ответил людям: «Вы сами виноваты, вели себя беспечно и упустили свое куту (счастье). Теперь учитесь сами исправлять свои ошибки. За свое счастье надо бороться и беречь его». Сказав это, Хэвэки ушел в свой Верхний мир.
Крепко призадумались люди после его слов и решили, что помочь эвенкам может только один сонинг Маин. Попросили его люди вернуть украденное Солнце людям Среднего мира. Маин согласился и, встав на свои тяжелые богатырские лыжи, побежал по небу, отыскивая след небесной лосихи Хэглэн. След его лыж растаял в черном небе и скрылся из вида в небесных хребтах бескрайнего Верхнего мира. Сине-черная ночная тайга Верхнего мира спрятала его среди своих деревьев, как летнего овода в шкуре оленя.
А на Средней Матери-Земле, спящей глубоким и тяжелым сном, продолжали болеть и умирать люди среди наступившей вечной зимы – не привыкли они к таким холодам и морозам, кэсэ! (о горе!). Людям приходилось нарушать все запреты-обереги: рубить в темноте дрова и кормить костер. Хозяйка Нижнего мира, Эни Буни, ругала Харги: людей умирало много, и некуда было вмещать их души. Заснул и шаман – перевозчик мертвых душ. Не принятые в Нижний мир души начали войну. Стали захватывать владения помощников Харги – духов болезней, голода и холода. Духи болезней забеспокоились и пошли с жалобами к Хозяйке Нижнего мира. Харги понял, что совершил ошибку, но не спешил ее исправить. Он злорадно хохотал уханьем совы, пролетая с шумом над родовыми кострами, гася искры и убивая Дух Огня – Того.
Перепуганные люди теснее закутывались в свои теплые шкуры. Посылая духов болезни человеку, неудачи на охоте или делая другое всякое мелкое зло, он по-прежнему мечтал стать Хозяином Вселенной! Эбэй (страшно!).
Мертвые души продолжали воевать с духами болезней и зла, и тем некогда было подниматься в Средний мир и насылать проклятья на живых людей. А тем временем на Средней земле великий Мухучи лечил людей силой своего Духа – Слова и с уходом каждого эвенка в Нижний мир стенки его большого сердца становились все тоньше, они стирались от переживаний за свой обездоленный народ. Ему казалось, что он сделал все, что мог. Уж очень силен был Харги со своими помощниками, которым не было счета, как выпавшим шерстинкам из линялой шкуры оленя. Тяжело, энукэ (больно). Но он продолжал лечить обреченных на голодную и холодную смерть людей. Плач волчьим воем стоял на земле, а слезам и горю матерей и вдов не было конца. Страшная война людей и злых духов продолжалась, и на Земле уже бродили тени умерших людей-ханя (призраков).
От понимания того, что люди обречены, не выдержало большое сердце Мухучи-сказителя, взорвалось. От этого взрыва вырвалась сила огромная, осветила
черное зимнее небо яркими разноцветными сполохами. Осветило всю тайгу – так появилось Северное сияние. Люди стали при его свете кормить детей и больных, в чумах стало теплее и светлее. При свете северного сияния к охотникам вернулась былая ловкость и удача, зоркость глаз и появилась хорошая добыча. Во льду рек люди научились делать проруби и рыбачить. Немного стали лучше жить, однако!
И все время люди добрым словом вспоминали великого Мухучи. А в ответ его сердце запело тоненькую серебряную песню, которую услышать мог только человек с добрым сердцем.
Многие поперечноглазые до сих пор слышат его. Хотят услышать, но не могут те, у которых сердце покрылось черной лохматой шерстью, которая называется Глупость, Жестокость, Зависть, Жадность, Ненависть, Злоба.
Умер великий сказитель на руках у друзей, и поставили ему высокий лабаз. В дальний аргиш в Нижний мир хорошо проводили его друзья: забили погребальных оленей, положили седло с вьюком, одежду, посуду, продукты. Долго догорал погребальный костер из веток багульника и можжевельника, накормили и Дух Огня кусочками жира погребальных оленей. Не забыли люди и про Мать Землю, и ее накормили кусочками жира, и Великую Лосиху-Хэглэн вспомнили люди. Хэглэн жила неплохо все это время. Солнце было хорошим хозяином ее чума. Но, несмотря на славный характер Дылача-Солнце, они в последнее время стали часто ссориться. Но разве можно соединить день и ночь?
У Хэглэн через некоторое время появился маленький лосенок с ярко блестящей красной шкуркой, как она мечтала – солнечного цвета.
А ленты Северного сияния, все извиваясь, ползли и ползли в глубь Вселенной. Во Вселенной стало светлее, богатырь Маин увидел ясно свой космический путь, а его сердце услышало голос Великого Мухучи, который просил его помочь людям.
Вдруг он увидел чум Космической лосихи Хэглэн, около него играл маленький сверкающий лосенок. Маин пустил тупую стрелу*, которая упала перед ногами Хэглэн, сообщая о приходе человека. Поприветствовав ее, Маин спросил: «Не пора ли тебе, Хэглэн, вернуть людям Солнце?» От громкого звериного рыка Лосихи начался страшный камнепад, высокие камни рассыпались на раскаленные вулканы, и лава пролилась на Землю. Маин выстрелил из своего богатырского лука в лоб Хэглэн, но она усмехнулась, поймала копытом стрелу и сломала ее. Тогда Маин быстро поднял свое богатырское копье-пальму и ударил Лосихе в основание головы. Упала Лосиха с грохотом, ломая свои ветвистые рога. От этого грохота лед в реках треснул, и показалась чистая вода. Маин освободил Солнце и выпустил его из чума Хэглэн на волю.
По мере того, как Дылача поднимался высоко в небо, на земле становилось все светлее и теплее. Стало жарко в зимней парке и Матушке-Земле. Проснулась она, сняла зимнюю одежду, и на Земле побежали ручьи, растаял снег.
Маин же решил остаться в Верхнем мире, и с тех пор поперечноглазые люди зовут его Небесным Сонингом – Хранителем Солнца.
Люди знают эту легенду и передают ее из поколения в поколение.

Примечания

Тупая стрела* – стрела с большим деревянным набалдашником, обшитая мягким мехом. С ней охотились на мелкого пушного зверя с ценными шкурками. Она, попадая в голову зверя, вызывала кровоизлияние в мозг и гематому, перелом шейного позвонка или черепа и тем самым смерть зверька, но шкурка оставалась целой, не было на ней дырок. Если во время военных действий одна из сторон посылала тупую стрелу – это был знак мира, перемирия, переговоров, одним словом – знак нежелания воевать. Острая же стрела гласила о намерении продолжать военные действия.

Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова "лама" - море.

Эвенкия - древний и загадочный край. Ее история неотделима от общей истории страны со всеми ее радостями и печалями. А загадочна эта земля потому, что скрыто в ней так много тайн, разгадывать которые не одному поколению будущих людей...

Обратимся к истории Эвенкии и, может быть, тем самым приоткроем таинственный покров, окутывающий этот край, превращающий его в легенду о северной земле. История Эвенкии не легенда - но летопись реальных событий, переплетение людских судеб, хроника достойных дел. История восхищает прошлым Эвенкии и вселяет веру в ее будущее.

II тыс. до н.э. - I тыс. н.э. - заселение человеком долины Нижней Тунгуски. Стоянки древних людей неолита эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.

XII век - начало расселения тунгусов по Восточной Сибири: от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья на юге.

Среди северных народностей не только российского Севера, но и всего арктического побережья, эвенки - самая многочисленная языковая группа: на территории России их проживает более 26 тысяч человек, по различным источникам, столько же в Монголии и Маньчжурии.

Наименование "эвенки" с созданием Эвенкийского округа прочно вошло в социальный, политический и языковой обиход, и некоторым ревнителям "национального вопроса", кажется, чуть ли ни уничижительным другое название этого народа - "тунгусы".

Доктор исторических наук В.И. Увачан так говорил о своем народе: "В слове "тунгус" нет ничего оскорбительного или унижающего достоинство человека. "Эвенки" - самоназвание эвенкийского народа. Некоторые его представители наряду с названием "эвенки" сохранили название "илэ", т.е. человек..."

Доктор исторических наук В.А. Туголуков дал образное объяснение наименованию "тунгусы" - идущие поперек хребтов. Этим объясняется не только их образ кочевой жизни, но и великое мужество.

Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова "лама" - море. Забайкальские эвенки именовались мурченами, ибо они в основном занимались коневодством, а не оленеводством. А наименование коня - "мур". Эвенки-оленеводы, расселившиеся в междуречье трех Тунгусок (Верхняя, Подкаменная, или Средняя, и Нижняя) и Ангары называли себя ороченами - оленными тунгусами. И все они разговаривали и разговаривают на едином тунгусо-маньчжурском языке!

Большинство историков-тунгусоведов считают прародиной эвенков Забайкалье и Приамурье. Но почему они разбрелись по огромной территории, по всему евроазиатскому материку, от Урала до Тихого океана? Во многих источниках утверждается, что они были вытеснены более воинственными степняками в начале Х века. Получается, заселили пустынные земли и тотчас, в Х веке, одомашнили оленя, чтобы как-то выжить в суровых условиях Севера. Думается, все было несколько иначе. В китайских хрониках упоминается, что еще за четыре тысячи лет до того как эвенки были вытеснены, китайцы знали о народе, сильнейшем среди "северных и восточных иноземцев". И эти китайские хроники свидетельствуют о совпадениях по многим признакам того древнего народа - сушеней - с более поздним, известным нам как тунгусы.

Летописцы Поднебесной подробно рассказывают об этих людях, живущих в "снежной суровой стране" в конусообразных жилищах (чумах), как о прекрасных охотниках и смелых воинах, которых не удалось покорить ни одному отряду обученных императорских воинов. Но самое главное, в этих древних хрониках рассказывается о сушенях - ловких "следопытах верхом на оленях", о народе, который одомашнил дикого оленя, и тот "дает им молоко и возит на санях".

В более поздних хрониках прослеживается путь развития прямых потомков сушеней - чжурчженей (уэней, уэньков), объединенных в одну империю, которая в начале VI века получила наименование Золотой империи чжурчженей, в которую входили свободные племена уэней, уэньков. Не отсюда ли наименование современной северной территории и ее жителей, эвенков?

Золотая империя, соперничающая с Поднебесной (Китаем), постоянно отражающая нападения предков монголов - киданей, охватывала территорию современной Кореи, побережье Охотского моря, Забайкалье и северные территории. И, самое главное, жители говорили на едином, тунгусо-маньчжурском языке, у них была письменность и культурные центры. Об архитектурной значимости их свидетельствуют археологические находки.

Золотая империя почти одновременно с Киевской Русью пала под копытами конницы Чингисхана. Но ей не удалось, подобно Руси, возродиться - были стерты с лица земли все города, уничтожены литературные памятники, даже надписи на городских стелах и могильных плитах были сколоты.

Эвенки навсегда потеряли свою прародину, но это не означает, что этот народ - без прошлого: устное поэтическое творчество сохранило предания о былом величии и память о могучих богатырях - сонингах. И вот что удивительно: у всех эвенков, расселившихся от берегов Тихого океана до Оби, единые герои устных произведений, которые с приобретением - а может, восстановлением? - письменности сохранены в печатных произведениях. Эвенки сохранили, пронесли через века устный свод житейских наставлений и нравственных законов, которые, по реставрированным древним надписям на стелах, почти полностью повторяют своды высоконравственных древних законов предков. И основные из них - дружелюбие, гостеприимство, взаимная помощь, уважение к старшим.

Но самое главное, что помогло выжить эвенкам в экстремальных условиях Севера, это домашнее оленеводство. Сосуществование оленя и тунгуса - целая наука. Более того, философия и религия. Олень у эвенка-орочена возведен в культ. И это справедливо: нет животного более совершенного, более практичного, которое бы кормило, одевало, служило транспортом. Поэтому слово "аргиш" имеет в эвенкийском языке несколько значений. Это не только олений обоз, но и путь развития народа.

1581-1583 гг. - первое упоминание о тунгусах как народности в описании Сибирского царства.

Первые землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах: "услужливы без раболепства, горды и смелы". Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал: "Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят". Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов "сибирскими аристократами", а первый енисейский губернатор А. Степанов писал, что "их костюмы напоминают камзолы испанских грандов..."

Но нельзя забывать, что первые русские землепроходцы отмечали также, что "копейца и рогатины у них каменные и костяные", что нет у них железной посуды, и "чай варят в деревянных чанах раскаленными камнями, а мясо только на угольях пекут..." И еще: "иголок железных нет и одежду шьют и обувь костяными иглами и оленьими жилками".

Следовательно, у тунгусов-кочевников, эвенков-ороченов был, по существу, еще каменный век, в то время как у русских, с которыми судьба свяжет их навеки, было уже мануфактурное производство и огнестрельное оружие.

Вторая половина XVI в. - проникновение русских промышленников и охотников в бассейны рек Таза, Турухана и устье Енисея.

Не о вооруженном сопротивлении и крупных сражениях идет речь, хотя в "мирном присоединении" Сибири к России "дипломатия оружия" играла большую роль. Большую, но не главную. Главным были мирные торговые отношения. И даже с появлением острогов, поселений русских промышленных людей и землепашцев прямой контакт двух культур был эпизодическим. Но было бы наивным предполагать, что соседство - где бы это ни было! - двух разных культур не было взаимопроникающим. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более, что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.

Давно пора отказаться и от ложного понятия о "русском торговом грабеже": если для русских соболь представлял ценность, пополнял царскую казну, то для таежных следопытов-тунгусов он долго не был денежным эквивалентом и не представлял в хозяйстве особой ценности. Одежда из оленьих шкур была практичней, из соболиных шкурок шили спальные одеяла и даже... подбивали ими лыжи. Так что цена медного котла, которая определялась количеством соболиных шкурок, умещающихся в нем, для самих тунгусов казалась смехотворно низкой: "Глупые лючаль (русские): за паршивые шкурки отдают котел, которому век служить!" Так же бесценными были для аборигенов стальные клинки, ножи, наконечники пик, сукно, бисер, стальные иглы, металлические капканы, а поздней - ружья.

1601 год - основание Мангазеи - административного центра и важного торгово-перевалочного пункта.

1607 год - основание Туруханского зимовья.

1607 год - сбор березовским казаком Михайлой Кашмыловым первого ясака с эвенков Нижней Тунгуски.

1620-1623 гг. - мангазейский казак Никифор Пенда поднялся по Нижней Тунгуске до ее верховья, через Чечуйский волок перебрался на р. Лена.

История обычно пишется по документам, официальным записям, а Пенда (он же Панда, Поянда) не служил не царю, ни Богу. Он был "гулящим" человеком, правда, не в современном понимании этого слова. Он был свободен от службы. А посему никаких письменных приказов ему не давали, и письменных отчетов он не писал - в официальных бумагах следов не найти.

Он прибыл из центральной России в Енисейск, как и многие неспокойные сильные люди того времени, идя "встречь солнцу". Прожид здесь год или два, наслушался рассказов о "златокипящей" Мангазее и решил отправиться туда по Енисею. Взял с соартельниками в долг большой корабль, 38-метровый дощаник с палубой, под которой можно спрятаться от непогоды и везти немалый груз.

У Туруханского острога на левом берегу Енисея остановился и к Мангазее поплыл на лодке. Прожил в этом городе некоторое время, познакомился с местными воеводами, и здесь к нему присоединились еще несколько столь же отчаянных душ. Они подрядили еще два коча.

Авторитет Никифора Пенды был высок среди окружающих: справедлив, верен слову. Сорок человек составили его артель, по тем временам это армия, но особая: все взято в долг, под пушнину - и суда, и тысячи пудов провианта, и промысловое снаряжение, и товары для обмена.

И вот со своими верными товарищами решил Пенда идти дальше на восток - обследовать новые земли по Тунгуске.

В июле, когда прошел ледоход, с Туруханска на Енисей вышла его флотилия на широкую воду, и подняв паруса, вошла в безлюдную Нижнюю Тунгуску… Было это 370 лет тому назад.

Отряд Никифора Пенды первым прошел по этим путям, за ним пошли другие, о них история говорит как о первопроходцах, о Пенде обычно молчит.

Конец 20-х годов XVII в. - поход мангазейских служилых людей во главе с Навацким по Нижней Тунгуске и далее на восток в Якутию.

1625-1634 гг. - основание ясачных зимовий: Турыжского в устье р.Кочечумо, Летнего - в устье р.Летняя, Илимпийского - в устье р.Илимпия, Титейского - в устье р.Тетея, Непского - в устье р.Непа. В административном отношении Нижняя Тунгуска составляла часть Мангазейского (Туруханского) уезда.

1723 год - экспедиция Д. Г. Мессершмидта по Нижней Тунгуске, а затем р.Лена и на Байкал с целью изучения сибирских народов и исследования их языков, описания флоры и фауны.

1763 год - манифест Екатерины II о переписи инородцев с указом не чинить коренным народам зла и жить в мире.

Первая половина XIX в. - образование инородческих управ (административных округов) у эвенков Нижней Тунгуски.

Первая половина XIX в. - приобщение эвенков Нижней Тунгуски к православию. Согласно выписке из метрической книги Туруханской Преображенской церкви за 1846 год крещеными на эту дату считались тунгусы Нижнечумской, Таймурской, Курейской и Чемдальской инородческих инородческих управ.

Обращение язычников в христианство не имело ничего общего с тем, как это происходило на американском континенте, куда церковь пришла с крестом и мечом, уничтожив миллионы индейцев. Русские православные миссионеры появлялись среди аборигенов от случая к случаю, крестили желающих, давая новые имена. Кстати, смена имен не противоречила верованиям тунгусов: чтобы отвести злых духов, новорожденным не давали постоянные имена, они появлялись поздней. Туруханский монастырь, основанный в XVII веке, открыл лишь в конце XIX века церковь в Ессее и часовню в Чиринде, двух факториях на севере Эвенкии, одна из которых, Ессей, была центром расселения якутов.

Вот и все "влияние" Российской империи на культуру и быт тунгусов, расселенных в Енисейской губернии от Ангары до гор Путорана; царскую администрацию устраивало сообщество тунгусов, остановившееся на уровне общинно-родового строя. Разумеется, в дополнение к князцам и родовым старейшинам, которыми когда-то становились мудрые и авторитетные люди, стали назначаться старейшины или родовые старосты, обличенные административной властью и для солидности носящие специальную бляху на груди как представители царской власти или, как говорили в просторечии, белого царя.

1822 год - введение Устава об управлении инородцев в Сибири.

Бывший ясак сменился подушной податью, которую выплачивали от переписи до переписи и за умерших. Так что "мертвые души" существовали и в Туруханском крае. Государству российскому все было безразлично, за исключением податей: царскую власть не интересовали причины катастрофического вымирания аборигенов, все более губительные эпидемии оспы, развивающийся туберкулез, прогрессирующая трахома, а также эпизоотия оленей - чесотка и копытка, уносящие тысячные стада. На весь Туруханский край был только один лекарь - в Туруханске - и ни одного ветработника.

1840 год - создание Усть-Турыжского хлебозапасного магазина, расположенного в 600-700 верстах по Нижней Тунгуске.

1850 год - учреждение Синодом Русской православной Церкви "Миссии для крещения инородцев Тунгусов орд Таймурской и Нижнечумской и для просвещения остальных инородцев, кочующих в Туруханском крае".

1853 - 1854 гг. - Вилюйская экспедиция Сибирского отделения Русского географического общества во главе с Р.К.Мааком обследовала верховье Вилюя и озеро Сурингда, составив карту ранее неиследованных мест, описание геологического строения, рельефа, этнографических сведений об якутах и эвенках.

1859 - 1863 гг. - открытие М.К.Сидоровым месторождений графита по рекам Нижняя Тунгуска, Вахта и Курейка.

1863 год - создание красноярским золотопромышленником, меценатом и ученым М.К.Сидоровым училища для детей инородцев при Туруханском Троицком монастыре.

Вторая половина XIX в. - начало торгово-промышленного освоения Нижней Тунгуски. Добыча запасов графита золотопромышленником М.К.Сидоровым и "Русским обществом по разработке графита в Сибири".

Михаил Константинович Сидоров родился 16 марта 1823 года в Архангельске в семье купца второй гильдии. В 1845 году он приезжает в Красноярск и попадает в семью Латкина, управляющего золотопромышленными приисками известного миллионера Бенардаки в качестве учителя его детей. Позже он женился на дочери Латкина - Ольге Васильевне.

Время появления Сидорова в Красноярске совпало с периодом расцвета золотой промышленности в Сибири. Михаил Константинович, как и многие другие, был захвачен золотой лихорадкой. Он решил открыть золото и на деньги, полученные от прибыли, открыть в Сибири первое высшее учебное заведение.

В 1850 году он вышел на Подкаменную Тунгуску и здесь впервые открыл богатые месторождения россыпного золота. Все средства, которые он получал с золотых приисков, он обратил на освоение Севера и Северного морского пути.

В 1859 году он открывает месторождение графита на Нижней Тунгуске Туруханского района. Рудник был зарегистрирован как Ольго-Васильевский прииск, названный в честь его жены и друга. Началась добыча графитовой руды открытым способом для Петербургской карандашной фабрики. В 1867 году графит Эвенкии получил высокую оценку на Всемирной выставке в Париже.

Надо отметить, что большое внимание Михаил Константинович уделял положению коренных народностей Севера. Он выступает на конференциях в их защиту с предложением, чтобы в местах промышленного и транспортного строительства, для местных жителей строились русские избы и выдавались государственные пособия на строительство жилья, больниц и школ, а в школе обучать не только грамоте, но и промыслам. Некоторые из своих предложений относительно развития культуры коренных жителей Севера он попытался претворить в жизнь. Он построил за свой счет школу для детей при Туруханском монастыре и дал средства на содержание учеников школы-интерната. Но по распоряжению местных властей ученики были распущены по домам, а школа распилена на дрова для острога.

В 65 лет он умер несостоятельным должником. Миллионное состояние было истрачено на открытия, исследования и благотворительность. Но как общественный деятель Сидоров сделал большое дело, которое никогда не забудется.

1863 год - в верховьях р. Нижняя Тунгуска был переправлен с р.Лена паровой катер с баржей, а затем проследовал вниз по течению Нижней тунгуски и закончил свое путешествие в г.Енисейске. Открытие месторождений каменного угля и новых залежей графита.

май, 1873 год - экспедиция Сибирского отделения Русского географического общества во главе с А.А.Чекановским по Нижней Тунгуске, в ходе которой составлена первая точная карта этого региона, исследованы месторождения графита, описаны растительность, погодные условия, быт и характерные особенности эвенков.

1910 год - основание лавки купцов-тунгусников Панова и Савватеева на месте будущего поселка Тура.

ноябрь, 1917 год - установление Советской власти.

1920 год - создание Туруханского краевого революционного комитета.

ноябрь, 1920 год - отправка революционным комитетом экспедиций в Большую (Тазовскую) и Илимпийскую тундры для выяснения положения туземного населения на местах.

С древнейших времен существовала народная мудрость: нет оленя - нет эвенка. К началу 20-х годов, после гражданской войны, тысячи эвенков остались без оленей, без хлеба, без охотприпасов. И только новая власть спасла северян от голода и массового вымирания. После освобождения Сибири от Колчака, в первую навигацию 1920 года, из Красноярска вышли караваны судов в низовья Енисея и Нижнюю и Подкаменную Тунгуски, на Пит и Сым с продовольствием, мануфактурой, охотприпасами. Были отменены все долги, и северяне освобождались от подушной подати - налогов. Е.С. Савельев в илимпийской тундре, М.И. Ошаров и Г.К. Низовцев на Подкаменной Тунгуске создают кооперацию.

1923 год - принятие Туруханским крайисполкомом положения о северных инспекторах с возложением на них обязанностей по охране промыслового труда, их здоровья и поднятия просветительных и образовательных учреждений.

1923 год - принятие Туруханским крайисполкомом положения об управлении туруханских туземных племен, по которому каждое туземное родовое племя управлялось собственным родовым Советом.

Советы - не выдумка новой власти: с древнейших времен существовали родовые советы. И они долго сохранялись как форма народовластия на Севере. Создание простейших производственных объединений не противоречило традиционной форме хозяйствования: издревле у эвенков существовало умундэ эндэре - совместный выпас и совместная рыбалка, а в период осенне-весенней миграции - совместная охота на оленей. И первые колхозы, создаваемые из безоленных эвенков, которые получили поддержку государства, воспринимались спокойно и даже благожелательно.

март, 1921 год - совещание в Омске с участие представителей северных нардностей по вопросам административно-территориального устройства. Совещание решило продавать хлеб и продукты питания по твердым ценам и твердым государственным ценам закупать пушнину.

июнь, 1921 год - создание на фактории Оскоба первого кооператива эвенков.

1921 - 1923 гг. - выделение государством долгосрочных кредитов для поддержания оленеводства в связи с эпидемией сибирской язвы.

март, 1923 год - принятие ВЦИК и СНК РСФСР постановления "Об охоте", введение льгот для туземных народов Севера на ведение охотничье-промыслового производства.

май, 1925 год - создание Енисейского губернского Комитета Севера во главе с И.М.Сусловым.

1923 год - создание родовых Советов на Нижней и Подкаменной Тунгусках.

1921 - 1923 гг. - открытие в Илимпийской тундре Енисейским губсоюзом кооперативной торговли.

1926 год - создание рабфака северных народов при Ленинградском пединституте, в числе первых студентов были Н.Н.Путугир, П.Н.Путугир, Н.Н.Монахова, А.Н.Каплин, Г.П.Салаткин.

В 1926 году - ВЦИК и СНК РСФСР утвердили временное положение об управление туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. В основу организации низовых органов управления был положен родовой принцип.

Активными организаторами родовых Советов в Тунгусско-Чунском районе были инструкторы Туруханского райисполкома И.К. Кочнев, Н.В. Ефимов, заведующий факторией Стрелка М.И. Остапкович. Из числа коренного населения рядовые Советы организовывали М.И. Широглагов, Р. Голубченок, П.В. Таркиченок, П.Т. Ястриков. Родовые сугланы проводились в течение 4-5 дней, обычно это происходило в середине весны - после охотничьего сезона. Вот как проводились родовые сугланы в двух родовых Советах в Стрелке. На суглане заслушивались отчеты председателей родовых Советов, вырабатывались сообща наказы новому составу родовых Советов, причем приходилось переводить каждое слово на эвенкийский язык, ведь среди коренного населения было мало грамотных людей.

ноябрь, 1927 год - в стойбище Тура создается уникальный центр - не административный или промышленный, а культбаза, со школой, больницей, ветеринарным пунктом.

В1927 году, в Ленинграде открывается северный рабфак, вскоре Институт Севера, северные рабфаки открываются в Хабаровске, Енисейске, Красноярске, в Туре - школа колхозных кадров и фельдшерско-акушерское училище. Готовятся кадры учителей, вслед за ликбезами открываются школы, амбулатории.

1928 год - создание северного отделения при рабфаке Томского университета. Такое же отделение было создано при Иркутском пушно-меховом институте. Среди студентов были П.П.Увачан, В.Д.Каплин, Л.Н.Увачан, С.И.Сочигир.

10 декабря, 1930 год - образование Эвенкийского национального округа. Окружным центром стала Туринская культбаза. В приобщении малочисленных народов Севера к новой жизни особую роль сыграли первичные формы советской автономии - национальные округа. Вопрос о формах самоуправления северных народов широко обсуждался в 20-х годах правительственными органами Советской страны, учеными-этнографами, научной общественностью.

1930 год - появление эвенкийской письменности.

В 1931 году "Ольго-Васильевский" прииск, принадлежавший когда-то М. К. Сидорову был переименован в Ногинский, а в 1930 году на нем приступили к промышленной разработке эвенкийского графита.

В 1941 году началась война…

22 июня 1941 года - начало войны и начало отсчёта целого периода в жизни нашего народа. Все от стара до мала встали на защиту Родины. Сотни мужчин уже летом 1941 года ушли из Эвенкии сражаться с ненавистным врагом. А тем, кому пришлось остаться в тылу, не сидели, сложа руки. Старики, женщины и дети трудились, заменив отцов, мужей и братьев, приближая день Победы. В Эвенкии не было заводов и фабрик, её жители не производили оружие, боевую технику и боеприпасы. Эвенкия поставляла сырьё, продукты питания, тёплую одежду, выполняла несложные, но трудные заказы для фронта.

В феврале 1942 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР Калинин М.И. так оценил задачи, стоящие перед тружениками тыла: "Вопрос стоит в том, как практически лучше и эффективнее приложить свои силы в деле победы над врагом. Мне кажется, первое, что требуется от каждого человека, это осознать, что победа добывается не только на фронте, но и в глубоком тылу. В достижении военных успехов участвуют не только бойцы на полях сражений, уничтожая врага оружием, но и домашние хозяйки, когда они идут на производство и заменяют ушедших на фронт, когда они уменьшают расход электроэнергии, топлива, проявляют внимание и заботу к раненым бойцам; к детям-сиротам".

Важнейшей задачей для Эвенкии в годы войны была добыча пушнины или, как выражались тогда, "мягкого золота". Увеличение добычи пушнины напрямую влияло на финансовое положение, на укрепление обороноспособности нашей страны.

Каждый охотник, колхоз и район принимали на себя конкретные обязательства по добыче пушнины. Этому уделялось серьёзное внимание, как со стороны партийных, так и со стороны советских органов власти.

Ежегодно, в течение всей войны, принимались постановления и обращения Эвенкийского окружного совета депутатов трудящихся и окружного комитета ВКП (б).

В 1942 году в обращении "Ко всем охотникам Эвенкии" говорилось: "Товарищи охотники! Дайте стране пушнины за сезон не менее 2 тысяч белок - на ружьё. Используйте все орудия лова. Повышайте добычу песца, соболя, лисицы, горностая, зайца, ондатры и других видов пушнины. Помните, что ваш честный труд укрепляет боевую мощь Красной Армии, приближает час разгрома немецко-фашистских войск".

На факториях велась большая агитационная работа. Это давало определённые результаты. Но главное, пожалуй, состоит в том, что население округа чётко осознало свои задачи, свой гражданский долг перед Родиной.

В глубокой тайге, на заснеженных северных просторах от темна до темна трудились охотники, добывая для своей страны "мягкое золото" - пушнину, тем самым приближая Победу над фашистской Германией.

50-90-е годы - только недальновидный человек не может не заметить и не знать, как поднялись экономика и культура, в том числе и национальная, за годы советской власти. Была ликвидирована неграмотность, сотни эвенков стали учителями национального языка, более десятка из них получили высокое звание заслуженный учитель, появились свои, национальные врачи, ученые. Исчезли эпидемии оспы, трахомы, резко снизилась заболеваемость туберкулезом. И главный показатель - естественный рост населения.

В 1950-51 гг. - в округе произошло укрупнение колхозов. В связи с этим навсегда с карты Эвенкийского национального округа исчезли поселения: Мурукта, Воеволи, Кумонда, Панолик, Светлана, Ингида и многие другие.

В 1955-1956 гг. - землеустроительная экспедиция Министерства сельского хозяйства дала каждому колхозу конкретные рекомендации в использовании оленьих пастбищ - пастбищеоборота. Считалось, что это прогрессивная система организации кормовой базы. Однако укрупнение колхозов сорвало эвенков с родовых пастбищ, охотничьих угодий, родных озер. Были разрушены родовые и культурные связи. Ничего этого не замечалось: эйфория, охватившая руководство при виде появившихся вдруг "колхозов-миллионеров", новых благоустроенных поселков, якобы свидетельствующих о "переходе на оседлость", застилала рассудок.

20 марта 1950 г. - в Ногинском графитовом руднике образован сельский Совет, а уже 16 марта 1951 года населенный пункт Ногинск отнесен к категории рабочих поселков.

13 сентября 1950 г. - отведен земельный участок под сухопутный аэродром п. Байкит, а 31 января 1951 года началось его строительство.

В 50-60 гг. - в округе работала ветеринарно-бактериологическая лаборатория, зооветеринарные пункты. Пастухи для оленьих стад набирались из среды колхозников, для повышения их квалификации проводились курсы техников-оленеводов. За высокие показатели, достигнутые в развитии оленеводства и всего общественного хозяйства, некоторые колхозы округа были неоднократными участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и ВДНХ.

В 50-х годах получила расцвет новая отрасль хозяйства эвенков - звероводство. Начало его развитию положила звероферма серебристо-черных лисиц, организованная в 1938 году Главным управлением Северного морского пути при Оскобской промыслово-охотничьей станции. За высокие показатели в развитии клеточного звероводства С.П.Хейкури - заведующий фермой серебристо-черных лисиц колхоза "Победа" Илимпийского района - неоднократно был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Местная промышленность в округе развивалась в направлении главным образом бытового обслуживания населения, выпуская товары широкого потребления, предметы первой необходимости и домашнего обихода. На местном сырье развивались деревообработка, солеварение, кожевенное производство, кирпичное и известковое производство и т.д.

17 августа 1954 года при исполкоме окружного Совета был образован отдел культуры и просветительской работы.

В 1958 году окружной комитет КПСС принял решение "О мерах по развитию национального художественного творчества в округе". В целях выдвижения творческих сил вовлечения их в активную деятельность с 15 мая по 1 ноября 1958 года был объявлен окружной конкурс на лучшее произведение изобразительного и прикладного искусства. В конкурсе приняло участие свыше сорока местных прозаиков и поэтов, собирателей и хранителей фольклора.

В 50-60 годы огромную работу проводили сотрудники "Красных чумов". Они учили женщин готовить новые блюда, расходовать средства, обучали шитью на машинке, распространяли книги и в то же время были самодеятельными артистами. "Красные чумы", как культурно-просветительские учреждения были актуальны до начала 70-х годов. 1974 году они были ликвидированы, так как их место заняли более прогрессивные формы организации культурной жизни: было открыто 14 сельских Домов культуры, 3 сельских клуба, 16 сельских библиотек, создано 3 районных агитбригады.

14 января 1971 года Эвенкийский национальный округ награжден орденом Трудового Красного Знамени.

13 февраля 1974 года в Байкитском районе образован "Суриндинский" племенно-оленеводческий совхоз.

26 февраля 1975 года в поселке Тура Илимпийского района образовался поселковый Совет депутатов трудящихся с присвоением ему наименования "Туринский".

24 марта 1976 года Эвенкийскому национальному округу вручено переходящее Красное знамя ЦК КПСС за досрочное выполнение народохозяйственного плана за 1975 год и успешное завершение девятой пятилетки.

В январе 1980 года на базе окружного Дома творчества образован окружной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы.

20 июня 1982 года образован отдел вневедомственной охраны при окружном отделе внутренних дел.

10 сентября 1982 года образован государственный памятник природы местного значения "Суломайские столбы", расположенный на реке Подкаменная Тунгуска Байкитского района 20-ю км. выше поселка Суломай.

1992 год - Эвенкийский национальный округ становится Эвенкийским автономным округом, оставаясь в составе Красноярского края, но одновременно являясь независимым субъектом РФ. Председатель окружного исполкома Совета народных депутатов Якимов был назначен Главой Администрации округа.

5 февраля 1992 года - произошло разграничение государственной собственности в ЭАО на Федеральную государственную собственность и муниципальную собственность.

14 февраля 1992 года - образовано Управление сельского хозяйства Администрации округа на базе упраздненного Агропрома.

7 июля 1992 года - образованы самостоятельные лесхозы в границах Илимпийского, Байкитского, Тунгусско-Чунского районов за счет разукрупнения Эвенкийского лесхоза.

2 ноября 1992 года - образовано негосударственная образовательное учреждение "Частная школа".

24 мая 1993 года - установлен государственный природно-исторический памятник "Географический центр РФ - Эвенкия".

25 мая 1993 года - на территории ЭАО образована база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства.

В декабре 1996 года состоялись первые демократические выборы Главы Администрации округа. Главой Администрации Эвенкийского автономного округа был избран А.А.Боковиков. В период его пребывания у власти, Глава Администрации округа получает статус губернатора.

8 апреля 2001 года на выборах губернатора Эвенкийского АО с результатом 51,08% был избран Б. Н. Золотарев.

Август 2002 года - 2 Всероссийский съезд эвенков России. Создан Союз эвенков России.

Январь 2003 года - открытие окружного Дома детства в Ванаваре.

Перекатываясь, ударяясь о камни, бурлит горная речка с чистейшей ледяной водой, по бездонному ясному небу плывут пушистые облака. Весь мир наполнен ароматом цветущей хвои лиственниц и пьянящим запахом цветов багульника. В этом прекрасном своей первозданной прелестью мире не ощущается время: эти горы, эти деревья, эта река и даже жужжащий над золотыми одуванчиками шмель будто бы растворены в вечности…

Среди этой бесконечной вечности существует тихий уютный мир, где реальность людей и Вселенная сливаются, и в этом удивительном мире живут предания былых времен. В каждом дуновении ветра слышится говор исчезнувшего племени, в каждом шелесте деревьев таятся слова улетевших в даль веков великих народов... Но они здесь, Мать-Земля хранит память обо всех…

Среди эвенков Южной Якутии сохранилась удивительная легенда об источниках минеральных живительных вод, которыми славятся эти края.

«Давным-давно в незапамятные времена в этих местах жил богатый эвенкийский род Нюрмаган . У вождя рода было семь дочерей и не было сыновей. И однажды на закате лет боги даровали ему сына. Но ребенок родился болезненным и покрытым струпьями. Сколько знахарей и шаманов пытались вылечить малыша, вроде бы язвы заживали, но спустя некоторое время опять появлялись. Нюрмаганы кочевали по всей Южной Якутии и однажды во время переезда малыш выпал из люльки. Сначала не заметили, что ребенок выпал, потом услышали веселый смех малыша и плеск воды, и обернулись. Давно не слышали родители звонкий смех своего сыночка, зудящие раны так беспокоили, что малыш все время плакал и капризничал.

А тут сидит мальчик посреди неглубокого родника с теплой ласкающей водой, бьет по воде, плескается и задорно хохочет. На глазах умиленной матери выступили слезы счастья. После этого купания малыш спокойно спал всю ночь, а на утро болячки покрылись корочкой и стали заживать. Род нюрмаган целое лето провел у живительного родника. Каждый день купали малыша в целебном источнике. К зиме мальчик полностью выздоровел. С тех пор эти источники стали почитаться как священные места. Мальчик вырос и стал вождем своего рода, отважным, смелым и сильным. Звали отважного вождя Нахот. И народная молва из уст в уста из века в век стала передавать тайну живительных горных ключей».

Еще до этого рассказанного в распространенной легенде случая о выздоровлении сына вождя рода нюрмаган, были удивительные рассказы охотников, наблюдавших за ранеными оленями и лосями. Окровавленные животные, собрав последние силы, добирались до таинственных горячих ключей, окунались в ручейки и озерца, куда стекалась целебная вода, и раны заживали очень быстро. Их природное чутье знало, что в этих запрятанных в горах ручьях течет особенная вода.

С тех пор великие шаманы древнейших эвенкийских родов нюрмаган, пуэгир и бюлю стали почитать и охранять эти заповедные места, совершали обряды и берегли от чужаков эти дары богов.

Было еще одно прекрасное предание об этих загадочных источниках живой воды. Эта легенда распространена среди амурских эвенков.

«В одном роду, неизвестно в каком, за туманами веков, когда эвенки были могущественны, когда у них были великие князья и в те далекие времена лучшие сыны этого гордого и благородного народа управляли провинциями Поднебесной, жила девушка неописуемой красоты. Днем она сияла подобно солнечным лучам, а лунной ночью она затмевала свет Луны красотой прекрасного лика. И звали красавицу Аэврит . Влюбился в эту юную чарующую красавицу император одной большой провинции Китая. Послал он сватов к родителям девушки, все сделал честь по чести. Престарелые родители Аэврит не могли отказать Его Величеству – наместнику богов на Земле. Соглашение было заключено, калым оплачен, назначена дата свадьбы на осень.

Жарким чудесным летним днем юная Аэврит сидела у прохладного горного ручья, пела серебристым проникновенным голосом песню о красоте родной природы и обрабатывала оленью шкуру. Ее чудесный голос услышал проезжавший мимо молодой отважный охотник Мэндэ . Его так очаровал голос поющей девушки. Он из-за кустов наблюдал за прекрасной певуньей. Спиной к нему сидела девушка с точеным гибким станом, по спине струилась густая длинная цвета воронова крыла коса, и конец роскошной косы, украшенной косоплеткой, лежал на прибрежных камнях. Почувствовав чужой взгляд на себе, красавица обернулась. Юноша Мэндэ оторопел от неземной красоты девушки, словно девственный снег на высоких вершинах гор была белолика, бездонные темные, как омут глаза, были ярче зимних звезд, свежие губы цвета алой утренней зари приоткрыты в удивлении, румянец на девичьих щеках нежнее розового рассвета. Влюбился Мэндэ с первого взгляда в девушку удивительной редкой красоты.

Вышел юноша из своего укрытия к девушке. Юная красавица потупила взор. Мэндэ подошел к девушке и спросил:

- Как тебя зовут, прекрасная дева?

Аэврит, - ответила девушка, улыбаясь.

А тебя как величают отважный юноша?

Мэндэ нарекли меня мои родители.

Долго гуляли вдоль речки юноша и девушка. В их юных сердцах зародилось удивительное, прекрасное и нежное, как первый подснежник, вобравший в себя весеннюю небесную синь, выросший сквозь лед и снег, чувство.

Юноша обещал осенью вернуться за прекрасной девой и увезти ее далеко-далеко, на свою родину. Юная Аэврит не успела сказать благородному и отважному охотнику, что она уже обручена. Молодой охотник так быстро и ловко сел на учаха-оленя и ускакал.

Аэврит утаила от родителей встречу с молодым охотником, который затронул ее юное девичье сердце.

Наступила осень. Император северной провинции Поднебесной прислал свадебный караван за своей красавицей-невестой. Был проведен обряд проводов невесты, попрощалась прекрасная Аэврит со своими старыми родителями, залилась горючими слезами. Но сказанное слово и произнесенное вслух обещание не нарушимы, суждено было юной Аэврит стать женой императора. Тронулась богатая процессия в дальний путь.

Опоздав лишь на сутки, приехал в стойбище, где жила красавица Аэврит, смелый и храбрый молодой охотник Мэндэ. Юноша узнав, что его возлюбленная уже была обручена, сначала отчаялся. Но любовь к прекрасной Аэврит была настолько сильна, что отважный юноша смог пересилить все свои страхи и сомнения. Отчаянный и бесстрашный Мэндэ решился догнать возлюбленную и выкрасть ее, увезти в дальние дали, скрыться в труднодоступных горах Станового хребта и начать новую счастливую жизнь.

На третьи сутки пути Мэндэ догнал караван. Своих оленей оставил в другом месте и ночью тайком пробрался к повозке, где спала юная Аэврит. Услышав голос возлюбленного, красавица встрепенулась, обрадовалась. Под покровом ночи влюбленные сбежали. Наутро обнаружили пропажу, исчезла невеста императора. Никто ничего не знал, никто никого не видел, ни один чужак не приближался к каравану. Ужас охватил воинов, сопровождавших невесту властелина. Они рассыпались по тайге в поисках сбежавшей красавицы. Один из воинов, опытный и пытливый увидел следы оленей, ушедших в сторону гор вдоль реки. Отряд воинов помчался в погоню за беглецами. Вскоре они догнали юношу и девушку. Меткий стрелок прицелился в спину молодого охотника и выстрелил острой пронзительной стрелой и попал прямо в сердце. Упал замертво отважный юноша на землю, хлестала ключом горячая кровь из его раны. Нагнулась над умирающим возлюбленным красавица-дева, и залилась горючими слезами, которые текли из ее прекрасных глаз ручьями. Оканемели от горя возлюбленные. Догнавшие китайские воины застыли в недоумении. Говорят, где-то в горах есть семь скал, очертанием напоминающих воинов, и камни, похожие на возлюбленных, заключивших друг друга в объятия на вечные века, которых не смогла разлучить даже смерть. Кровь Мэндэ и слезы Аэврит превратились в горячий источник. Вода, рожденная от крови из ран сердца, наполненного неземной любовью и чистейших слез, оплакивающих несостоявшееся великое чувство, стала обладать целебной силой и дарила энергию жизни.

Такова печальная и красивая легенда о живой воде, которая бьет горячим ключом в наших краях», - сказывают старые эвенки, хранящие повести и предания минувших веков.

Предания предков не похожи на волшебные сказки, которые читают из ярких и глянцевых книжек. Они особенные, пронизанные запахом тайги, журчаньем горных речек, дымом костра и еще чем-то неуловимо прекрасным и родным, от чего на груди рождается необыкновенно теплая волна, трепетно и медленно распространяется по всему телу, обволакивая сознание ожиданием чуда и безмерного счастья.

Варвара КОРЯКИНА ,

член Союза писателей Республики Саха (Якутия) .

Давным-давно появились три Сибир[-земли], подобные прислушивающимся ушам годовалого дикого оленя. Средняя же земля в то время с коврик [размером] расстилалась, на ней наметилось девяносто девять направлений для речных русел и высились горы, подобные разделенной на девять рядов густой шерсти черной лисицы. Трава же [на ней] никогда не увядала. Долго ли, коротко ли существовала эта средняя земля - мне неизвестно. Она становилась до того обширной, что никакая крылатая птица не могла ее облететь. Это была такая красивая страна, что, увидев ее, нельзя было ничего найти, с чем [можно] было бы сравнить [ее]. В этой стране ели распускались, как подснежники, лиственница пушилась, как молодая травка, сосенки росли, переливаясь, подобно пушистому хвосту рыжей белки, тальники вытягивались струной, а марниковые березы росли, разветвляя корни. Вот на такой красивой земле, кроме всего этого, жили бегающие звери-животные и люди. Если рассказывать [обо всем], то на южных склонах было множество лосей-самцов, в горных лиственничных борах водилось большое число оленей-самцов, по окраинам земли прыгали зайцы-зверьки, вдоль речек водились бесчисленные белочки.

Если же внимательно вдуматься, то как не жить в такой хорошей стране рыжему Урангкаю с двумя ногами, с голым лицом, со свободно вращающейся головой?! По этой земле протекала большая река с устьем где-то на западе, с истоком на востоке, и были ее берега красивы и круты, как клюв черного гуся. Тем не менее, эта страна была словно остров в заливе моря: на ней постоянно дули сильные ветры и кружились вихри.

В этой стране в одном чуме жили-поживали два паренька. У них сказать: "Чо!" - так не было оленя, сказать: "Хот!" - не было и, коня, сказать: "Сюда!" - не было собаки, сказать: "Друг!" - не было [и] друга, жили они одни, только вдвоем. Если спросить, чем же питались они и как жили, то младший из них был человеком с сильными ногами - быстроногий богатырь, и ни одного четвероногого зверя он не пропускал. Если привести пример, [то] лося-самца ловил, как паука, медведя - как жучка, самца дикого оленя - как муравья. Бегал [он], держась на уровне третьего позвонка лося-самца, на уровне хвоста оленя-самца, на уровне загривка медведя-зверя. Маслом ему служило внутреннее сало осеннего лося, подорожником - сало осеннего дикого оленя, обедом ему было [мясо] с ребер жирной самки лося.

Посмотрел я и подумал: "У такого сильного богатыря, конечно, должно быть известное имя и громкая слава", это был расцветший на средней земле по имени Иркисмондя, богатырь-молодец.

А если обратить внимание на того, который был старше, то он из родного чума не удалялся и на сажень. Если рассказать [о нем], то для того чтобы слушать, - он был глух, для разговора - нем: был он глухонемым глубоким стариком.

Если сказать, чем он был полезен Иркисмону, то, хотя [он] и сидел сиднем на одном месте, но был кузнецом, мастером на все руки. У кого [он] научился и где нашел свои инструменты, никто не знал. В правой руке у него был семидесятисемипудовый молот, в левой - тридцатитрехпудовые клещи. Ими он и ковал младшему оружие для охоты на зверей. Имя этого старца было [такое] - овладевший с трех лет клешами, с четырех лет молотом кузнец Торонтай.

Долго ли, коротко ли они жили - [я] не знаю. Иркисмондя же средней земли, не пропуская дня, бегал по своей средней земле. За день он приносил десять диких оленей, привязав [их] к десяти вязкам [кафтана].

И однажды поздно вечером, когда земля, по которой он ходил всю свою жизнь, была совсем истоптана, принес [он] десять самцов диких оленей и бросил их там, где рубят дрова. Назавтра встав, начал свежевать их, вдруг из чума раздался страшный крик. Испугавшись, наш человек бросился к чуму, одним прыжком достиг его. Пнув, разбил на мелкие куски дверку чума, посмотрел. Видит: кузнец Торонтай раздавил молотом указательный палец. Кровь кузнеца Торонтая моментально забила ключом, как вода из чайника. Иркисмон-богатырь вот такую речь держал:

Дынгдони-дынгдони, дэлэгой! - Кузнец Торонтай! Браг мой! Хоть ты и нем, и глух, что с тобой? Древние мудрые старцы говорили: "Кузнец мимо не бьет". Какой же невидимый авахи заставил ошибиться тебя и лишил меня уважаемого друга! Ох, досадно, обидно! Горе мне! Сам-то ты хоть и старый человек, но что-то давно не угощал четырехугольный очаг салом почитаемых зверей. Может, поэтому ты и ошибся! Быстрехонько отрежь четыре куска сала самца-оленя и угости огонь! Скорее перевяжи палец сырой мездрой самца-оленя! - сказав так, [он] пнул порог чума так, что тот раскололся.

Кровь кузнеца Торонтая потекла через [порог], словно речушка. После этого Иркисмондя средней земли, отрезав четыре куска сала оленя-самца, угостил огонь и палец старика перевязал сырой мездрой самца дикого оленя. [Рана] от этого стала заживать лучше, чем от любого лечения.

Между тем Иркисмондя средней земли, успокоившись и обрадовавшись, что кузнец Торонтай не умрет, проспал подряд трое суток.

На четвертые сутки, говоря: "Пора охотиться", [он] начал готовить снаряжение. И вот на рассвете со всех сторон подули ветры, сгустились черные тучи, появились белые тучи. Не успел он оглянуться, как подул ветер-вихрь, гром-молния, потрясая небо, загромыхала над землей. Молния чуть не разбила вдребезги чум. Полил ливень, и повалил густой снег. Когда ветер и дождь прекратились, с неба, свистя и шурша, спустились три [птицы]; одна из них села у дверей, вторая - на дымовое отверстие, третья - на столб-малу. Вот одна из них, усевшись на дымовое отверстие, вертя хвостом, как кукушка, такую речь повела:

Киду-киду, кидуяр! - Иркисмон средней земли, открой дверь и прими привет! Послушай-ка то-се и расскажи о том, о сем! Если спросишь меня: "Откуда родом?", догадаешься и сам. Ты наверняка знаешь мату (богатыря), давным-давно женившегося на старшей дочери Геван-старика, Куккумачан-красавице. Он прожил с ней три года и сбежал на морской остров, похитив кузнеца Торонтая, сына Геван-старика. А мое имя Куккумачан, средняя сестра - Дарпек по имени, а младшая сестра - Секак-красавица. Иркисмон средней земли, ты отъявленный мошенник; что же случилось, что сузилась твоя широкая грудь, укоротились твои длинные мысли (т. е. ум)? Ведь твоя грудная клетка велика и звучен твой голос? Что с тобой, от испуга (что ли) голос твой раздался во всех уголках трех Сибир-земель? Нашла-таки тебя, наконец, бессовестного разбойника! Мы прилетели из далекой обширной страны, одежда не вся еще износилась, но желудок-то наш голоден. Если ты говоришь: "Я тебя имел своей женой", то введя [нас] в свой дом, скорее покорми, если у тебя есть еда! Признаешь [ты меня] или нет, все равно не позволю отказаться от меня! А если откажешься, то в небе тебе не летать и по земле не ходить!".

Услышав это, Иркисмон средней земли сделал вид, что вспомнил забытое и выскочил на улицу, сказав: "И в самом деле, она была моей женой". Выйдя на улицу, видит - три красавицы-девицы пришли. Одна из них в шелковой одежде, вторая в золотой, а третья в атласной, три сестры, дочери Геван-старика. Быстро подойдя, [Иркисмон] взял их за руки и повел в чум-утэн, посадил их в ряд на скамью о шести ножках, пододвинул свой четырехугольный серебряный стол и стал готовить блюдо из внутреннего сала самца-лося, топить сало с загривка медведя-зверя. Он нагромоздил на столе мясо разных зверей. Молодые девушки, прибывшие издалека, сидели за столом и ели, беседуя о том, о сем. Кончив есть, девушка по имени Куккумачан села напротив своих сестер и заговорила так:

Киду-киду, кидуяр! - Сестры мои, Дарпек и Секак, красавицы, вы обе сейчас же возвращайтесь-ка домой, а то племянник ваш от скуки не даст покоя ни бабушке, ни дедушке. Придя к нему, скажите: "Нашли твоего отца, Иркисмона средней земли, они с матерью твоей прибудут через трое суток". В моей комнате в золотом ящичке есть три колоды карт, одну из них отдайте ему, пусть он играет до моего приезда. Я же понаблюдаю за Иркисмоном средней земли, узнаю его намерения и во что бы то ни стало, уговорю его [вернуться], - говорит.

Вот сестры, услышав речь старшей, вышли на улицу, трижды перевернулись, превратились в белых птичек, взлетели ввысь и отправились домой.

После них оставшиеся прожили еще трое суток. На третье утро Куккумачан-красавица села напротив мужа и брата и заговорила так:

Киду-киду, кидуяр! - Иркисмон средней земли, хозяином называемый хозяин мой и другом называемый друг мой, кузнец Торонтай, братом называемый брат мой, раскройте уши (букв.: двумя ушами внимайте, нутром слушайте), послушайте мой рассказ, своим нутром услышьте, поймите [его своим] разумом! До чего же вы похожи друг на друга, ничему не поражаетесь, оба хладнокровные. Если не считаетесь ни с моей родиной, ни со мной, то разве вы не хотите повидаться со своим сыном? После вашего [ухода] родился мальчик. Если хотите узнать, как его назвали и чем он славен, [то он] из имеющих уши - самый чуткий, из имеющих глаза - самый зоркий, Тогокомо-Чагилган по имени. Я даже за эти девять суток так соскучилась по сыну, что уснуть [бы] -не приходит сон, поесть [бы]-нет аппетита. Не смогу я никак жить в вашем доме. Ты, Иркисмон средней земли, последуешь за мной или нет? Если не пойдешь, останешься один, - брата кузнеца Торонтая я уведу. Если сейчас не пойдешь, все равно никуда не убежишь, что бы ни случилось, я выслежу твои следы, обойду все места, где ты побывал. Кузнец Торонтай, братом называемый брат мой, хотя ты и глух, и нем, мои вещие слова пойми ты разумом, услышь своим нутром! Пойдем же скорее на родину, - говорит.

Быстро выскочила на улицу, превратилась в белую птичку и взлетела ввысь. Иркисмон средней земли, слушая это, посматривал на друга. Кузнец Торонтай то ли услышал, то ли догадался,- вероятнее всего, понял [в чем дело]. Кузнец Торонтай трижды перевернулся, превратился в журавля, когтями одной лапы схватил семидесятисемипудовый молот, а когтями другой - тридцатитрехпудовые клещи. Иркисмон средней земли перевернулся трижды, превратился в серебряного журавля; и полетели [они] вверх вслед за Куккумачан-красавицей. Превратившись в крылатых птиц, они полетели по краю восьмого неба, под девятым облаком. Долго ли, коротко они летели - не знали. Лето по дождям, осень по граду, зиму по снегу, а весну по пушистым снежным хлопьям узнавая, держали они путь.

Но разве они задержатся в пути? [Вот] приближаются к местам, где жил Геван-старик. Когда подлетали, показалось море, противоположная сторона которого не была видна, и в тумане его потерялась Куккумачан-красавица. Несмотря на это, Иркисмондя средней земли, говоря: "Давно исхоженные места нутром почую", двигался себе вперед. Окинул он взглядом противоположный берег, подумал: "Березняк", - оказалось стадо белых холощеных оленей; подумал: "Заросли тальника", - оказалось стадо новорожденных оленят, подумал: "Камни", - оказалось стадо коров, подумал: "Пни", - оказались лошади. У Геван-старика, оказывается, было много скота. Они опустились и, став людьми, пошли сквозь стадо. Идя, вгляделись и увидели впереди шестнадцатигранный деревянный дом. Подойдя к дверям дома, Иркисмондя средней земли заговорил так громко, что голос его прогремел по земле и прокатился по небу:

Дынгдони-дынгдони, дэлэгой! - Дочери Геван-старика, откройте дверь, примите привет! Меня не бойтесь, думая: "Откуда родом-племенем мата, который, придя, заговорил". Я хорошо известный вам мата, хотя вы и называете меня бессовестным разбойником, а я средней земли Иркисмондя-мата. Быстро приготовьте мне богатырскую одежду и богатырскую еду! Скорее покажите моего сына, мы прибыли из далекой страны. Не задерживайте путника и не заставляйте ждать его! Хорош короткий разговор, хорошо быстрое передвижение! - говорит.

Когда он закончил свою речь, в доме раздался шум и заговорил сильный мата-богатырь.

Голдыр-голдыр, голдырмой! - Матерью называемая мать моя, Куккумачан-красавица, тетей называемая тетя Секак-красавица! Кто это, придя, открыл рот? До чего же объемиста его грудная клетка. Такого громогласного я даже во сне не слыхивал, и слуху о нем не было. Сейчас же выпустите меня, [иначе] я сам выйду; если он убийца - буду биться с ним [насмерть]; если он людоед - мы быстро друг друга сожрем. Каков бы он ни был, я немедленно на него посмотрю, - говорит.

В доме, видимо, он вырывался из рук, тогда Куккумачан-красавица заговорила:

Киду-киду, кидуяр! - Сынок мой, из имеющих уши - самый чуткий, из имеющих глаза - самый зоркий, Тогокомочон-Чагилган, подожди, успокойся, не вырывайся [из рук моих], наверное, прибыл отец твой, средней земли Иркисмон именуемый. Не торопись, ведь я тебе уже сказала, кто он, - уговаривала [она сына].

После этого женщины отпустили Тогокомо-Чагилгана. Открыв дверь, он стал целоваться с отцом и дядей так, что опухли губы. Правой рукой взял отца за руку, левой рукой дядю и повел [их] в дом. Сев по углам четырехугольного стола, стали [они] разговаривать. Разговаривая, Иркисмон средней земли разглядывал своего сына. Разглядывая его внимательно, отец подумал: "Действительно, [из сына] вырастет ловкий и сильный мата! И правильно меня укоряла Куккумачан-красавица: "Жил ты и не знал, что имеешь такого хорошего сына".

Сказитель Н.Г.Трофимов