Процесс труда с физиологической стороны. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности

Труд необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье. Физический труд характеризуется тяжестью и связан с выполнением статической и динамической работы, а умственный связан с напряженностью на фоне статического напряжения. В основе физического и умственного труда лежат одни и те же центральные механизмы. Физический труд отличается большим расходом энергии, потреблением кислорода, быстрым развитием утомления и относительно низкой производительностью.

Статическая работа более утомительна, чем динамическая. При динамической работе благодаря чередованию процессов сокращения и расслабления мышц последние они отдыхают. Сокращающиеся скелетные мышцы одновременно действуют, как микронасосы, облегчая кровообращение и выполняя функцию «периферического сердца». При статической работе напряжение мышц длится непрерывно, сосуды в них постоянно сдавлены, и нормальное кровообращение затруднено. Это приводит к застою крови, накоплению в мышцах и в организме продуктов неполного окисления.

Умственная работа относится к числу весьма трудоемких и напряженных.

Прежде всего необходима ясная и четкая работа головного мозга: внимание и память, которую большинство людей считают главным залогом успеха в умственном труде. Внимание имеет волнообразные колебания в силу естественных физиологических причин – периодическое повышение возбудимости мозга сменяется понижением его активности и связано с появлением и поддержанием стойкого очага возбуждения в одном (или нескольких) вполне определенных центрах мозга. Память связана с сохранением стойких следов возбуждения (или внутреннего торможения) в разнообразных центрах коры больших полушарий головного мозга.

С повышением тяжести физического труда и напряженности умственного труда увеличивается потребление кислорода. Существует предел максимального количества кислорода, которое в силах потребить человек – так называемый кислородный потолок. Обычно он не превышает 3–4 л/мин. Во время выполнения очень тяжелого труда доставка кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем становится еще большей и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности – гипоксии, которая становится повреждающим фактором. Нарушаются внутриклеточные окислительные процессы и образуются токсичные вещества – свободные радикалы кислорода, отравляющие организм. Если тяжелый физический и умственный труд продолжается очень долго или человек не привык к большим физическим или умственным нагрузкам, то его дыхательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц и клеток головного мозга. В организме существуют механизмы, препятствующие развитию подобного опасного состояния. Происходит снижение работоспособности, развивается утомление. Однако если работоспособность не успевает восстановиться к началу следующего рабочего дня, развивается переутомление, сопровождающееся хронической гипоксией, нарушением нервной деятельности, заболеваниями сердечно-сосудистой и других систем.

Профилактика утомления

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания, замедлением мышления, нарушением сна. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда. В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.

Быстрота утомления зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. У многих людей в период эмоционального напряжения длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Утомление связано со снижением работоспособности, которая восстанавливается в результате полноценного отдыха.

Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению, которое может стать причиной неврозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Для профилактики переутомления необходимо учитывать две фазы работоспособности: I – возбудительную, связанную с двигательным беспокойством, рассеянностью внимания; II – тормозную, когда наблюдается вялость, снижение жизненного тонуса.

Эффективность и качество работы во время возбудительной фазы утомления могут оставаться высоким, но достигается это за счет волевого усилия и психического напряжения. Появляется субъективное чувство усталости, но работу следует продолжать до наступления II фазы утомления.

При появлении признаков торможения центральных мозговых структур попытки преодолеть его и продолжать трудиться могут вызвать переутомление, поэтому наступление тормозной фазы диктует необходимость отдыха.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности.

Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.

Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести.

При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном-до 50% рабочего времени-отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают: формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматически тематическим производством; групповые формы труда (конвейер, формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы интеллектуального (умственного) труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место при отсутствии механизации. Эти работы характеризуются в первую очередь повышенными энергетическими затратами. Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнения программы действий. В условиях Механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживании станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

При формах труда, связанных с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях при речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, - это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.

Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5... 11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц, рабочих, обслуживающих автоматы) -11,3...12,5 МДж; для работников, выполняющих работу средней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.), -12,5...15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов, грузчиков), -16,3...18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя -на 10...25 %, при вынужденной неудобной позе -на 40... 50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15...20 % общего обмена в организме (масса мозга составляет 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией -на 94 %, у операторов вычислительных машин-на 60...100%.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы,-при физическом труде, и эмоциональным - при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

Физическая тяжесть труда - это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Так, работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10...25 % рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатраты 172...293 Дж/с); 50 % и более-тяжелая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с).

Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5...10 кг для женщин и 15... 30 кг для мужчин -средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин-тяжелая.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75...175-средней тяжести; свыше 176-тяжелая работа.

В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013 - 94) условия труда подразделяются на четыре класса: 1- оптимальные; 2 - допустимые; 3-вредные; 4-опасные (экстремальные).

Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона).

Безопасность жизнедеятельности Виктор Сергеевич Алексеев

21. Физиологические основы труда

Труд необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье.

Физический труд характеризуется тяжестью и связан с выполнением статической и динамической работы, а умственный связан с напряженностью на фоне статического напряжения. В основе физического и умственного труда лежат одни и те же центральные механизмы. Физический труд отличается большим расходом энергии, потреблением кислорода, быстрым развитием утомления и относительно низкой производительностью.

Статическая работа более утомительна, чем динамическая. При динамической работе благодаря чередованию процессов сокращения и расслабления мышц последние они отдыхают. Сокращающиеся скелетные мышцы одновременно действуют, как микронасосы, облегчая кровообращение и выполняя функцию «периферического сердца». При статической работе напряжение мышц длится непрерывно, сосуды в них постоянно сдавлены, и нормальное кровообращение затруднено. Это приводит к застою крови, накоплению в мышцах и в организме продуктов неполного окисления.

Умственная работа относится к числу весьма трудоемких и напряженных.

Прежде всего необходима ясная и четкая работа головного мозга: внимание и память, которую большинство людей считают главным залогом успеха в умственном труде. Внимание имеет волнообразные колебания в силу естественных физиологических причин – периодическое повышение возбудимости мозга сменяется понижением его активности и связано с появлением и поддержанием стойкого очага возбуждения в одном (или нескольких) вполне определенных центрах мозга. Память связана с сохранением стойких следов возбуждения (или внутреннего торможения) в разнообразных центрах коры больших полушарий головного мозга.

С повышением тяжести физического труда и напряженности умственного труда увеличивается потребление кислорода. Существует предел максимального количества кислорода, которое в силах потребить человек – так называемый кислородный потолок. Обычно он не превышает 3–4 л/мин. Во время выполнения очень тяжелого труда доставка кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем становится еще большей и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности – гипоксии, которая становится повреждающим фактором. Нарушаются внутриклеточные окислительные процессы и образуются токсичные вещества – свободные радикалы кислорода, отравляющие организм. Если тяжелый физический и умственный труд продолжается очень долго или человек не привык к большим физическим или умственным нагрузкам, то его дыхательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц и клеток головного мозга. В организме существуют механизмы, препятствующие развитию подобного опасного состояния. Происходит снижение работоспособности, развивается утомление. Однако если работоспособность не успевает восстановиться к началу следующего рабочего дня, развивается переутомление, сопровождающееся хронической гипоксией, нарушением нервной деятельности, заболеваниями сердечно-сосудистой и других систем.

Из книги Массаж и лечебная физкультура автора Ирина Николаевна Макарова

Из книги Массаж и лечебная физкультура автора Ирина Николаевна Макарова

автора

Из книги Нормальная физиология автора Николай Александрович Агаджанян

Из книги Аутогенная тренировка автора Яков Рувельевич Докторский

Из книги Суставы без боли автора Игорь Анатольевич Борщенко

Из книги Как избавиться от боли в суставах рук автора Игорь Анатольевич Борщенко

Из книги Евангелие мира от ессеев. Книги 1-4 автора Эдмонд Бордо Шекели

Из книги Методические рекомендации по РДТ автора А. Н. Кокосов

Из книги Лечебное голодание при внутренних болезнях. Методическое пособие автора Алексей Николаевич Кокосов

Из книги Массаж при гипертонии и гипотонии автора Светлана Устелимова

автора Ольга Шумахер

Из книги Карма-йога автора Вильям Волкер Аткинсон

Из книги Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную йога-терапию автора Свами Шивананда

Из книги Массаж при артрите автора Ольга Шумахер

Из книги Лечебная физкультура автора Николай Балашов

Труд человека является функциональным процессом, в котором используются физиологические и психологические качества работника.

В процесс труда привлекаются все органы и системы организма человека-мозг, мышцы; сосуды, сердце, легкие и др. При этом затрачивается нервная и мышечная энергия. Итак, труд - это физиологический процесс расходования человеческой энергии. Кроме того, в процессе работы активизируются все психические функции человека: восприятие, мышление, память, чувства, воображение, волевые качества, внимательность, заинтересованность, удовольствие, сосредоточенность, напряжение, утомление и тому подобное.

В процессе труда человек воспринимает и перерабатывает информацию, в том числе информацию о наличии вредных и опасных факторов на рабочем месте; принимает и реализует решения; осмысливает различные варианты действий; использует усвоенные знания, навыки и умения; анализирует соответствие условий, орудий и предметов труда правилам, нормам; прогнозирует возможные ситуации; оптимально мобилизует свои резервные возможности; концентрирует волевые усилия на достижении поставленной цели и в целях повышения безопасности труда. Также в процессе труда реализуется коммуникативная функция психики, которое проявляется в общении работников и является основой межличностных отношений, способом организации совместной деятельности и методом познания человека человеком. В ней учитываются индивидуальные свойства личности, которые проявляются в различиях поведения людей в тех или иных опасных ситуациях.

Итак, можно сделать вывод, что труд - это совокупность физиологических и психических процессов, которые побуждают, программируют и регулируют деятельность человека.

В процессе труда происходит функциональное напряжение человека, которое обусловлено двумя видами нагрузок: мышечными и нервными.

Мышечные нагрузки, как правило, определяются рабочей позой, характером рабочих движений, напряжением физиологических функций тех органов, которые задействованы при выполнении работ стоя или сидя. Динамические нагрузки обусловленные мышечными нагрузками при перемещении в пространстве тела или его частей.

Нервные нагрузки обусловленные напряжением внимания, памяти, сенсорного аппарата, активизацией процессов мышления и эмоциональной сферы.

В зависимости от соотношения мышечных и нервных нагрузок труд делится на физическую, с преобладанием мышечных нагрузок, и умственную, с преобладанием нагрузок на кору головного мозга, связанных с высшими психическими функциями.

Это деление условно, так как любой труд включает в себя указанные компоненты и представляет собой единый нервно-мышечный процесс. Соотношение затрат мышечной и нервной энергии, исполнительских и творческих функций, механических воздействий и операций мышления в трудовом процессе характеризует содержание труда.

Физический труд отличается большими затратами энергии, быстрым утомлением и относительно низкой производительностью. При работе мышц усиливается кровообращение, что ускоряет поставку питательных веществ и кислорода, выделение продуктов распада. В организме наступают физиологические изменения, которые обеспечивают мышечную деятельность. С повышением тяжести физического труда увеличивается употребление кислорода. Каждому человеку соответствует свой показатель максимального потребления кислорода (МПК). Чем выше МПК, тем выше работоспособность, устойчивость к воздействию экстремальных факторов. Конечно МСК не превышает 3-4 л / мин. Во время выполнения очень тяжелой работы поступление кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем становится еще больше и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности - гипоксия. Умеренная гипоксия тренирует организм, но если тяжелый физический труд продолжается долго, или если человек не привык к большим нагрузкам, и ее дыхательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц - гипоксия становится повреждающим фактором.

Мышечная работа сопровождается изменениями и в обмене веществ, которые, в свою очередь, отражаются в составе крови. Существенным фактором, влияющим на состав крови, является нарушение водного и водно-солевого баланса. В связи с этим повышается концентрация соли в жидкой части крови (плазме). Кроме того, энергетические затраты в процессе труда предусматривают поступление в кровь различных продуктов распада веществ, что приводит к изменению состава крови.

В сфере материального производства работники осуществляют трудовую деятельность с преобладающей долей физического труда. В сфере управления, предоставления услуг, производства идеологической и научно-технической продукции, работники осуществляют трудовую деятельность с преобладающей долей умственного труда. Важным признаком умственного труда является то, что результатами деятельности работников являются не материальные вещи, а планы, программы, идеи, проекты, управленческие решения, информация, услуги и тому подобное.

В отличие от физической, умственный труд сопровождается меньшими затратами энергетических запасов, но это не говорит.о ее легкость. Основным работающим органом при такого вида труда выступает мозг. При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается и составляет 15-20% от общего объема энергии, которая расходуется в организме. При этом употребление кислорода 100 г коры головного мозга в 5 раз больше, чем скелетными мышцами того же веса при максимальной физической нагрузке. При чтении вслух расходы энергии повышаются на 48%; при публичном выступлении - на 94%; при работе операторов вычислительных машин - на 60-100%. Во время умственного труда значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы, прием и переработка информации, возникают фуцкциональни связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастает роль функций внимания, памяти, нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.

Для умственного труда характерны: большое количество стрессов, малая подвижность, вынуждена статическая поза - все это обуславливает застойные явления в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза, ухудшению снабжения мозга кислородом, рост потребности в глюкозе. При умственном труде ухудшается работа органов зрения: устойчивость ясного видения, острота зрения, адаптационная возможность глаза.

Умственной работы присущ наибольшую степень сосредоточения внимания - в среднем в 5-10 раз выше, чем при физическом труде. Завершение рабочего дня вовсе не прерывает процесса умственной деятельности. Развивается особое состояние организма - усталость, что со временем может превратиться в переутомление. Все это приводит к нарушению нормального физиологического функционирования организма. При умственном труде имеют место сдвиги в вегетативных функциях человека: повышение кровяного давления, изменения электрокардиограммы, вентиляции легких и употребления кислорода, повышение температуры тела.

После окончания умственного труда усталость остается дольше, чем после физического труда, однако даже в состоянии переутомления работники способны долгое время выполнять свои обязанности без особого снижения уровня работоспособности и производительности.

Как правило, во время умственного труда трудно выключить механизм переработки информации даже во время отдыха; люди работают не только 8-12 часов в сутки, а почти постоянно с короткими переключениями. Это и является подтверждением так называемой информативной теории, согласно которой человек во время сна перерабатывает информацию, полученную в период активной бодрости.

Каждый вид труда характеризуется определенным уровнем общей двигательной активности работника, требует выборочной, специфической психической активности, связанной с познанием, восприятием, общением и тому подобное.

Физиология труда - это раздел общей физиологии, посвященный изучению изменений физиологических функций в процессе трудовой деятельности человека.

В отличии от частных разделов физиологии этот раздел является синтетической дисциплиной, изучающей не столько отдельные функции, сколько их взаимосвязь в условиях трудовой нагрузки.

Изучение физиологии трудовой деятельности включает в себя два основных аспекта - теоретический и практический. В первом случае речь идет об изучении механизмов приспособления физиологических функций к факторам производственной среды.

Задачи практической физиологии (которая нас будет интересовать в большей мере) – изучение конкретных видов трудовой деятельности, отдельных профессий с целью изучения их физиологических характеристик и обоснования оптимальных режимов труда и отдыха.

Физиологическая характеристика трудового процесса – это требования к функциональному состоянию организма, обеспечивающему успешную деятельность.

Наиболее разработаны и обоснованы физиологические характеристики трудового процесса, определяющие тяжесть, напряженность, вредность и опасность труда.

Понятие тяжести труда относиться в основном к физическому труду. Это характеристика труда, определяющая степень вовлечения в деятельность скелетной мускулатуры и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. Таким образом, тяжесть труда определяется по эргометрическим (величина внешней работы) и физиологическим (энергозатраты, активация сердечной деятельности, изменение функции дыхания) показателям.

Напряженность труда - более широкое понятие. Она определяется не только интенсивность физиологических процессов при трудовой деятельности, но и характеристиками структуры деятельности. Оценка напряженности базируется на показателях интенсивности и темпа работы, информационных, мотивационных и эмоциональных характеристиках деятельности.

Вредность и опасность труда оцениваются по показателям травматизма и заболеваемости, а также по вероятности риска несчастного случая и концентрации вредных факторов.

Современная физиология труда решает проблемы разного уровня. Среди этих проблем следует отметить такие, имеющие общий характер как профотбор, диагностика и прогнозирование утомления, управление функциональным состоянием, включая и фармакологическое управление.

Методы исследования систем организма.

Для оценки состояния двигательной системы наиболее часто применяют следующие методики.

Мышечная сила определяется с помощью динамометра.

Мышечная выносливость оценивается как максимальное время в секундах удержания усилия.

Для тестирования свойств сенсомоторной системы оценивать положение частей тела за счет собственных механизмов (без зрительного контроля) используется методика определения точности воспроизведения положения.

Для оценки координации движения и тремора используется арсенал приборов, как правило, лабораторного изготовления.

Наиболее часто для оценки состояния сердечно-сосудистой системы используются показатели артериального давления, пульса и электрокордиаграммы.

Для оценки состояния дыхательной системы используются показатели легочной вентиляции (спирометрия) и показатель насыщенности крови кислородом (оксигемометрия).

Для оценки состояния и работоспособности человека все шире стали применяться психофизиологические методы, в частности определение времени сенсомоторных реакции на световые и звуковые сигналы позволяет оценить динамику скорости нервных процессов, их переключения, уровень зрительно-моторной координации, общий уровень работоспособности и активности ЦНС, способность к прогнозированию. Методы оценки характеристик внимания реализуются в двух основных направлениях – тестовом и аппаратурном.