Правовые основы экологического контроля и мониторинга. Каково соотношение экологического контроля и мониторинга? Организации осуществляющие экологический мониторинг и их функции

Экологический контроль – это одно из важных звеньев организационно-правового механизма ООС. Его целью является проверка: исполнения требований экологического законодательства; соблюдение нормативов и нормативных документов в области ООС и обеспечения экологической безопасности.

Выполнение этих задач возложено на систему экокнтроля, состоящего из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

Экоконтроль, как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

Государственный экоконтроль проводится от имени государства, это дает независимые и объективные результаты. Это наиболее влиятельный контроля, потому, что для осуществления своих функций может прибегать к поддержке правоохранительных органов.

Производственный экоконтроль проводится самим предприятием – природопользователем на своих объектах с целью обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований природоохранного законодательства и соблюдения установленных нормативов в области ООС, а также самопроверки рационального природопользования на своих объектах и выполнения планов и мероприятий по ограничению и уменьшению воздействия на ОС.

Муниципальный экоконтроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями.

Общественный экоконтроль осуществляется общественными или иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами. Его задача – проверка выполнения требований природоохранного законодательства как всеми юридическими лицами от министерства до предприятия, учреждения или организации независимо от формы их собственности, так и всеми должностными лицами и гражданами.

Мониторинг – система выполняемых по заданной программе регулярных комплексных долгосрочных наблюдений за состоянием ОС, её загрязнением, происходящими природными явлениями, а также оценка и прогноз последующих изменений. Одни из главных принципов мониторинга – непрерывность слежения. Экомониторинг является начальным этапом системы обеспечения экологической безопасности.

Различают 3 уровня территориального охвата современного мониторинга: локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический); региональный (геосистемный, природно-хозяйственный); глобальный (биосферный, фоновый), включающий в себя наблюдения за состоянием ОС из космоса – космический мониторинг.

В основных структурных элементах ОС ведутся постоянные наблюдения за присутствием следующим наиболее опасных для природных экосистем и человека загрязняющих веществ:

в атмосферном воздухе – оксидов серы, азота, углерода, взвешенных веществ (аэрозолей), углеводородов, радионуклидов, бензапирена;


в поверхностных водах – нефтепродукты, фенолов, соединений фосфора и азота, тяжелых металлов, пестицидов, минеральных солей, а также контролируется комплексный показатель рН;

в биоте – тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов.

Проводится мониторинг воздействия вредных физических факторов, таких, как радиация, шум, ЭМП и ЭМИ. Контролируются прежде всего зоны влияния соответствующих крупных источников, а именно АЭС, аэропортов, крупных промышленных и транспортных центров, электростанций и ЛЭП, телерадиоцентров и ретрансляторов.

Выделяют 2 составные части мониторинга – абиотичесикую (геофизическую) и биотическую.

Государственный экомониторинг ведется в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации об истинном состоянии ОС в нашей стране, необходимой для:

Разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, целевых программ в области ООС и соответствующих мероприятий;

Предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния ОС.

Государственный экологический мониторинг отдельных компонентов природной среды и источников антропогенного воздействия осуществляется в рамках соответствующей функциональной подсистемы экологического мониторинга . Организация мониторинга в рамках функциональной подсистемы возлагается на соответствующие федеральные ведомства, уполномоченные Правительством России. В табл. 9 приведены объекты мониторинга и государственные уполномоченные органы.

Таблица 9

Направления Государственного экологического мониторинга и функциональные подсистемы

Объекты мониторинга Уполномоченный государственный орган
Загрязнение атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, радиационный и комплексный фон n Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Состояние и использование земель, плодородие земель сельскохозяйст-венного назначения n Федеральное агентство по сельскому хозяйству
Геологическая среда: полезные ископаемые, геологические процессы, объекты недрополь-зования, подземные воды n Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Водная среда водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод Федеральное агентство водных ресурсов
Леса и растительный мир на землях лесного фонда Федеральное агентство лесного хозяйства
Животный и растительный мир суши (кроме лесов) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Особо охраняемые природные территории Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
n Источники загрязнения окружающей природной среды и зоны их прямого воздействия Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Потенциальные источники экологических аварий и катастроф. Радиационно опасные объекты Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Факторы среды обитания и состояние здоровья населения Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Функциональные подсистемы мониторинга состояния атмосферного воздуха, загрязнения почв, поверхностных вод суши и морской среды объединены в Государственную службу наблюдения за загрязнениями окружающей природной среды (ГСН). Служба действует в России более 25 лет, её организационную основу составляет система мониторинга Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Обобщённые данные мониторинга публикуются в ежегодном Государственном докладе о состоянии окружающей среды и влиянии факторов среды на здоровье населения России.



Роль всестороннего анализа природной среды особенно важна при организации управления природной средой. Можно минимизировать определённые воздействия на природу с учётом экологических и экономических соображений.

Экологический мониторинг осуществляется в рамках полномочий природоохранных органов по государственному экологическому контролю: в соответствии с Законом РФ “Об охране окружающей природной среды” система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного и общественного контроля.

Экологический контроль – это система мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. В России осуществляются следующие виды экологического контроля :

· государственный ;

· производственный ;

· общественный .

Государственный экологический контроль осуществляется органами власти, а также специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Законодательно запрещено совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций управления в области хозяйственного использования природных ресурсов.

Государственному экологическому контролю могут быть подвергнуты путём проверок любые организации и предприятия, независимо от формы собственности. Контроль осуществляют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Они имеют широкие права от выдачи предписаний юридическим лицам по устранению экологических правонарушений до приостановления деятельности предприятий в случае нарушения природоохранного законодательства.

Производственный экологический контроль осуществляется службой охраны окружающей среды на предприятии. Непосредственно контролирующие функции выполняют аккредитованные и имеющие соответствующие лицензии лаборатории.

В общественном экологическом контроле участвуют граждане (в соответствии с Законодательством РФ), общественные и некоммерческие организации (в соответствии с их уставами).

Страница 16 из 55


Экологический контроль и мониторинг

Экологический контроль и мониторинг являются самостоятельными институтами экологического права. Экологический контроль - это контроль за охраной окружающей среды, то есть контроль за деятельностью. Данная правовая мера направлена на соблюдение экологического законодательства и природоохранных требований субъектами хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовой формы и подчинения, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В состав государственного экологического контроля включен контроль за охраной и использованием отдельных природных ресурсов – земель, вод, лесов, недр, объектов животного мира, атмосферного воздуха. Требования к проведению экологического контроля имеются в ЗК РФ, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления»,
«О радиационной безопасности».

Закон г. Москвы от 12 мая 2004 г. № 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве» был призван регулировать указанные отношения. Для увеличения превентивной роли закона устанавливались повышенные, по сравнению с введенными КоАП РФ, размеры штрафных санкций. Государственный экологический контроль осуществляется государственными инспекто-рами, в обязанности которых входит проведение плановых и внеплановых проверок, анализ данных экологического мониторинга и экологического аудита и результаты обследования состояния объектов государственного экологического контроля.

Однако в связи с изменением федерального законодательства закон претерпел изменения. Из него исключены нормы, закрепляющие за государственными инспекторами г. Москвы по охране природы права на ограничение или приостановление деятельности хозяйствующих субъектов при нарушении ими законодательства об охране окружающей среды. Такое изменение связано с принятием ФЗ от 9 мая 2005 г. № 45 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации», которым введен новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности, назначаемое только судом.

В целях приведения московского законодательства в соответствие с федеральным был принят Закон города Москвы от 6 июля 2005 года № 36 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 мая 2004 года № 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве».

Позже в закон вносились изменения в целях приведения его в соответствие с развивающимся федеральным законодательством в этой сфере.

В отличие от экологического контроля государственный экологический мониторинг – это контроль за состоянием окружающей среды. Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Этой процедуре посвящается глава Х ФЗ «Об охране окружающей среды».

Порядок организации и осуществления государственного экологического мониторинга установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 марта
2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга».

В зависимости от территории наблюдения экологический мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный.

Закон города Москвы от 20 октября 2004 года № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве» утвердил организационно-правовые основы и принципы экологического мониторинга, установил административную ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в части экологического мониторинга.

Данные экологического мониторинга используются органами государственной власти в целях обеспечения экологической безопасности населения, оперативного выявления нарушений природоохранных требований, отслеживания в режиме реального времени залповых выбросов, сбросов, выявления причин или виновников повышенного загрязнения, а также для разработки прогнозов социально-экономического развития, природоохранных программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды.

Указанные два закона города Москвы формируют единый блок, призванный решать комплекс экологических проблем.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы

Мониторинг окружающей среды (экологический монито­ринг).

Понятие экологического мониторинга . Экологический мониторинг как система наблюдений за со­стоянием окружающей среды Российской Федерации, в том числе в районах расположения источников загрязнения и иного негатив­ного воздействия на нее, за состоянием отдельных компонентов природной среды (атмосферы, водных объектов, земель, почв, ле­сов, животного мира и проч.), за уровнем загрязнения окружаю­щей среды и ее компонентов, включая радиоактивное загрязнение.

Своевременное выявление изменений, их оценка, предупре­ждение и устранение последствий негативных процессов как цель экологического мониторинга.

Основные задачи экологического мониторинга : а) на­блюдение за происходящими в окружающей среде физическими,
химическими, биологическими процессами; б) наблюдение за
уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объе­ктов: в) наблюдение за последствиями влияния такого загрязне­ния на растительный и животный мир; г) обеспечение заинтере­сованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде и прогнозами ее состояния.

Виды экологического мониторинга . Федеральный, реги­ональный и локальный мониторинг. Глобальный экологический мониторинг.

Соотношение экологического мониторинга с социально-ги­гиеническим мониторингом, мониторингом социально-трудовой сферы, мониторингом объектов градостроительной деятельно­сти, мониторингом безопасности гидротехнических сооружений, предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России, мониторингом факторов, определяющих возникновение угроз экологической безопасности России.



Нормирование качества окружающей среды (экологиче­ское нормирование). Понятие экологического нормирования. Государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспе­чение экологической безопасности населения, как цели экологи­ческого нормирования. Порядок разработки и утверждения нормативов в области охраны окружающей среды. Государственные органы, осуществ­ляющие экологическое нормирование.

Виды экологического нормирования.

§ Нормативы качества окружающей среды. Нормативы
предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных,
микробиологических веществ, предельно допустимых уровней
вредных физических воздействий (тепла, шума, радиации и проч.)

§ Нормативы допустимого воздействия на окружающую
среду, устанавливаемые для природопользователей (юридических
и физических лиц). Нормативы допустимых выбросов и сбросов
веществ и микроорганизмов. Лимиты на выбросы и сбросы
загрязняющих веществ, порядок и условия их установления.
Нормативы образования отходов производства и потребления и
лимиты на их размещение. Нормативы допустимых физических
воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизи­рующего излучения, напряженности электромагнитных полей и
иных физических воздействий).

§ Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.

§ Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

§ Технологические нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Технические нормативы выбросов автотранспортных средств.

§ Нормативы иного допустимого воздействия на окру­жающую среду.

§ Нормативы применения агрохимикатов и пестицидов в сельском хозяйстве. Нормативы предельно допустимого остаточ­ного количества химических веществ в продуктах питания.

§ Экологические требования к продукции в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую про­дукцию, способную оказать вредное воздействие на окружаю­щую среду (экологические требования к продукции).

§ Государственные стандарты и иные нормативные доку­менты в области охраны окружающей среды. Нормативы санитарных, защитных зон, санитарно-защитных зон, пригородных зеленых зон.

Соотношение экологических нормативов между собой и с международными стандартами.

§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с нормированием качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря, нормированием в области охраны ат­мосферного воздуха, государственным нормированием в области обеспечения радиационной безопасности, нормированием в об­ласти обращения с отходами.

§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с государственным санитарно-эпидемиологическим нормировани­ем.

§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с государственным нормированием плодородия земель сельскохо­зяйственного назначения, нормированием в области использова­ния и охраны животного мира и среды его обитания, иными ви­дами нормирования в сфере использования и охраны природных ресурсов.

Юридические последствия нарушения требований эко­логических нормативов.

Экологический контроль и надзор.

§ Понятие экологического контроля и надзора как: а) функ­ции экологического управления; б) правового института (межот­раслевого и института экологического права); в) гарантии исполне­ния экологических законов, соблюдения экологических требова­ний, выполнения экологических программ, планов и мероприятий; г) правовой формы деятельности в этой сфере.

§ Обеспечение достижения и поддержания качества (состоя­ния) окружающей среды как места и условия жизни и деятель­ности живущего и будущих поколений как цель экологического контроля и надзора.

§ Принципы экологического контроля и надзора: а) прин­цип независимости органов и должностных лиц экологического контроля и надзора при осуществлении ими контрольной дея­тельности; б) принцип минимизации (преодоления множествен­ности) органов экологического контроля и надзора; в) принцип разграничения функций нормативно-правового регулирования, контрольно-надзорной функции и функций по оказанию госу­дарственных услуг и по управлению государственным имущест­вом.

§ Собственные функции экологического контроля и надзора: а) информационная; б) предупредительная; в) пресечения эко­логических правонарушений.

§ Виды экологического контроля и надзора: а) государст­венный, в том числе федеральный экологический надзор; б) об­щественный экологический контроль; в) муниципальный эколо­гический контроль; г) ведомственный экологический контроль; д) производственный экологический контроль. Предупредительный, текущий и последующий экологиче­ский контроль и надзор.

§ Полномочия органов экологического контроля и надзо­ра: а) предупредительного характера: б) по пресечению экологи­ческих правонарушений; в) по привлечению к юридической от­ветственности.

§ Порядок проведения государственного экологического кон­троля и надзора. Особенности проведения государственного эко­логического контроля и надзора в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ. Порядок проведения государственного экологического контроля и надзора на объектах хозяйственной и иной деятель­ности, находящихся в ведении РФ, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и (или) оказывающих негативное воздействие на окружающую сре­ду в пределах территорий двух и более субъектов РФ (федерального контроля).

§ Органы государственного экологического контроля и над­зора.

§ Соотношение экологического контроля и надзора с эко­логическим мониторингом, экологической экспертизой, экологи­ческим аудитом и другими функциями экологического управле­ния.

§ Права юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей при проведении государственного экологического конт­роля и надзора и способы их защиты.

Аудит в сфере охраны окружающей среды (экологиче­ский аудит). Понятие экологического аудита как: а) функции экологического управления; б) предпринимательской деятельно­сти. Цель и задачи экологического аудита.

Аудиторы. Юридические требования к аудиторам. Кодекс профессиональной этики аудиторов. Соотношение экологического аудита с независимой ау­диторской деятельностью в области предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте. Соотношение экологического аудита с аудитом недрополь­зования и другими видами аудита в сфере использования при­родных ресурсов.

Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (экологическое лицензирование).

§ Понятие, цели и зада­чи экологического лицензирования.

§ Виды экологического лицензирования. Лицензирова­ние деятельности по обращению с отходами производства и по­требления, включая опасные отходы. Лицензирование в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Иные виды экологического лицензирования.

§ Соотношение лицензирования в сфере охраны окру­жающей среды с лицензированием в области использования и охраны земель (включая мелиорированные), лицензированием в области использования и охраны недр, лицензированием в области использования и охраны водных объектов, лицензиро­ванием деятельности по использованию лесного фонда, лицен­зированием в области охраны и использования животного мира, лицензированием промышленного рыболовства и рыбоводства, лицензированием деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений и другими видами ли­цензирования в сфере использования и охраны природных ре­сурсов.

Сертификация в сфере охраны окружающей среды .

Понятие экологической сертификации: а) как функции эко­логического управления; б) как вида работ (услуг) природоохран­ного назначения. Обязательная и добровольная экологическая сертификация.

Обеспечение безопасности продукции для окружающей сре­ды, обеспечение экологической безопасности человека, рацио­нального использования природных ресурсов как цели экологи­ческой сертификации. Виды сертификации, направленные на достижение экологических целей. Сертификация безопасности опасных промышленных и иных объектов. Сертификация питьевой во­ды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении. Обязательная сертификация лесных ресурсов, включая обязательную сертификацию древесины, отпускаемой на корню, и второсте­пенных лесных ресурсов и другие виды сертификации.

Порядок проведения экологической сертификации.

Практическое занятие (6 часов)

Вопросы и задания

1.Государственный экологический мониторинг.

2.Экологический контроль: понятие, виды. Система орга­нов государственного экологического контроля, их полномочия.

3.Экологический аудит и деятельность в области экологического менеджмента.

3.Экологическое нормирование. Виды экологических нормативов и их правовое значение. Техническое нормирование качества продукции, процессов производства и охрана окружающей среды.

4.Экологическое лицензирование.

5.Экологическая сертификация.

Задачи

Задача 1 . У руководителя хозяйственного общества возникло наме­рение осуществлять следующие виды деятельности в целях получения прибыли:

Деятельность по обращению с отходами, организация работ по обращению с отходами производства и потребления;

Деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, захоронению осадков очистных сооружений локальных водосточных сетей, очистных сооружений абонентов городской водосточной сети и моек автотранспорта, производственных объектов;

Проведение работ по рекультивации свалок и полигонов для захоронения отходов производства и потребления;

Деятельность по сбору, утилизации, складированию, переме­щению, захоронению, уничтожению материалов и веществ, в том числе опасных (кроме радиоактивных);

Экологическая паспортизация производственных, хозяйствен­ных и иных объектов;

Экологическая сертификация производств, технологических процессов, оборудования, продукции, отходов производства;

Экологическое аудирование производственных, хозяйственных и иных объектов, технологического оборудования, условий ведения деятельности, подлежащей лицензированию;

Экологическое обучение, повышение квалификации и профес­сиональная переподготовка специалистов предприятий, организаций, предпринимателей и частных лиц в области экологических знаний;

Разработка раздела «Охрана окружающей среды» в составе про­ектной документации на строительство, расширение, реконструкцию хозяйственных и промышленных объектов, градостроительной доку­ментации;

Разработка проектов нормативов предельно допустимых и вре­менно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосфер­ный воздух (включая радиоактивные) и сбросов в водные объекты; нормативов вибрационного, шумового и иных видов физического воз­действия на окружающую среду; лимитов размещения отходов произ­водства и потребления;

Проведение оценки воздействия на окружающую среду при раз­работке проектной документации производственных, хозяйственных и иных объектов и комплексов;

Разработка экологических обоснований на ведение (расшире­ние, изменение) хозяйственной и иной деятельности;

Оценка экологической безопасности материалов, веществ, тех­нологий, оборудования;

Работы и услуги по ликвидации экологических последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера;

Проведение работ по восстановлению плодородия рекультивируемых земель, осуществлению противоэрозионных мероприятий;

Проведение работ по озеленению территорий;

Проведение работ по благоустройству и реконструкции водных объектов, проведение дноуглубительных и иных работ на водных объек­тах, извлечение затонувшей древесины и других предметов;

Установка приборов, средств измерений, устройств природо­охранного назначения;

Установка и эксплуатация приборов и средств измерений для контроля за состоянием окружающей среды;

Экологический консалтинг.

При обсуждении этих видов деятельности на совещании возник вопрос, необходимо ли получение лицензии для осуществления этих видов деятельности. Юрисконсульт общества считал, что поскольку эти виды деятельности не перечислены в ст. 17 Федерального закона «О ли­цензировании отдельных видов деятельности», они не подлежат ли­цензированию. Вместе с тем было решено обратиться для разъяснения в Москомприроду.

В Москомприроде был получен ответ, что перечисленные виды деятельности входят в перечень видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, который содер­жится в Порядке лицензирования отдельных видов деятельности в об­ласти охраны окружающей среды в г. Москве, утвержденном приказом Москомприроды от 27 января 2000 г. №24, следовательно, они лицен­зируемые.

Является ли разъяснение Москомприроды законным и обоснованным?

Задача 2. В одном из районов Крайнего Севера районная рыбохозяйственная инспекция обнаружила на поверхности водоема крупное нефтяное пятно. Проверка показала, что оно образовалось в ре­зультате течи одной из цистерн склада горюче-смазочных материа­лов. Территориальный комитет по водным ресурсам предъявил иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что технология хране­ния топлива не нарушалась. Экспертиза, назначенная арбитражным судом, установила, что течь в цистерне возникла вследствие непри­годности материала, из которого она была изготовлена, для эксп­луатации в условиях Крайнего Севера. Однако цистерны были изготовлены и установлены на складе согласно проекту.

Какие иные предусмотренные законом меры могут принять органы государственного экологического контроля?

Кто должен понести ответственность в данном случае?

  • Органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды
  • Законодательство
  • Новости
  • Административные правонарушения и Ответственность в области охраны окружающей среды
  • Часто задаваемые вопросы
  • Вопросы и ответы
  • Отзывы и Благодарности
  • Полезные ссылки
  • разработка природоохранной документации,паспартов отходов,ПНООЛР

    Наши контакты:

    Наш адрес:

    194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская,

    д.10, Бизнес-центр «Технопарк Литовская 10»,

    [email protected]

    В чем различие понятий «Экологический мониторинг» и «Экологический контроль»?

    В осуществлении экологического мониторинга и экологического контроля общим функциональным элементом являются проведение наблюдений и оценка полученных данных о параметрах (характеристиках) наблюдаемого объекта. Однако в рамках этих двух понятий существенно различаются объекты, за которыми проводятся наблюдения, а также последующие функции, реализуемые на основе полученной информации.

    В экологическом контроле объектами наблюдения являются антропогенные объекты (источники выбросов и сбросов вредных веществ) или хозяйственная деятельность в целом. В ходе экологического контроля осуществляется управляющее воздействие на наблюдаемый объект, направленное на приведение его в соответствие с заранее заданными параметрами. Так, инспектор контролирующего органа, осуществляя замеры концентраций загрязняющих веществ в источнике выбросов или сбросов предприятия, выявляет превышение установленных нормативов ПДВ или НДС. По данному факту он выдает предписание руководству предприятия об устранении нарушения путем приведения параметров выбросов (сбросов) в соответствие с нормативами (совершенствование очистного оборудования, технологических процессов производства и т.д.).

    В мониторинге окружающей среды (экологическом мониторинге) объектами наблюдений являются атмосферный воздух, поверхностные воды и почвы и пр. Цель наблюдений - получение объективных данных о состоянии этих компонентов природной среды, прогнозирование возможных их изменений во времени и пространстве под воздействием природных и антропогенных факторов. Задачи наблюдении - слежение за состоянием окружающей среды, выявление ипрогнозирование негативных изменений и своевременное представление информации в установленном порядке. В данном случае выявление каких-либо отклонений в состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы (например, превышение ПДК загрязняющих веществ) является сигналом для принятия управляющих воздействий по минимизации последствий негативных изменений в состоянии окружающей среды для здоровья человека и состояния экосистем (особенно при аварийном загрязнении).

    Таким образом, в отличие от экологического контроля, в экологическом мониторинге на наблюдаемые объекты невозможно оказать непосредственное (прямое) управляющее воз-действие. Поэтому в мониторинге вместо этой функции реализуются задачи по прогнози-рованию изменений состояния наблюдаемых объектов.

    Несмотря на то что экологический контроль и экологический мониторинг - разные по-нятия, в конечном счёте обе системы направлены на предотвращение загрязнения окру-жаюшей среды.