Экономический факультет бгуир для новых абитуриентов станет инженерно-экономическим. Перейдем к результатам опроса

Большинство «икон» Силиконовой долины бросили обучение в университете еще задолго до того, как начали возводить свои технологические империи на просторах Пало-Альто. В Беларуси, напротив, высшее образование в сфере ИТ еще не утратило своей ликвидности для крупных игроков отечественной цифровой индустрии. TUT.BY узнал у студентов последних курсов информационных факультетов БГУ и БГУИР о пути к программированию, планах на распределение и отношении к своему образованию.

Тимур Матвеев

БГУ, механико-математический факультет

Фото из личного архива

Отец в свое время заканчивал РТИ (теперь БГУИР), правда, с программированием его специальность не сильно была связана, скорее с радиотехникой и электроникой. Но так уж сложилось, что работал он всегда с вычислительной техникой, к которой, благодаря ему, я имел доступ практически с младенческих лет. Сегодня каждый ребенок растет, окруженный самыми современными технологиями, но тогда — в конце 90-х — большинство не могло этим похвастать. Полагаю, что именно мое раннее знакомство с вычислительными технологиями и предопределило выбор настоящей специальности.

В начале обучения цель была только одна: абсорбировать максимум знаний в различных направлениях ИТ, чтобы через один-два курса определиться с тем направлением, в котором мне бы больше всего хотелось развиваться и расти. В итоге мой выбор пал на сферу фронт-энд разработки. Если в двух словах, это программирование и дизайн той части веб-приложения, которая работает в браузере компьютера или смартфона.

Практиковался я в основном в EPAM Systems, где официально работаю уже год. Изначально выбрал эту компанию как одну из самых гостеприимных для студентов ИТ-специальностей без опыта работы, но с хорошими теоретическими знаниями и желанием работать. Перед трудоустройством был небольшой период в виде подготовки к работе на реального заказчика. Далее после успешного собеседования получил должность разработчика и сейчас работаю на крупного американского заказчика. Специфика работы такова, что задачи, которые ставятся перед программистом ежедневно, зачастую уникальны и требуют многочасового изучения перед их решением. Это кардинально отличает программиста от инженера, врача или кого бы то ни было и делает его работу очень напряженной и, как следствие, высокооплачиваемой. Возможно, поэтому среди студентов нашей специальности хорошей зарплатой со старта считается 1300−1600 рублей.

Отрабатывать распределение буду здесь же. Для меня распределение является абсолютной формальностью. Если бы его не было, в моем случае это ничего не изменило бы. В этом плане ИТ-специальность имеет свои преимущества. Добросовестных и талантливых студентов «разбирают» уже на третьем-четвертом курсах обучения. Но это не значит, что нам проще, чем на других факультетах. Особенности сферы ИТ таковы, что самообразование занимает не меньше времени, чем само по себе обдумывание и написание кода. Стоит упустить появление новой технологии, остановиться в своем развитии, и уже через год-два вчерашний специалист становится никому не нужен. Поэтому в плане образования вуз дает начальный толчок, но дальнейшее самостоятельное обучение — это неотъемлемая часть жизни программиста. К примеру, сейчас у меня средний балл 8,2, а когда начинал работать, упал до 7,5, потому что приходилось балансировать между освоением новых навыков для работы и успевать получать необходимые знания в университете.

За время обучения в вузе я точно уяснил для себя одно: образование не дается, оно только получается. С моей точки зрения, уровень образования на мехмате в БГУ достаточно высокий. Но уровень выпускаемых студентов может отличаться. Выпуск недостаточно компетентных специалистов с целью «не попортить статистику» целиком и полностью дискредитирует ценность высшего образования как такового. Хотя я очень рад, что учился именно на мехмате. Профессора «советской закалки» скучать не дают. Хотя таких с каждым годом все меньше. Не думаю, что мне бы дали такой уровень образования где-нибудь на Западе.

Вообще у белорусской сферы ИТ сейчас есть много преимуществ по сравнению с условными Финляндией и Индией. Во-первых, это качество производимого продукта. Программы белорусских разработчиков считаются одними из самых качественных, расширяемых и легкоподдерживаемых. Во-вторых, стоимость этого продукта. Белорусский программист стоит дешевле, чем в той же Финляндии или любой другой стране Европы. Разрабатывать ИТ-продукт в Индии по стоимости сопоставимо с Беларусью, но качество оставляет желать лучшего. Сегодня же спрос на белорусских программистов сильно превышает предложение, но для нас это только плюс. Считаю, что мы находимся в благоприятных условиях для максимального развития ИТ-сферы и непременно должны этим пользоваться.

Герман Игнатенко

Фото из личного архива

Когда пришло время выбирать место поступления, я уже четко понимал, что, став инженером, я буду в своей тарелке, независимо от направления. Однако родные видели меня в будущем как врача, поэтому они до сих пор не одобряют мое предпочтение.

В начале обучения целью было лишь изучение интересных мне областей ИТ, таких как облачные технологии, нейронные сети и разработка мобильных приложений. Однако учебный план университета во многом не совпадал с тем, что я ожидал от своей специальности. Образовательной программе, на мой взгляд, сейчас не хватает гибкости для адаптации под стремительно развивающиеся технологии, хотя это и непростая задача.

Некоторое время я практиковался в компании Qulix Systems, где впервые почувствовал, какой должна быть ИТ-компания. Там же я для себя узнал, в каком направлении мне хотелось бы развиваться — преимущественно бэк-энд приложения (программно-административная часть приложения и внутреннее содержание системы) и машинное обучение. Еще пробовал себя в разработке мобильных игр, но после отложил этот опыт в долгий ящик.

С недавнего времени работаю специалистом отдела разработки в «Альфа-Банке». Попал в «Альфу» по программе обучения студентов «Альфа-перспектива», после пары собеседований мне предложили работу на неполную ставку и обучение одновременно. Да, это не ИТ-компания, но роль программиста сейчас в любом банке является одной из ключевых по многим причинам, они занимаются созданием, развитием и поддержкой информационной инфраструктуры компании. Наш ИТ-департамент активно развивается, и все в моем первом месте работы соответствует моим студенческим ожиданиям.

Отрабатывать распределение буду по месту работы. Но также планирую поступление в магистратуру, так как считаю, что молодому специалисту нужно постоянно расти и учиться, и дополнительная квалификация не помешает. Вообще на моем потоке все студенты искали место распределения сами, некоторые его еще даже не нашли. На мой взгляд, такая система не дает права на ошибку, так как от первого места работы зачастую зависит будущая карьера.

Что касается высоких денежных доходов в ИТ-индустрии, я демократичен, это не то, за чем я гонюсь в жизни. Думаю, средний доход сейчас на нормальном уровне в моей сфере, чего нельзя сказать о других, что иногда порождает споры.

Константин Вильчевский,

БГУ, факультет прикладной математики и информатики


Фото из личного архива

С 6-го класса участвовал в олимпиадах по информатике, в 8−9 классах еще и по математике. Однако в 10-м классе нужно было выбрать что-то одно и определиться с направлением вуза, поэтому в конце концов остановился на информатике.

В школе лучшим результатом была бронза на международной олимпиаде по информатике. В университете я поставил себе цель попасть в финал чемпионата мира по программированию, но удалось лишь взять диплом второй степени в полуфинале. Однако у меня еще есть два года магистратуры, попробую еще раз. В этом плане пример для подражания — Геннадий Короткевич. Он всеми силами отдается делу, которым занимается.

Сейчас я стажируюсь в «Яндексе». Компания помогла мне вырасти как промышленному программисту. Вообще организация занимается очень интересными проектами, и всегда есть куда развиваться дальше. Предполагаю, что нормальная зарплата в сфере ИТ начинается от 300−400 $.

О смене места пока не думаю. В магистратуру иду не потому что «кошу» от армии. Я к ней нейтрально отношусь: если заберут, то и пускай. Я хочу получать именно знания, а не косить.

На мой взгляд, в БГУ наилучшее образование в моем направлении. Хотя программу обучения я бы сильно изменил. Думаю, меня сейчас шапками закидают. (Смеется.) Стоит менять научную базу, чему нас учат и кто. Когда преподавателю уже за 60, и он преподает студентам программирование, к примеру, на С++, то вероятнее всего он не сможет рассказать ничего о том, что есть на данный момент нового в С++. Также есть куча ненужных предметов типа педагогики и других подобных дисциплин, которые на нашей специальности не интересны ни преподавателю, ни студентам.

Но существуют и плюсы. Это молодые преподаватели и уровень их знаний. В нашей сфере именно они задают направление обучения. В основном они работают по дисциплинам, связанным с алгоритмами и программированием. Скоро им дадут и математические предметы преподавать. На мой взгляд, молодые специалисты в силу своего актуального опыта могут научить большему, нежели более старшие преподаватели с уже устаревшим практическим опытом. Понятно, что бывают и исключения, но картина примерно такая. Наука развивается, и поколения тоже должны меняться.

Евгений Чайчиц

БГУИР, инженерно-экономический факультет


Фото из личного архива

Я не мечтал с самого детства заниматься программированием. Но ближе к 9-му классу понял, что мне нравится все, что связано с компьютерами. К тому же примером для меня всегда был мой дядя, который начинал как программист и в итоге достиг в этой сфере определенных успехов. Поэтому в 10-м классе, взвесив все за и против, я решил, что хочу иметь специальность, связанную с ИТ. А вообще мои близкие хотели, чтобы я стал учителем английского языка. К слову, мне самому всегда нравился английский, и я постоянно ходил на олимпиады. Тем более я хорошо умею работать с детьми. Но желание заниматься компьютерными технологиями взяло верх.

В БГУИРе качественная база. Нас хорошо «учат думать», поэтому впоследствии проще изучать технологии самому. Однако программы обучения не успевают за последними технологиями, поэтому приходится учить то, что уже давно не используется. Также из минусов, если сравнивать с другими странами, — отсутствие возможности самому выбирать интересующие предметы.

Впрочем, недостающие навыки и опыт дает практика и работа. Я работаю в EPAM Systems и могу сказать, что большую часть навыков и знаний я получил на работе. В первую очередь, это навык коммерческой разработки и проектирования. В EPAM постоянно набирают и обучают молодых людей. Да и компания одна из самых крупных в сфере ИТ в Беларуси, там очень хорошие условия работы и интересные проекты. Если учитывать время стажировки, то работаю я в совокупности уже около 10 месяцев. Занимаюсь в организации разработкой на JAVA. Но что конкретно и на какого заказчика говорить нельзя. (Улыбается.)

Распределяться буду, естественно, по настоящему месту работы. Менять что-то в ближайшее время не планирую. Хотя были мысли о собственном проекте. Сейчас очень модно работать над стартапами и конкуренция очень высока. Поэтому я считаю, что нужно сначала придумать что-то действительно стоящее, а потом уже начинать. Игрушек и социальных сетей уже и так достаточно, потребителю нужно что-то большее.

Неплохо было бы получить дополнительное образование за рубежом, но это не обязательно. У меня нет цели уехать любой ценой. Врать не буду, варианты я рассматриваю, но уехал бы только в случае, если бы нашел действительно хорошую работу в дальнейшем.

Что касается споров по поводу высокой зарплаты в ИТ-сфере, то я не считаю, что программистам слишком много платят. Это не такая простая работа, как кажется большинству. Просто так уж сложилось у нас в стране, что многие другие люди не получают денег, которых заслуживают. Программисты уж точно в этом не виноваты. Оптимального размера зарплат для целой ИТ-индустрии нет, ибо уж слишком много в ней направлений. Но, на мой взгляд, неплохой зарплатой для начала карьеры в этой сфере будет где-то 500 рублей.

Инженерно-экономический факультет был основан в 1994 году. Сегодня это учебный и научный центр, в котором обучается более 1300 студентов. На факультете работают 115 преподавателей, среди которых 3 профессора (из них один доктор наук) и 36 доцентов (из них 34 кандидата наук).

Деканы факультета:

  • 1994-2005 гг. - Афитов Эдуард Андреевич, кандидат экономических наук, доцент;
  • 2005-2009 гг. - Живицкая Елена Николаевна, кандидат технических наук, доцент;
  • с 2009 г. - Князева Людмила Павловна, кандидат физико-математических наук, доцент

Инженерно-экономический факультет готовит специалистов, обладающих интегрированными знаниями в области экономики и современных информационных технологий, что выгодно отличает подготовленных на нашем факультете специалистов от выпускников экономических факультетов других учреждений образования Республики Беларусь. Степень превалирования тех или иных знаний зависит от специальности.

Подготовка специалистов на первой ступени высшего образования осуществляется по востребованным в сфере экономики специальностям:

Выпускники факультета получают одну из 4 квалификаций: инженер-программист-экономист, экономист-программист,системный программист-логистик, маркетолог-программист. При желании студенты факультета имеют возможность получить дополнительную военную специальность и стать офицерами запаса.

В учебный процесс вовлечены преподаватели 23 кафедр БГУИР, а также ряда ведущих учебных и научных учреждений г. Минска. Студенты факультета, наряду с изучением социально-гуманитарных, общенаучных дисциплин глубоко изучают общепрофессиональные экономические дисциплины (микро-макроэкономику, финансы и кредит, бухгалтерский учёт, анализ хозяйственной деятельности и др.), а затем, в зависимости от избранного профиля, - специальные дисциплины (менеджмент, маркетинг, логистику, управление персоналом и внешнеэкономической деятельностью, стратегический и инновационный менеджмент и др.), а также получают глубокие знания в области компьютерных технологий обработки экономической информации (компьютерные информационные технологии, объектно-ориентированное проектирование и программирование, системный анализ и проектирование информационных систем, разработка информационных систем для Интернет и др.). Это даёт им значительные конкурентные преимущества при трудоустройстве по сравнению с выпускниками других экономических вузов и факультетов. Они востребованы для работы в различных службах предприятий и организаций различных форм собственности.

Факультет располагает учебными лабораториями, оснащёнными современными компьютерами с соответствующим программным обеспечением, подключен к сети Интернет, имеет локальную сеть, электронную библиотеку, что позволяет эффективно организовать учебный процесс, быстро и качественно получать необходимые знания и применять их на практике. Преподаватели кафедр привлекают к научно-исследовательской работе студентов, магистрантов и аспирантов факультета, участвуют в симпозиумах и конференциях различных уровней. Преподаватели, аспиранты и студенты факультета проходят учебную и научно-исследовательскую стажировку в Германии и других зарубежных странах.

Отправляемся на экскурсию в БГУИР на факультет компьютерных систем и сетей. На факультете учится более 2000 студентов, которые уже в ближайшие годы будут строить IT-страну. О том, как устроен КСиС, корреспонденту Onliner рассказала декан факультета Марина Лукашевич.

Предвосхищая удивление читателей, собеседница говорит, что на факультете компьютерных систем и сетей она практически выросла. В свое время закончила этот факультет, магистратуру, аспирантуру, защитила диссертацию на кафедре ЭВМ и семь последних лет была заместителем декана. Так что все здесь вполне естественно.

В стенах КСиСа

Наше долгое путешествие по факультету начинается от статуи студента КСиСа. Небольшой бронзовый паренек держит ноутбук, на крышке которого выгравирована соответствующая аббревиатура.

На дверях, ведущих в деканат, вывешено объявление об очередном конкурсе для студентов от компании из ПВТ. Среди подарков - MacBook. Отличная возможность и себя показать, и статусный рабочий инструмент на пару лет выиграть.

Марина Лукашевич рассказывает, что КСиС - самый большой факультет в БГУИРе. На семи кафедрах здесь учится около 2300 студентов и магистрантов. Три кафедры - общеобразовательные, четыре - выпускающие. Выпускники факультета выходят из стен альма-матер со специальностями «Программное обеспечение информационных технологий», «Информатика и технологии программирования», «Вычислительные машины, системы и сети», «Электронные вычислительные средства». Естественно, в одном корпусе такое число студентов разместить физически невозможно, поэтому кафедры КСиСа располагаются в трех корпусах.

На факультете совместно с IT-компаниями открыты 13 учебно-научных лабораторий: спонсоры проводят ремонт, закупают оборудование, поддерживают помещения в презентабельном виде. Лаборатории используются как в учебном процессе, так и для тренингов, которые сотрудники компаний устраивают для студентов.

Кроме этого, на базе КСиСа работают пять академических образовательных центров: Региональный академический центр SAP, Академический центр компетенции технологий IBM, Образовательный центр National Instruments, Локальная сетевая академия Cisco и Образовательный центр GPU NVidia. В них занятия ведут сертифицированные преподаватели. В этих центрах компании дают доступ к своим методическим материалам, документации, лицензионному ПО. Сами центры регулярно проходят аккредитацию, там проводятся мастер-классы, а студентам по окончании курса выдаются сертификаты.

Образовательный центр GPU NVidia создан при поддержке EPAM и специализируется на параллельных вычислениях. Компания предоставила 20 видеокарт, учебники, а ее курс интегрирован в учебный процесс дисциплины «Архитектура высокопроизводительных процессоров». Отучившиеся здесь ребята в дальнейшем могут работать на вычислительном кластере БГУИРа. Используется кластер при написании магистерских диссертаций, а также для научных исследований университета. В последнее время, например, он занимался вычислением структур на основе графена для полевого транзистора. На этом кластере частично анализировались данные международного проекта по поиску следов гравитационных волн.

В Локальной сетевой академии Cisco в рамках сетевых дисциплин преподаются четыре модуля CCNA R&S. Они полностью интегрированы в основной учебный процесс и охватывают три дисциплины: «Теоретические основы компьютерных сетей», «Администрирование компьютерных систем и сетей», «Аппаратное обеспечение компьютерных сетей». Занятия ведет преподаватель Иван Глецевич, имеющий международные сертификаты. Говорят, лучший специалист по «циске» в Беларуси.

- Была такая история, - начинает вспоминать Артем, получивший первый сертификат в этой академии. - Приходит парень устраиваться сисадмином. Говорит, что сдавал зачет Глецевичу. А ему в ответ: «С первого раза сдал? Ты нам подходишь».

В двух аппаратных шкафах, установленных в аудитории, находятся предоставленные компанией Cisco свитчи. На них выполняются лабораторные работы.

Материалы центра National Instruments встроены в учебную программу для магистрантов. По запросу различных компаний на базе этого центра проводят тренинги.

Макетная плата компании National Instruments, подключаемая к компьютеру. Через специально настроенную среду на нее отправляют сигналы и тем самым исследуют поведение различных элементов в рамках лабораторных работ

Установка компьютерного зрения. Декан читает курс «Цифровая обработка сигналов и изображений» и использует эти установки на лабораторных работах по обработке изображений: от исполнителей требуется определить дефекты, считать QR-коды, найти элементы с нестандартными размерами и т. д. Камера регистрирует изображение, а студенты разрабатывают алгоритм для детектирования того или иного события из задачи

- Кто-то таким образом продвигает свой бренд, кто-то привлекает потенциальных сотрудников. Те ребята, которые мобильны и хотят получить от вуза все, могут стать обладателями академических сертификатов. Им будет что написать в своем резюме, - говорит декан факультета.

Есть на факультете и загадочная «Изба-паяльня». В этой лаборатории, которой чуть больше года, ребята выполняют аппаратные курсовые работы по дисциплинам «Схемотехника» и «Структурная и функциональная организация ЭВМ». «Изба-паяльня» - это ее народное название. По-серьезному же помещение величают студенческим инженерно-образовательным центром кафедры ЭВМ.

- Здесь есть все, чтобы сделать аппаратную курсовую, дипломный проект или свой личный аппаратный проект по схемотехнике. Паяльные станции, автономные источники питания, осциллографы, 3D-принтер и 3D-сканер, сверлильный станок. Я на таком делал светодиодное модульное табло, - поясняет нам Артем.

Среди других поделок студентов - роборука, которая повторяет движения руки в специальной перчатке, интерактивная игра «Джуманджи», машинка, которая умеет распознавать лицо владельца, автоматизированный бар. Все это делается из доступных в лаборатории расходников, аккуратно расфасованных по коробкам: датчики температуры и влажности, экраны, матрицы, платы, индикаторы, реле, светодиоды и т. д. В общем, развлекаются студенты с пользой.

В уголке «избы» прячется увесистая инфракрасная паяльная станция, которой пользуются уже магистранты и аспиранты в рамках своих проектов. С помощью нее на плату напаивают различные элементы, которые есть риск сжечь обычным паяльником.













Филиалы кафедр ЭВМ, ПОИТ и информатики открыты в EPAM на Купревича, куда с 2013 года ребята ездят на занятия. Туда вынесены несколько дисциплин практического характера («Базы данных», «Веб-технологии», «Тестирование и верификация программ», «Кросс-платформенное программирование» и другие), а также лабораторные работы.

Лекторами в вузе работают опытные преподаватели, а на практику привлекают специалистов, которые трудятся в том числе в IT-компаниях. В подавляющем большинстве это выпускники БГУИРа.

- Лекции читаем в нашем корпусе, а раз или два в неделю ребята ездят в филиал для выполнения лабораторных работ. Занятия там ведут специалисты с продакшена EPAM. За прошлый учебный год через филиал прошли 711 студентов, - рассказывает Марина Лукашевич.

К тому же студенты могут регулярно участвовать в олимпиадах, которые организовывают на факультете. BIT-Cup проводится по конкретным информационным технологиям. Например, базы данных (SQL) или full-stack web development. Вторая олимпиада - BSUIR Open , которая уже является классическим соревнованием по спортивному программированию. Приезжают на нее ребята как из регионов, так и из-за рубежа.

«Автоматизация проектирования ЭВМ» постигается на программируемых логических интегральных схемах Artix-7. Это довольно дорогостоящее оборудование ($1300 на сайте производителя), на основе которого с помощью языков описания аппаратуры делают прошивку, описывают структуру. По сути, это специализированная микросхема, которую можно перепрограммировать прямо на плате с питанием, SDRAM, Ethernet, USB, HDMI, PCI-Express

Проходные баллы

- Традиционно КСиС лидирует по проходным баллам. В отдельные годы получалось так, что на некоторых специальностях выходят максимальные баллы по республике. Например, в 2017 году минимальным порогом для «бюджета» оказались 380 баллов. На «Информатику и технологии программирования» приходит очень много олимпиадников.

С этого года у нас существенное увеличение набора на специальность ПОИТ. На первый курс придут 240 человек. Увеличение произошло за счет роста мест на платной форме подготовки, - приводит статистику Марина Лукашевич.

Декан отмечает, что на платные места могут пройти ребята и с куда меньшими баллами. В качестве примера она показывает проходной балл на специальность ЭВС, где в прошлом году оказался парень со 113 баллами.

Оценивая входной поток студентов, Марина Лукашевич говорит, что IT-образование сейчас популярно:

- В IT высокие заработные платы, и для некоторых абитуриентов и их родителей это становится единственным привлекательным моментом во время выбора этой специальности. Но когда они приходят на факультет, то не совсем понимают, куда и зачем поступили.

Если ребенок все детство сидел за компьютером и играл в игры, то это не значит, что он способен быть программистом. Это тяжелая работа. Надо учить математику, физику, развивать мозги, чтобы быть готовым на первом курсе изучать программирование.

В качестве примера декан вспоминает свою уже бывшую студентку-первокурсницу со специальности «Информатика». Она училась без долгов и больших трудностей, но по итогу перешла в БГУ на культурологию.

- Мы слишком рано делаем детей взрослыми, слишком многого требуем от них в 16-17 лет: определись со специальностью, планируй карьеру. Надо прислушиваться и присматриваться, давать им шанс поменять свое решение, - считает Марина Лукашевич.

В целом же в зимнюю сессию факультет с набора потерял 23 человека. Это не так уж и много:

- В школе слишком много присмотра и контроля. А в вузе нужно быть самостоятельным, осваиваться. Но если самостоятельной работе не научили, то чуда не будет.

- Хотел в армию, не взяли по здоровью, пошел в БГУИР. Было около 370 баллов, чего оказалось достаточно для поступления.

Говорит, что контроля со стороны родителей и в школе было не много, поэтому будущую профессию выбирал фактически сам.

- К университету нужно привыкнуть, разобраться с главными предметами - понять, где нужно поднапрячься, а где можно и пофилонить. А потому важно общаться со старшими курсами.

Уверяет, что о будущей профессии не знал практически ничего. Слышал только про ПВТ и пару университетов, где готовят айтишников. Тем не менее знания, полученные в рамках школьных курсов информатики и физики, оказались весьма кстати, чтобы втянуться в учебный процесс на первом курсе.

- Проблема лишь в том, что школьный фундамент быстро забывается. Да и преподавали там все по верхам. А с первого курса сразу основы алгоритмизации программирования, язык С.

Артем уже сейчас ищет работу, и поданным резюме неопытного студента интересуются. Но не со всеми удается найти общий язык. К тому же многие ребята недовольны HR-специалистами, которым на собеседованиях не хватает технической базы.

В целом же, как замечает декан, с третьего курса большинство студентов начинают работать. Самые активные трудоустраиваются уже на втором курсе. А тех, кто проходит стажировку в компаниях, чаще всего туда и забирают во время распределения.

Надо ли в связи с этим увеличивать набор на айтишные специальности и сокращать время обучения, чтобы насытить рынок труда? Марина Лукашевич считает, что это будет уже не университетский уровень: не надо путать университетское образование с двухлетним конвейером колледжа:

- Я все чаще слышу, что компаниям нужны не джуниоры, а среднее звено. Не надо вширь, надо вглубь. Поступательный рост приема, который сейчас есть, - он достаточен.

Что с динамикой «призыва» в БГУИРе?

В этом году университет планирует набрать почти 3500 первокурсников по всем формам получения образования (дневная, вечерняя, заочная и дистанционная). Почти 590 из них попадут на «Программное обеспечение информационных технологий». Это самая популярная специальность с одним из самых высоких проходных баллов.

Увеличен набор на специальность «Информационные системы и технологии в игровой индустрии». Отмечают, что профессия «программист-гейм-дизайнер» пользуется спросом у абитуриентов. Подрос набор на «Электронный маркетинг». Спрос на эту специальность растет в условиях развития цифровой экономики.

В целом же наборы растут ежегодно, в основном за счет увеличения количества платных мест. При этом в БГУИРе отмечают, что заочная форма обучения за последние пять лет сократилась в разы: от почти шести сотен мест осталось 110. Параллельно с этим был увеличен набор на сокращенную форму обучения для выпускников колледжей - с 90 до 245 человек.

С 2002 года проводит бесплатные тренинги по технологиям для студентов и тех, кто хочет овладеть новой специальностью. Более 20 тысяч человек стали выпускниками образовательных программ компании.

В БГУИРе открыты лаборатории EPAM по Java, JavaScript, .Net, DevOps, функциональному и автоматизированному тестированию, SAP, Data Engineering/BI и другим направлениям. Филиалы кафедр университета действуют в офисах компании.

В этом году изменилась направленность обучения на бывшем экономическом факультете БГУИР в сторону инженерного профиля, а именно - факультет преобразован в инженерно-экономический. А на инженерной специальности "Информационные системы и технологии в экономике", существующей с 2001 года, увеличился набор за счет открытия приема заявлений на заочное обучение. Кроме того, здесь же есть и дистанционная форма обучения, на которую в прошлом году поступили 6 человек, а в этом - уже 30. На всех трех формах обучения - дневная, заочная и дистанционная - выпускникам присваивается квалификация "инженер-программист-экономист".

Учебный план предусматривает изучение различных языков и систем программирования, в том числе С, С++, Java, .NET; современных визуальных сред программирования, таких как Visual C++, C++ Builder и др.; баз данных, СУБД и SQL, операционных систем и сред. Значительное место в обучении, как заявляет администрация факультета, занимают компьютерные сети, технологии архитектуры клиент-сервер, Internet и WEB-дизайна. Изучается HTML и XML, VbScript и JavaScript, ASP, JSP, Servlet и другие технологии.

Сергей ДМИТРИЕВ

Номер:

Рубрика:

Дисплей-пресс

Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Страницы

Делать им нечего, они бы определились кого они готовят инженеров или экономистов. Ну скажите на кой черт экономисту знание сетей, веб-дизайна, архитектуры клиент-сервер и владение языками программирования. Что мало КСиСа что ли? Еще и специальность названа по-дурацки: "инженер-программист-экономист". У нас нигде случаем не готовят по специальности повар-сантехник-стоматолог? Наверное декан экономического факультета, просто не хочет признать, что выпускники его фака никому нафиг не нужны. И вообще в последнее время создается впечатление о том, что уровень знаний получаемых в БГУиР не соответствует запросам рынка и уровню университетских требований.

28 июля, 2004 - 20:30

Я тоже из бывших ФВТшников, но не вижу в этой новой специальности ничего кроме как сорвать нахаляву на конъюнктуре.

Никогда программист не станет экономистом, и это в работе ему слабо поможет, по собственному опыту говорю, знание дебета и кредита слабо помогает. А серьезные знания в экономике и бизнесе ни один наш ВУЗ не дает.

К преподавателю, делающему выводы глупые, можно наверное тоже самое отнести, видимо не лучший преподаватель...

По ФВТ говорить, там по моему сейчас разброд и шатания... После Демидовича по моему нормального декана не было, с каждым новым престиж падал, требования тоже, люди стали говорить что на ФВТ теперь легко учитться и т.д. и т.п.

2Преподаватель инженерно-экономического факультета:

Где можно увидеть программу курса так с 3-5? Если несложно выложите где-нибудь, а я почитаю, интересно. В универ лишний раз идти лень, хоть и недалеко.

>Качество Вашего отзыва говорит о том, что, видимо, Вы не из числа Лучших студентов.

Ну средний балл у меня 4.5. Диплом и госы на 5. Сейчас работаю как раз в области применения ИТ в экономике (Управление портфелями ценных бумаг на рынке США). Моя специальность чисто программистская, в экономике разбираюсь ровно на столько, чтобы разобраться в задаче и реализовать. Не возможно дать хорошие знания одноременно по программированию и по экономике. Что-то обязательно пострадает. На вашем месте я бы уделил больше внимания не программированию, а проектированию и использованию ПО в экономической области, без влезания в такие тонкости, как клиент-серверные архитектуры, веб-дизайна (он то какое отношение имеет к экономике) и т.д. и т.п. Лучше рассказать про SWIFT, Reuters, в качестве примера рассмотреть допустим multexinvestor.com, SAP, 1C и в таком духе. Особое внимание уделить актуарной математике и методам оптимизации. А программирование оставьте программистам.

Да, КСиС это еще и ПОИТ, а не только ВМС, а на нем готовят как раз инженеров-программистов, а не инженеров-системотехников. Кроме того есть ФИТУ, там тоже пытаются программирование преподавать.

В БГУИР кафедр, пытающихся преподавать программирование, полно. Чем сразу хаять, лучше бы спасибо сказали, что ЭФ наконец решился разобраться с дурацкой экономически-инженерной двойственностью, и выбор сделал в правильную сторону -- в сторону подготовки программистов, а не экономистов.

Система образования в нашей стране вообще страдает многими пороками. Один из них - ориентация на теоретические знания, а не на практику.Отсюда отсутствие у свежевыпущенных(и программистов) навыков работы с РЕАЛЬНЫМИ вещами и в РЕАЛЬНОМ коллективе. Преподаватели пытаются чему то научить, но их потуги сводятся на нет нежеланием запоминать абсолютно ненужные сведения(касается студентов после 2го курса, когда начинаешь понимать, что действительно нужно).

А что касается ЭФ- в мое время ВСЕ студенты этого факультета смеялись над собой. Они выходили оттуда НИКЕМ. Сейчас они тоже будут выходить никем, т.к. из ничего сделать чтото хорошеее быстро не получится

Преподаватель инженерно-экономического факультета 29 июля, 2004 - 18:26

Рад, что эта специальность вызвала такой интерес, и все более внимательно читают предложенные тексты:).

Хотелось бы еще услышать мнение экономистов и специалистов с квалификацией "инженер-экономист".

Немного о специальности:

1)Лет 20, а может и болше назад, еще в СССР появилась квалификация "инженер-экономист". Она просуществовала где-то до 1998 года.

2)Лет 25, а может и более, появилась специальность инженер-программист, у которой, поначалу, тоже появилось много охотников взвесить, чего там больше: программиста или инженера. Сейчас такая квалификация не режет уши. 3).Следовательно, здесь всего лишь объединение 2 направлений. Но специальность - одна. Для нее, возможно, появиться когда-то определение с одного слова.

4).Теперь, господа, оглянитесь вокруг! Тысячи программистов пошли в экономику,работают в ней (кстати и

Бывший студент БГУиР тоже) защищают там кандидатские, докторские, успешно внедряют технологии в бизнес. Это что? Это тоже придумали на нашем бывшем экономическом факультете? Тогда стоит гордиться всем этим!

4).Мы просто зафиксировали уже существующую объективную реальность. Между информатикой и экономикой образовалась ниша. И наша специальность - это потытка ее заполнить специалистами. А понятие программист такое же обширное, как и понятие инженер, математик, экономист и т.д.

5). Сделали мы это не... из ничего:). В БГУИР существовала, правда недолго, специальность экономическая-информатика, а затем специализация, с таким же названием. Так, что не совсем из ничего, т.к. как минимум 40, а то и больше, процентов выпускников стали и работают классными профессиональными программистами:).

Кстати, всед за БГУИР такая специализация появилась во многих технических и экономически ВУЗах (и в частных вузах тоже) не только в Беларуси, но и в России (правда, в этом случае, думаю, -это не заслуга БГУИР -:)).

6). В науке (это объективная истина) существуют объединительные и разъединительные тенденции. Сейчас время объединительных. Посмотрите, информатика "нахально" внедряется везде. Появляются: экономическая информатика, историческая-информатика, медицинская-информатика и т.д. Информатика становится фундаментальной наукой.

Вопрос: "Как должна называться (очень кратко) квалификация специалиста в данной области, которая будет соответствовать сути дела?". Ответ: "А так, зачастую, и строятся соответствующие квалификации, прибавлением еще одного определителя через дефис в Государственных классификаторах, а когда выкристализовываются новые, более четкие названия, тогда они вводятся в классификаторы и создаются таблицы соответствий". (Кстати в прошлом году, чтобы попасть на эту специальность без медали по конкуру абитуриенту было необходимо получить 3 десятки по 3 экзаменам (в 10-бальной системе). Похоже, что есть молодые ребята и, наверной, их родители, которые думают иначе, чем выступающие здесь "крутые" кодеры:). А если это коньюнктурный (читай маркетинговый) ход, то следует: СИЛЬНЫ МЫ В ЭКОНОМИКЕ!!)

Инженерно-экономический факультет БГУИР

Инженерно Экономический Факультет
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
Основан в
Декан Живицкая Елена Николаевна
Место расположения Беларусь , г. Минск

История

Инженерно-экономический факультет был основан в 1994 году. Сегодня это учебный и научный центр, в котором обучается более 1100 студентов. На факультете работают 121 преподаватель, среди которых 3 профессора (из них 2 доктора наук) и 41 доцент (из них 36 кандидатов наук).

Состав факультета

Декан Живицкая Елена Николаевна
кандидат технических наук, доцент
каб. 907-5


Фещенко Светлана Леонидовна
преподаватель кафедры менеджмента, магистр экономических наук
каб. 909а-5

Заместитель декана по учебной работе
Верняховская Вероника Владимировна
преподаватель кафедры экономической информатики
каб. 909а-5

Заместитель декана по информационной, воспитательной и идеологической работе
Яценко Татьяна Александровна
преподаватель кафедры экономики, магистр экономических наук
каб. 906-5

Заместитель декана по научно-исследовательской работе студентов
Пархименко Владимир Анатольевич
преподаватель кафедры менеджмента
каб. 906-5

Секретарь деканата
Сафонова Елена Валентиновна
инженер-программист 2-й категории
каб. 909-5

Секретарь деканата
Позняк Виктория Владимировна
старший инспектор
каб. 909-5

Секретарь деканата
Мысливец Жанна Георгиевна
инспектор
каб. 909-5

Кафедры

Сотрудничество

Кафедра экономической информатики сотрудничает с другими кафедрами и высшими учебными заведениями республики. Для чтения специальных дисциплин привлекаются лучшие преподаватели и специалисты БГУИР и других ВУЗов, профессиональные программисты. В течении ряда лет поддерживаются связи с университетом г. Вупперталя (ФРГ). Студенты, получают возможность пройти стажировку за рубежом, в том числе и в данном университете.

90% будущих специалистов в области информационных технологий обедают в близлежащем магазине «Соседи». В последнее время, в связи с финансовым кризисом, качество пищи и ассортимент товаров резко упали, но иситовцы не теряют веры в лучшие времена

В результате сноса двух ларьков возле четвёртого корпуса, где всегда можно было купить гамбургеры, чебуреки и дешёвые сигареты, очереди в магазине «Соседи» увеличились в среднем в полтора раза

У продавщиц в «Соседях» висят расписания переменен университета, чтобы быть готовыми к нападению.

Ссылки

Золотым выпуском ИЭФ считается выпуск 2009.


Wikimedia Foundation . 2010 .