Плавание для детей с ограниченными возможностями. Плавание для особых детей — ДЦП Занятия в бассейне для инвалидов

Плавание - один из наиболее полезных видов спорта, ведь оно развивает и силу, и выносливость, и гибкость. Однако в последнее время такое занятие стало недешевым удовольствием. Портал «ЗаграNица» выбрал 8 бассейнов, где можно насладиться водными процедурами за разумные деньги

Регулярные занятия плаванием - самый простой способ привести фигуру в порядок после зимы. А еще это отличный вариант для подготовки детей к поездке на море. В принципе, найти хороший бассейн за разумные деньги не проблема. Однако нужно учитывать тот факт, что они находятся довольно далеко от центра, да и водную дорожку придется подчас делить с несколькими людьми.

Спортивно-технический центр МЭИ

Где: Красноказарменная, 13 б

Цена: от 160 рублей

Бассейн МЭИ - это, пожалуй, наиболее удобный вариант для тех, кто хочет поплавать за скромную сумму. Он работает с 7:00 до 22:00. Для взрослых стоимость одного посещения составляет от 220 рублей, месячный абонемент - от 170 рублей. Для детей - от 500 рублей за 1 занятие. Кроме того, в центре также проводят групповые занятия по аквааэробике, водному поло и оздоровительной гимнастике на воде.

Детальнее с расписанием центра и стоимостью услуг вы сможете ознакомиться .


Фото: shutterstock.com 2

Бассейн при ФОК «Бибирево»

Где: Белозерская, 14

Цена: от 500 рублей

Бассейн при ФОК «Бибирево» относительно небольшой: всего 4 дорожки по 25 метров в длину. Разовые сеансы проходят с 7:00 до 12:00. Поскольку бассейн расположен при ДЮСШ, есть много занятий для детей: групповые занятия по плаванию, аквааэробика и другие.

Более детальную информацию о бассейне вы сможете найти .


Фото: shutterstock.com

Бассейн «Аквамарин»

Где: Рословка, 5

Цена : от 260 рублей

Бассейн «Аквамарин» имеет 5 дорожек длиной 25 метров. Время работы - с 8:00 до 23:00. Санитарный час - с 13:15 до 14:00. Стоит отметить, что многие посетители бассейна жалуются на слишком большую загруженность дорожек и очереди в душевые кабины. Кроме того, необходимо учесть, что здесь занимаются разные социальные группы, в том числе пенсионеры.

Детальнее с работой бассейна вы можете ознакомиться .


Фото: shutterstock.com 4

Бассейн «Жемчужина»

Где: Генерала Белобородова, 29

Цена: от 220 рублей

Бассейн находится при спортивной школе №104 «Жемчужина». Есть 2 плавательных зала: большой (25 метров, 6 дорожек) и малый (16,5 метра, 4 дорожки). Занятия в большом зале проводятся с 7:00 до 22:45. В малом бассейне проходят групповые обучения плаванию детей и взрослых.

Детальнее с расписанием занятий и стоимостью вы сможете ознакомиться .


Фото: sportschool-104.ru
Фото: sportschool-104.ru 5

Бассейн СК «Чертаново»

Где: мкр-н Северное Чертаново, корп. 806

Цена : от 220 рублей.

Бассейн в спортивном комплексе «Чертаново» имеет 5 дорожек длиной 25 метров. Стоимость разового посещения для взрослых составляет от 220 рублей, для детей - от 110 рублей. Для взрослых кроме индивидуального плавания также проводятся занятия по аквааэробике и водному поло. Для детей кроме обучения плаванию доступно только водное поло. Стоит отметить, что многие посетители жалуются на то, что в утренние часы бассейн обычно отдают в распоряжение разных социальных групп, в том числе пенсионеров, поэтому лучше приходить на занятия после работы.

Детальнее ознакомиться с работой бассейна вы сможете .


Фото: probasseyn.ru 6

Бассейн «Измайлово» (РГУФК)

Где: бул. Сиреневый, 2

Цена: от 400 рублей

Главное отличие этого бассейна - его размеры. Взрослый водный зал - это 10 дорожек по 50 метров. Детский - по 25 метров. Есть прыжковая ванна глубиной 6 метров. Для взрослых кроме аквааэробики также предлагают обучение дайвингу. Для детей доступны дайвинг, водное поло, прыжки в воду и синхронное плавание.


Фото: shutterstock.com 7

Бассейн ФОК «Южнопортовый»

Где: Трофимова 30, корп. 3

Цена: от 260 рублей

В бассейне есть 6 дорожек длиной 25 метров. Часы работы: с 7:00 до 22:00. Технический перерыв - с 12:30 до 13:30. Стоимость посещения: 260 рублей за 45 минут плавания, однако если вы пришли с детьми, то это будет стоить 330 рублей за взрослого с ребенком. Абонемент на год обойдется в 18 тысяч рублей. Для взрослых есть занятия по обучению плаванию и аквааэробике. Для детей есть также синхронное плавание.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, оставшиеся без попечения родителей и проживающие в Центре содействия семейному воспитанию «Берег надежды», нуждаются в физической и психологической реабилитации, в оздоровлении и закаливании. Проблема реабилитации таких детей, в том числе и средствами физического воспитания, достаточно актуальна. Для детей с ограничениями физическое воспитание - не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Характер нарушения функций организма при различных формах отклонения в развитии обуславливает соответствующие изменения в процессах адаптации к окружающей среде, снижая их уровень. Что касается двигательной функции, то для компенсации дефекта необходим подбор специальных средств, методов и приемов их применения. Проблема заключается еще и в том, что детьми с ОВЗ в течение дня не выполняется физиологически необходимое количество движений, а нерационально организованные физкультурно-оздоровительные мероприятия не дают должного эффекта в укреплении здоровья

Детям с подобными диагнозами необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния ребенка. Дети в течение дня должны выполнять физиологически необходимое количество движений. Оптимальным видом физвоспитания для этих целей являются занятия по плаванию. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гиперактивных детей и детей с диагнозом ДЦП, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у ребенка с ЗПР и ОВЗ .

Плавание в бассейне - это отличная возможность направить бурный поток энергии и эмоций гиперактивного ребенка в нужное русло гармоничного физического развития и, как следствие, своевременного психологического развития. Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие ограниченные возможности здоровья, проживающие в Центре содействия семейному воспитанию «Берег надежды», особенно нуждаются в физической и психологической реабилитации в оздоровлении и закаливании организма.

Организация занятий плаванием способствует установлению единого, оптимального физкультурно- оздоровительного режима нашего Центра, имеющего учебный бассейн, спортивный и тренажерный залы, а также спортивную площадку на территории. В основу занятий для детей с ОВЗ в бассейне включены:

· упражнения для освоения с водой (для начинающих),

· обучение комплексу общеразвивающих и специальных физических упражнений на суше

· овладение плавательными движениями различными способами,

· определённые (индивидуальные) требования к выполнению стандартов.

· для детей с ДЦП - применение вспомогательных средств во время нахождения в водной среде, а так же использование подручных средств для обучения неспортивным видам плавания.

Для устранения ограниченных возможностей организма воспитанника, для самоутверждения и подготовки трудоспособного, физически развитого и социально адаптированного воспитанника, оздоровительный процесс по программе физического воспитания и плавания в нашем центре проходит в основном во второй половине дня, после окончания учебного процесса в общеобразовательной школе. Сетка расписания составлена таким образом, чтобы каждый воспитанник имел возможность два раза в неделю заниматься физическим воспитанием и плаванием т.е. ежедневное чередование занятий в спортивном зале или площадке и бассейне.

Так, дети дошкольного и младшего школьного возраста занимаются плаванием в бассейне Центра. Он оборудован с учетом общих требований для детей с ОВЗ и ДЦП (система для подъёма и перемещения воспитанников и рельсовая лестничная медицинская модель RL50P с принадлежностями), а также все необходимые подручные средства для обучения плаванию.

Занятия проводим по основной методике обучения плаванию, при этом используются примерная программа по плаванию для детей от 2 до 18 лет Департамента образования г. Москвы, практические пособия ведущих специалистов и дополнительная методическая литература. При проведении занятий применяем дифференцированный подход к каждому ребёнку с учетом первичных дефектов, вторичных нарушений, сопутствующих заболеваний и медицинских показаний к занятиям, особенностей психических и личностных качеств, а также уровня физического развития и физической подготовленности воспитанника. Основная цель методики для детей с ДЦП заключается в том, чтобы ребенок почувствовал себя в воде как можно более самостоятельным. Для таких детей в расписании дополнительного образования Центра предусмотрено в течение недели двух разовое посещение бассейна.

Во время занятий плаванием учитываем специфику воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.

Чтобы занятия на воде проходили более четко, чтобы каждое новое упражнение усваивалось быстрее, задолго до выхода «на воду» на спортивных площадках и в спортзале Центра начинается

I этап - «сухопутное плавание». В процессе этих занятий проводится контрольное тестирование по основным физическим качествам: силе рук (подтягивание, отжимание), ног (приседание, выпрыгивание), гибкости (наклоны стоя и сидя), выносливости (бег на длинные дистанции без учета или с учетом времени) и даже ловкости (прохождение полосы препятствий). Если перечисленных качества находятся ниже среднего уровня, то в занятия дополнительно включаем комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений.

Параллельно с комплексом дети осваивают тренировку дыхания пловца: во время ходьбы необходимо на 3 шага сделать выдох, на 1 шаг вдох. Для особо водобоязливых детей используем таз с теплой водой. Для этого воспитанники встают перед тазиком и делают неглубокий вдох. Затем закрывают глаза (в дальнейшем с открытыми глазами) и через слегка сжатые губы выдувают воздух (выдох). После многократных повторений этого упражнения (до 10 раз) появляется определённый ритм, дети чувствуют свободу дыхания. Чтобы вода не раздражала носоглотку и не сбивала с ритма, используем обыкновенный душ, подставив лицо под его струи и не закрывая глаза, дети пытаются сделать длинный выдох. Только правильно поставленное дыхание позволяет в дальнейшем легко усваивать технику плавания.

II этап обучения - освоение воды и обучение движению в ней (глубина по пояс или по грудь, держась за поручни). Он включает в себя ряд последовательных упражнений:

· Погружение в воду (с закрытыми и открытыми глазами, в очках и без них, «спасение тонущих игрушек»), задержка глубокого вдоха с медленным выдохом в воду. Подвижные игры «Крокодильчики» и

«Медуза» способствуют ускорению освоения воды.

· Скольжение - обучаем ребёнка держаться на воде в положении «на спине», поддерживая его под лопатки, используя подручные средства (доски, мячи, надувные круги, нарукавники, и другие), которые улучшают контроль над положением головы. Чтобы уменьшить чувство страха, скольжение проводим сначала по направлению от центра к стене на мелководье. По мере усвоения и отсутствия чувства страха переходим к игре «Плавучая стрелка» на более глубоком месте.

· Упражнение «поплавок» проводим на задержке дыхания сначала без учета времени, избегая кувыркания головой вперёд-вниз. То же в соревновательной обстановке с учетом времени.

· Формируем чувство опоры о воду (при выполнении гребковых движений правая рука вытянута вперёд, левая - сзади у бедра, как при выполнении «мельницы»), дети начинают движения, но при этом не «смазывают» воду, а прилагают некоторые усилия, которые вызывают естественное движение вперёд по ходу.

· Выдох в воду у поручня (голова вниз, с поворотом головы, с работой ногами) - применяем только после овладения скольжением, это позволяет при неудачном выполнении упражнения избежать лишнего волнения.

III этап – собственно обучение плаванию. Успешно освоив воду, ребенок готов плавать. Приступаем к обучению движениям ногами и руками при плавании вольным стилем (кроль на груди и на спине). Подготовительные упражнения подбираются в зависимости от степени поражения конечностей и индивидуальных особенностей воспитанника. В зависимости от сложности, степени заболевания, возраста ребёнка этот сложный этап занимает более или менее длительное время. Выбирая способ обучения плаванию, учитываем и характер ОВЗ. Так, детей с лёгкой степенью заболевания сначала начинаем обучать плаванию на спине. Этот стиль плавания более других подходит большинству детей, страдающих ДЦП. В положении на спине (при необходимости с подручными средствами) осуществляется свободное дыхание, глаза открыты, руки поддерживают тело в горизонтальном положении, ноги работают попеременно вверх-вниз. Владение правильными движениями ногами при обучении плаванию имеет важное значение для дальнейшего формирования навыка. Регулярное плавание с помощью доски (на груди и спине) дают возможность более уверенно чувствовать себя на воде.

Успешно освоив технику движения ногами, воспитанники начинают тренировать работу рук при плавании способом «кроль» на груди. Сначала учимся выполнять гребковые движения на гимнастической скамейке, затем гребковые движения в воде с выдохом в воду стоя на дне, тоже с доской в руках и без неё. Успешно пройдя этап обучения плавания кролем на груди и спине, в дальнейшем воспитанники совершенствуют свои навыки с ластами и лопатками. Научившись выполнять элементарный поворот «маятником», они плавают непрерывно по кругу учебного бассейна.

По окончании начальной школы воспитанники без боязни, с большим желанием начинают регулярно посещать бассейн «Радужный» в районе Ново-Переделкино с 25-ти и 50-метровой дорожкой, где под нашим контролем совершенствуют технику изученных способов плавания, укрепляют мускулатуру и закаливание организма в целом.

Многолетний опыт работы и наблюдения показали высокую эффективность физвоспитания и плавания для реабилитации детей с ОВЗ. Помимо основных функций закаливания и овладения навыком передвижения в воде, занятия в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств. Индивидуальный подход к ребёнку, рациональное и систематическое использование комплекса физических упражнений, включающего подвижные игры на воде, модифицированные упражнения, задания на развитие памяти, внимания, воображения, позитивно влияют на психическую сферу детей с ЗПР, ОВЗ и обеспечивают положительную динамику реабилитации воспитанников. В частности, у детей с ДЦП исчез страх при погружении в воду, они научились выполнять задержку дыхания, многократный выдох в воде. Многократные повторы упражнения скольжения на воде дают разгрузку позвоночника, одновременно при этом укрепились мышцы позвоночника и всего тела. Значительно улучшилась координация движений и чувство правильной осанки.

С физиологическим взрослением и увеличением физической нагрузки на организм повысилась сопротивляемость детей с ОВЗ не только к простудным и вирусным заболеваниям, но и улучшилась успеваемость в учебных заведениях. За счет регулярных и систематических занятий физкультурой и плаванием полнее сформировалась психическая, чувственная и эмоциональная сфера, что положительно повлияло на психомоторное развитие и интеллект выпускников.

Таким образом, занятия плаванием не только улучшают физическое состояние воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, но и благотворно влияют на их общее состояние, о чем свидетельствует позитивная динамика психических функций. У детей улучшились функции внимания, пространственной ориентации, воображения, интеллектуальной деятельности. Дети принимают участие в различных соревнованиях, спортивных мероприятиях и конкурсах. Это благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков: они адекватно ведут себя в обществе незнакомых сверстников и правильно реагируют на замечания и предложения взрослых. Воспитанники Центра становились неоднократными призёрами и победителями в соревнованиях по плаванию, футболу, лыжному туризму и другим видам спорта, о чем свидетельствуют многочисленные кубки победителей, выставленные в витрине учреждения. Победа в соревнованиях, победа над собой повышают у детей с ОВЗ мотивацию к физкультурно - спортивным занятиям, формируют целеустремленность, поднимают самооценку.

Всё это даёт нам право предполагать, что систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, плавание, существенно повышают эффективность социальной реабилитации воспитанников Центра содействия семейному воспитанию.

Список литературы

1. Протченко Т.А. Семёнов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. М. «Айрис пресс»-2003г.

2. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. – Москва, «Просвещение», 1987.

3. Булгакова Н.Ж. Плавание.- М.:ФиС, 2000г..

4. Зотова Р.Ф., Кирилова Т.Г. «Современные методы исследования адаптации школьников к учебной и физической нагрузкам». – Набережные челны, Кам ГИФК, 2002.

5. Погребной А.И. КГУФК, «Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектом в развитии»,1997.

Каждый год государство выделяет деньги для разработки индивидуальных программ для реабилитации детей-инвалидов. По официальной статистике в 2015 году было разработано 329 837 программ.

Положительные результаты индивидуальных программ зафиксированы в 145 685 случаях. Это значит, что кому-то помогло медицинская реабилитация, кому-то — санаторно-курортное лечение. Занятия в воде также рекомендуются в курсах реабилитации.

Кто такие особые дети

Особые дети — это обычные дети. Они смеются, любят играть и чутко реагируют на ласку. Физические ограничения или патологии развития не делают их особенными. Такими их делают потребности — в пандусе, процедурах или аппаратах, а также отношение общества. Самое лучшее для ребенка-инвалида — отношение к нему как к равному.

В Москве существует Федерация водных видов спорта для лиц с ментальными нарушениями http://mos-mdws.ru

В юридических терминах особые дети — это дети-инвалиды с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна, ДЦП и пр.

Слово« инвалид» изначально называло римских воинов, негодных к военной службе. В Европе не говорят« инвалид» об особых детях. О них говорят, что это дети с особыми нуждами. Российское общество еще только идет к такому отношению. Потому что в СССР как стране, победившей фашизм, не было инвалидов. Их изолировали, ссылали в специальные лагеря, «чтобы они не портили своим видом „жизнерадостную картину“ общества победителей»(Вестник Дайнсайд ап. Сделай шаг. Апрель 2015. № 1(51))

Зачем особым детям раннее плавание

Ходить в бассейн с ребенком — хлопотное дело. Ходить в бассейн с ребенком с особыми потребностями — маленький подвиг. Мама продумывает тысячу мелочей — от дороги и питания до того, куда маленького или физически ограниченного ребенка пристроить в душе.

Это тяжелый тру д. Но ненапрасный. Плавание дает результаты, поэтому родители преодолевают болезни, пробки, неудобства и вновь и вновь приходят в бассейны.

Видео предоставлено клубом AQUABABY. KZ, Алматы http://www.aquababy.kz

Плюсы плавания

С водой ребенок приобретает уверенность и независимость



Ребенок боится воды, если не приучен к ней с рождения. Он боится попадания воды в глаза или плачет в воде. Он не умеет держаться на воде, поэтому вода вызывает у него панику и стресс. Когда родители вместе с ребенком преодолевают страх воды, появляется уверенность. Вода дает детям с физическими ограничениями больший диапазон движений и гибкость.

Вода развивает координацию и помогает освоить новые двигательные навыки. Дети, плохо владеющие телом, боятся падений. В воде страх пропадает и ребенок начинает работать руками и ногами попеременно. Развиваются шаговые и ребенок плывет. Хотя на суше он плохо ходит и управляет конечностями.

Ходьба в воде требует усилий в 10 раз больше, чем на суше. Она учит владеть телом в пространстве и перемещать центр тяжести. Сила сопротивления воды заставляет ребенка координировать движения и двигать руками и ногами с разной скоростью и частотой. При этом ребенок не чувствует тяжести собственного тела.

Акватерапия, гидротерапия, водолечение — разновидности реабилитации особых детей при помощи воды. Сюда входит подводный массаж, лечебные ванны, плавание и пр.

Развивает мышцы и учит владеть телом

Занятия по плаванию в центре« Водород» посещала девочка с ДЦП. До бассейна девочка занималась пассивной гимнастикой 2 года у инструктора. Разрабатывали вялые мышцы, сгибали/разгибали руки и ноги. Прогресс шел, но медленно. В сентябре пошли в бассейн. Вода провоцирует активность. Она заставляет работать мышцы, скрадывает неловкость движений и отсутствие координации. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата чувствует себя комфортнее, чем на суше.

Инструктор параллельно мотивировала девочку игрой в мяч. Небольшой мяч заманчиво качался перед девочкой на волнах. Заставить тянуться до него — конечная цель такой игры. Для этого нужно сообраться, скоординировать движение и выбросить руку. Полезность такого действия выше, чем обычное согни/разогни с инструктором на суше. Через 6 месяцев девочка развилась физически и стала лучше владеть своим телом. Чем раньше ребенок учится координировать свои движения, тем лучше.

Укрепляет суставы

Дети с синдромом Дауна страдают от гипермобильности суставов. Сустав ограничивают мягкие ткани, мышцы и связки. Если они атрофированы или слабы, сустав подвижен и разболтан. Когда ребенок находится в воде, его мышцы укрепляются. Натренированные мышцы и связки фиксируют сустав.

на 90%
уменьшается
вес тела в воде

У ребенка в воде снижается риск травм. Он способен мощно плыть — то есть делать сильные движения с полной амплитудой, которые на воздухе ему недоступны. Кроме этого в воде ребенок учится делать попеременные движения. Они необходимы, чтобы держаться на поверхности. Попеременные движения нужны, например, чтобы освоить шаг.

Для этого используют специальные упражнения. Например, детей просят залезать на бортик или плотик. Когда ребенок подтягивается на руках(особенно на высокий бортик), он переносит на руки вес своего тела и этим тренирует мышцы.

Стимулирует кровообращение и мозговую активность

Погружения в воду тренируют врожденный рефлекс задержки дыхания. У особых детей небольшой объем легких. Когда ребенка учат проныривать(не путать с наныриванием!), он учится управлять дыханием и тренирует диафрагму. В задержке дыхания участвует речевая кора больших полушарий. Она отвечает за речевое развитие, поэтому проныривания тренируют речь.

В воде дети, которые на суше часто дышат ртом(дети с синдромом Дауна, астматики и пр.) вынуждены закрывать рот и тренировать носовое дыхание. Это укрепляет носовой аппарат, а мощные вдохи носом расширяют носовые проходы и увеличивают поступление кислорода.

Есть мнение, что проныривания вызывают кислородное голодание мозга. Почему это не так, читайте здесь .

Корректирует нарушения осанки и заболевания опорно-двигательного аппарата

Бассейн стимулирует физическую активность. В воде вес тела не чувствуется. Чтобы выйти из бассейна, ребенок хватается за поручни. Благодаря этому укрепляются мышцы рук и вытягивается позвоночник.

Определенные упражнения в воде тренируют мышцы спины. А захват мячика ногой корректирует плоскостопие.


На форумах есть отдельные темы по плаванию особых детей в бассейнах. Форум littleone.ru

Учит общаться в обществе и дружить

Особых детей по возможности встраивают в обычные группы. Средняя численность группы — 8 пар. Если ребенок может посещать занятия без помощи родителей, его берут в группы адаптивного плавания.

Бассейн — источник удовольствия для детей. Одновременно это источник психологического комфорта. Потому что в воде получаются упражнения и движения, которые тяжело освоить на суше. Самооценка ребенка повышается, потому что он чувствует результат. Особенно если этот результат осязаем, например, надо .

Группы
адаптивного плавания
в бассейнах Газпром

Особые дети застенчивы. На занятиях они легче включаются в игры и проявляют эмоции. Групповые и особенно индивидуальные уроки учат самостоятельному общению со взрослыми. Это прививает ценные социальные навыки и способствует укреплению доверия.


Фотография предоставлена клубом AQUABABY. KZ, Алматы http://www.aquababy.kz

Почему плавание приносит не меньшую пользу, чем массаж

Массаж — это стороннее стимулирование. За ребенка делают определенные движения и тем самым накачивают ему мышечный аппарат. Например, сгибают за ребенка ногу и тем самым разрабатывают ножные мышцы. В массаже не задействована воля ребенка. Он не прикладывает усилий, чтобы согнуть ногу. Он не ощущает, тяжело это или легко. За него работает посторонняя сила

В Институте развития человеческого потенциала https://iahp.org/ большое внимание уделяют плаванию, ползанию и развитию определенных навыков у особых детей

В воде ребенок совершает движения через волевое усилие. Сначала это происходит непроизвольно, а затем контролируется самим ребенком. Его мозг отдает команду и нога сгибается. Поскольку ребенок чувствует сопротивление воды и собственного тела, он инстинктивно прикладывает больше усилий. Это дает больший результат.

Как экономить на бассейне

Для особых детей в коммерческих бассейнах предусмотрены льготные условия. Поскольку особые дети часто болеют, им переносят или возвращают стоимость занятий. В поликлиниках по направлениям от врачей такие дети занимаются бесплатно.


Центр« Водород» дает скидку 50% особым детям

Общество становится человечнее и .

Какие справки нужны, чтобы посещать бассейн

К занятиям допускают 2 врача — педиатр и невропатолог. В бассейне не спрашивают направления от специалистов(если это не государственный реабилитационный центр). Стандартный анализ на энтеробиоз для ребенка и осмотр терапевта для мамы.

Зачем в бассейне нужны дневники

Упражнения подбирают в зависимости от того, как ребенок отстает от возрастной нормы. Инструктор смотрит на развитие двигательных навыков и состояние рефлексов. Подбирают упражнения, воздействующие на отдельные мышечные группы и на организм в целом.

Занятие состоит из разминки и основной части.



Что взять в бассейн
О том, как собрать сумку в бассейн, . Особые дети плавают в свимпамперсах независимо от возраста.


Кто обучает плаванию особых детей

1 раз
в неделю посещать
бассейн мало.
Только регулярные и частые занятия дают нужный эффект

С особыми детьми занимаются в воде инструкторы. Для этого они проходят подготовку, на которой акцент делается на физиологические особенности, эмоциональное и психологическое восприятие мира, определенные комплексы упражнений.


Cертификаты системы birthlight официально не признаны в Российской Федерации, но признаны на территории Европы, Израиля и ряда других стран. Инструкторы не учат плавать в общепринятом смысле. Они прививают навыки безопасного нахождения в воде, любовь к плаванию и постижение возможностей своего тела через воду

Такими инструкторами могут быть

Выпускники Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Кафедра« Теории и методики гидрореабилитации».

Выпускники курсов повышения квалификации для врачей реабилитологов при Санкт-Петербургском Государственном Педиатрическом Университете

Инструкторы раннего плавания по системе birthlight

Плавание для особых детей развивается во всех странах. Посмотрите документальные фильмы наших коллег об этом

Спасибо за помощь в подготовке текста Алле Кравцовой, Юлии Васильевой, Елене Ермаковой-Куклиной

Роль плавания для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Завьялова Т.А.

МБДОУ НГО «Детский сад

15 «Берёзка»,

инструктор по физической

культуре (плавание)

Для детей с ограниченными возможностями здоровья бассейн не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций.

Проблема для детей с ОВЗ заключается в том, что в течение дня ими не выполняется физиологически необходимое количество движений.

Детям с подобными диагнозами необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния ребенка. Дети в течение дня должны выполнять физиологически необходимое количество движений. Оптимальным видом физвоспитания для этих целей являются занятия по плаванию. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гиперактивных детей и детей с диагнозом ДЦП, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у ребенка с ЗПР и ОВЗ .

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плаванья чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В тоже время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопие. Движения головой при плавании и нырянии способствуют тренировке функций вестибулярного аппарата.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. . Во время занятий плаванием учитывается специфика воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.

Организация занятий плаванием способствует установлению единого, оптимального физкультурно- оздоровительного режима детского сада.. В основу занятий для детей с ОВЗ в бассейне включены:

упражнения для освоения с водой (для начинающих),

обучение комплексу общеразвивающих физических упражнений на суше

овладение плавательными движениями различными способами,

определённые (индивидуальные) требования к выполнению стандартов.

Обучение плаванию детей с ОВЗ в дошкольном учреждении осуществляется на основе программ «Первые шаги» развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду и Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.

Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, чтобы ребенок почувствовал себя в воде как можно более самостоятельным.

Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей с ОВЗ к занятиям на всех этапах обучения, стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

При проведении занятий применяется дифференцированный подход к каждому ребёнку. Во время занятий плаванием учитываю специфику воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.

Чтобы занятия на воде проходили более четко, каждое новое упражнение усваивалось быстрее, на спортивных площадках и в спортзале начинается:

I этап - «сухопутное плавание».

В процессе этих занятий проводится контрольное тестирование по основным физическим качествам: силе рук (подтягивание, отжимание), ног (приседание, выпрыгивание), гибкости (наклоны стоя и сидя), выносливости (бег на длинные дистанции без учета или с учетом времени) и даже ловкости (прохождение полосы препятствий). Если перечисленных качества находятся ниже среднего уровня, то в занятия дополнительно включаем комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений.

II этап - освоение воды и обучение движению в ней (глубина по пояс или по грудь, держась за поручни). Он включает в себя ряд последовательных упражнений:

Погружение в воду (с закрытыми и открытыми глазами, в очках и без них, «спасение тонущих игрушек»), задержка глубокого вдоха с медленным выдохом в воду.

Подвижные игры «Крокодильчики» и «Медуза» способствуют ускорению освоения воды.

III этап – обучение плаванию. Успешно освоив воду, ребенок готов плавать. Приступаем к обучению движениям ногами и руками при плавании вольным стилем (кроль на груди и на спине). Подготовительные упражнения подбираются в зависимости от степени поражения конечностей и индивидуальных особенностей воспитанника. В зависимости от сложности, степени заболевания, возраста ребёнка этот сложный этап занимает более или менее длительное время. Выбирая способ обучения плаванию, учитываем и характер ОВЗ. Так, детей с лёгкой степенью заболевания сначала начинаем обучать плаванию на спине.

Регулярное плавание с помощью подручных материалов - доски (на груди и спине) дают возможность более уверенно чувствовать себя на воде.

Пенопластовые доски могут использоваться в различных целях, включая:

увеличение интенсивности упражнений для туловища;

увеличение плавучести тела при выполнении упражнений в глубокой воде;

увеличение плавучести тела при выполнении упражнений на развитие мышечной силы и выносливости;

увеличение плавучести при выполнении упражнений на расслабление.

Мониторинг.

В результате изучения возможностей детского организма разработаны критерии по освоению ребёнком - инвалидом основных видов движения и освоения упражнений в воде.

Вторая младшая группа (3-4 года).

- плавание: вход и погружение в воду, попытки плавать;

Средняя группа (4-5 лет).

- плавание: приседая, погружение в воду до уровня подбородка, глаз; опускание в воду лица, погружение в воду с головой; выполнение движений ногами вверх и вниз, сидя в воде; попытки плавать произвольным способом.

Старшая группа (5-6 лет).

- плавание: движения ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лёжа, опираясь руками; выполнение разнообразных движений руками в воде; выполнение выдоха в воду; плавание произвольным способом.

Подготовительная группа (6-7 лет).

- плавание: выполнение вдоха, затем выдоха в воду; погружение в воду с головой, открывание глаз в воде; скольжение на груди, движение ногами (вверх-вниз); плавание с кругом в руках; разнообразные движения в воде; произвольное плавание.

Выполнение упражнений детьми оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл – ребенку требуется постоянная помощь инструктора. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая .

2 балла – ребенку требуется помощь инструктора в исключительных случаях. Движения более точные, более координированы. Движения ребенка активнее. Активность ребёнка средняя .

3 балла – ребенку не требуется помощь инструктора. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая . Ребенок активен.

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.

Выполнение в воде физических упражнений вовлекает в процесс дыхания больший объем легких, способствует увеличению их жизненной емкости, улучшению обогащения крови кислородом. Все это вместе с закаливающим действием воды является хорошей профилактикой заболеваний.

Литература:

1. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина “Обучение плаванию в детском саду”, М. “Просвещение”, 1991

2. Е. К. Воронина “Программа обучения плаванию в детском саду”, Санкт-Петербург “Детство- Пресс”, 2003.

3. Устинова Е. В. Детский Церебральный Паралич, коррекционная работа с дошкольниками -М.: “Книголюб”, 2008 г.

4. Погребной А.И. КГУФК, «Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектом в развитии»,1997.