Основные даты жизни и творчества к. э


Рус. ученый и изобретатель, сделавший ряд крупных открытий в аэродинамике, ракетной технике и теории межпланетных сообщений.

Род. в с. Ижевском Рязанской губ., в семье лесничего. После перенесенной в детстве тяжелой болезни (скарлатины) Ц. почти полностью потерял слух и был лишен возможности учиться в школе и активно общаться с людьми. Занимался самостоятельно; с 16 до 19 лет жил в Москве, изучая физико-математич. науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 Ц. экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 был назначен учителем арифметики, геометрии и физики в Боровское уездное училище Калужской губ. К этому времени относятся первые научные исследования Ц. Самостоятельно, не зная об уже сделанных открытиях, он в 1881 разработал основы кинетич. теории газов. Вторая его работа - "Механика животного организма", получила благоприятный отзыв знаменитого физиолога И. М. Сеченова, и Ц. был принят в чл. Рус. физико-химич. об-ва.

Главные работы Ц., выполненные после 1884, были тесно связаны с тремя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллич. аэростата (дирижабля), хорошо обтекаемого аэроплана и ракеты для межпланетных путешествий. Большинство научных исследований по цельнометаллич. дирижаблю было выполнено Ц. в 1885-92. Описание и расчеты аэроплана были опубл. в 1894. С 1896 Ц. систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Великой Окт. социалистич. революции он много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов.

Результатом исследовательской работы Ц. по дирижаблю было соч. "Теория и опыт аэростата" (1887), в к-ром дано научное и технич. обоснование конструкции дирижабля с металлич. оболочкой. К работе были приложены чертежи, поясняющие детали конструкции. Дирижабль Ц. выгодно отличался от предшествовавших ему конструкций рядом особенностей. Во-первых, это был дирижабль переменного объема, что позволяло сохранять постоянную подъемную силу при различных температурах окружающего воздуха и различных высотах полета. Возможность изменения объема конструктивно достигалась при помощи особой стягивающей системы и гофрированной оболочки. Во-вторых, газ, наполняющий дирижабль, можно было подогревать за счет тепла отработанных газов, пропускаемых по змеевикам. Третья особенность конструкции состояла в применении для увеличения прочности гофрированной тонкой металлич. оболочки, причем волны гофра располагались перпендикулярно к оси дирижабля. Выбор геометрич. формы дирижабля и расчет прочности его тонкой оболочки были впервые выполнены Ц.

Однако, прогрессивный для своего времени, проект дирижабля Ц. не был поддержан; автору было отказано даже в субсидии на постройку модели. Обращение Ц. в ген. штаб рус. армии также не имело успеха. Печатный труд Ц. "Аэростат металлический управляемый" (1892) получил нек-рое число сочувственных отзывов, и этим дело ограничилось.

В 1892 Ц. переехал в Калугу, где вел преподавание физики и математики в гимназии и епархиальном училище. В научной деятельности он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Ц. принадлежит замечательная идея постройки аэроплана с металлич. каркасом. В статье "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина" (1894) даны описание и чертежи моноплана, к-рый по своему внешнему виду и аэродинамич. компоновке предвосхищал конструкции самолетов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Ц. крылья имеют толстый профиль с округленной передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму. Ц. построил в 1897 первую в России аэродинамич. трубу, разработал методику эксперимента в ней и позднее (1900) на субсидию Академии наук выполнил продувки простейших моделей и определил коэффициенты сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работы над аэропланом также не получили признания у представителей официальной рус. науки. На дальнейшие изыскания в этой области Ц. не имел ни средств, ни даже моральной поддержки.

Важнейшие научные результаты получены Ц. в теории движения ракет. Мысли об использовании принципа реактивного движения для целей летания высказывались Ц. еще в 1883, однако создание им математически строгой теории реактивного движения относится к самому концу 19 в. В 1903 в статье "Исследование мировых пространств реактивными приборами" на основании общих теорем механики Ц. дал теорию полета ракеты с учетом изменения ее массы в процессе движения, а также обосновал возможность применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений. Строгое математич. доказательство возможности применения ракеты для решения научных проблем, использования ракетных двигателей для создания движения грандиозных межпланетных кораблей целиком принадлежат Ц. В этой статье и в последовавших продолжениях ее он впервые в мире дал основы теории жидкостного реактивного двигателя, а также элементов его конструкции.

В 1929 Ц. разработал весьма плодотворную теорию движения составных ракет или ракетных поездов; он предлагал к осуществлению два типа составных ракет. Один из типов - последовательная составная ракета, состоящая из нескольких соединенных одна за другой ракет. При взлете толкающей является последняя (нижняя) ракета. После использования ее топлива она отделяется от поезда и падает на землю. Далее начинает работать двигатель ракеты, оказавшейся последней. Эта ракета для оставшихся является толкающей до момента полного использования своего топлива, а затем также отделяется от поезда. К цели полета доходит лишь головная ракета, достигающая значительно более высокой скорости, чем одиночная ракета, т. к. она разогнана отброшенными в процессе движения ракетами.

Второй тип составной ракеты (параллельное соединение ряда ракет) был назван Ц. эскадрильей ракет. В этом случае, по мысли Ц., все ракеты работают одновременно, до момента использования половины своего топлива. Затем крайние ракеты сливают оставшийся запас топлива в полупустые баки остальных ракет и отделяются от ракетного поезда. Процесс переливания топлива повторяется до тех пор, пока от поезда останется лишь одна головная ракета, набравшая очень высокую скорость.

Создание разумной конструкции составной ракеты является одной из наиболее актуальных проблем, над к-рой работают ученые и инженеры.

Ц. первым решил задачу о движении ракеты в однородном поле тяготения и подсчитал необходимые запасы топлива для преодоления силы притяжения Земли. Приближенно он рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты и вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

Ц. является основоположником теории межпланетных сообщений. Вопрос о межпланетных путешествиях интересовал Ц. с самого начала его научных изысканий. Его исследования впервые строго научно показали возможность осуществления полета с космич. скоростями, несмотря на большие технич. трудности практич. осуществления этих полетов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли, и высказал идею о создании внеземных станций как промежуточных баз при межпланетных сообщениях, подробно рассмотрел условия жизни и работы людей на искусственном спутнике Земли и межпланетных станциях. Ц. выдвинул идею газовых рулей для управления полетом ракеты в безвоздушном пространстве; он предложил гироскопич. стабилизацию ракеты в свободном полете в пространстве, где нет сил тяжести и сил сопротивления. Ц. понимал необходимость охлаждения стенок камеры сгорания реактивного двигателя, и его предложение охлаждать стенки камеры компонентами топлива широко используется в совр. конструкциях реактивных двигателей.

Чтобы ракета не сгорела, как метеорит, при возвращении из космич. пространства на Землю, Ц. предложил специальные траектории планирования ракеты для погашения скорости при приближении к Земле, а также способы охлаждения стенок ракеты жидким окислителем. Он исследовал большое число различных окислителей и горючих и для жидкостных реактивных двигателей рекомендовал следующие топливные пары: жидкий кислород и жидкий водород; спирт и жидкий кислород; углеводороды и жидкий кислород или озон.

При Сов. власти условия жизни и работы Ц. радикально изменились. Его исследованиям правительство оказало всяческое содействие, к ним был проявлен большой интерес со стороны общественных и научных организаций. Ц. была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной работы.

Ц. принадлежит также ряд исследований в других областях знаний: в аэродинамике, философии, лингвистике, труды об общественном устройстве жизни людей на искусственных островах, плавающих вокруг Солнца между орбитами Земли и Марса. Нек-рые из этих исследований являются спорными, нек-рые повторяют результаты, полученные другими учеными. Это хорошо знал и сам Ц., но в условиях дореволюционной Калуги он не мог систематически следить за мировой научной литературой. В 1928 он писал: "Я многое открыл, что было уже открыто ранее меня. Значение таких работ я признаю только для самого себя, так как они давали мне уверенность в моих силах". Исследования Ц. по ракетной технике и теории межпланетных путешествий служат руководящим материалом для совр. конструкторов и ученых, занимающихся созданием реактивных аппаратов. Идеи Ц. успешно претворяются в жизнь.

Соч.: Собрание сочинений, т. 1-2, М., 1951-54; Избранные труды, кн. 1-2, Л., 1934; Труды по ракетной технике, М., 1947.

Лит.: Юрьев Б. Н., Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского, в кн.: Труды по истории техники, вып. 1, М., 1952; Космодемьянский А. А., К. Э. Циолковский - основоположник современной ракетодинамики, там же; его же, Константин Эдуардович Циолковский, в кн.: Люди русской науки, с предисл. и вступ. статьей акад. С. И. Вавилова, т. 2, М.-Л., 1948 (имеется список трудов Ц. и лит. о hеm); Арлазоров M. С., Константин Эдуардович Циолковский. Его жизнь и деятельность, 2 изд., М., 1957

Циолковский, Константин Эдуардович

(17.IX.1857-19.IX.1935) - русский ученый и изобретатель, основатель современной космонавтики и ракетной техники. Род. в семье лесничего в с. Ижевском (бывш. Рязанской губ.). В результате осложнения после перенесенной в детстве скарлатины потерял слух и был лишен возможности поступить в учебное заведение. Самостоятельно изучил физику и математику. В 1879 г. сдал экстерном экзамен на звание учителя, а в следующем году был назначен учителем математики в уездном училище гор. Боровска. С 1898 г. преподавал математику и физику в женском училище в Калуге.

Первые научные исследования Циолковского начались в 80-х годах. В 1885-1892 гг. он провел значительную часть своих исследований по обоснованию возможности постройки цельнометаллического дирижабля. С 1896 г. начал систематически заниматься разработкой теории движения реактивных аппаратов. Им были предложены схемы ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. В 1903 г. в статье "Исследование мировых пространств реактивными приборами" применил общие законы механики к теории полета ракеты переменной массы и обосновал возможность межпланетных сообщений. До Великой Октябрьской социалистической революции идеи Циолковского не были оценены по достоинству. После революции Советское правительство оказало исследованиям Циолковского широкое содействие. Ему была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность работы. В 1929 г. он разработал теорию движения составных многоступенчатых ракет, с большим успехом применяемую в современной космонавтике. Первым разработал идею ракеты - искусственного спутника Земли и изучил условия жизни и работы его экипажа. Он считал, что внеземные станции должны быть промежуточными базами для дальнейшей экспансии человека в Космос. Циолковский является также автором трудов по аэродинамике, философии, им разрабатывались социальные проекты будущего человеческого общества.

В настоящее время труды Циолковского получили мировое признание. Его исследования и идеи, подтвержденные всей практикой современной космонавтики, широко используются при разработке различных космических проектов.

Был почетным членом Русского общества любителей мироведения, почетным профессором Академии Воздушного Флота им. Н. Е. Жуковского. В СССР издано полное собрание сочинений Циолковского в четырех томах, учреждена золотая медаль его имени за выдающиеся работы в области межпланетных сообщений.

Лит.: Арлазоров М. Циолковский. - М., "Молодая гвардия", 1962. - Циолковский К. Э. Собрание сочинений. Т. 1-4. - М., 1951-1964. - Юрьев Б. Н. Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского. - В кн.: Труды по истории техники, вып. 1. - М., 1952.

Циолковский, Константин Эдуардович

Выдающийся ученый, один из основателей космонавтики, мыслитель. Род. в с. Ижевское, ныне Рязанской обл.; из семьи лесничего, обрусевшего поляка. В детстве почти полностью потерял слух, и с 14 лет учился самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физ.-матем. науки по программам средней и высшей школы. Посещая Румянцевскую библиотеку, познакомился с Н.Ф.Федоровым, к-рый, по признанию самого Ц., заменил ему университетских проф. В 1879 Ц. сдал экстерном экзамен на звание учителя арифметики и геометрии. В 1880 получает диплом учителя, и до 1920 работает в школах Боровска, затем Калуги. Там же занимается науч.-иссл. деятельностью. В центре его науч. интересов были проблемы преодоления смерти человека, проблемы смысла жизни, проблемы космоса, места человека в космосе, возможности бесконечного человеч. существования. Важнейшим средством решения этих задач он считал изобретение ракет и поселение человечества (ввиду конечности Земли) в др. мирах. В 1924 переизд. его статьи о ракете утверждается его мировой приоритет в этой обл. В конце 20-х гг. приобретает мировую известность как глава нового науч. направления - ракетодинамики. Формируется группа изучения ракетного движения во главе с Ф.А.Цандером; из этой группы вышел С.П.Королев. Умер Ц. в Калуге.

А.П.Алексеев

Космич. философию Ц. определял как знание, основанное только на авторитете "точной науки", в связи с чем ее нередко относят к естественно-науч. направлению космизма. Но на самом деле космич. филос - мировоззренч. система, она содержит подробно разработанную метафизику и этику. Включая нек-рые фрагменты науч. картины мира, мировоззренч. концепция Ц. выходит далеко за границы оснований науч. познания. Видное место в ней отводится вере, в т.ч. религ. Разрабатывая идею "первопричины", или "причины" Вселенной, Ц. приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога. Неявным образом космич. филос. Ц. испытала сильное влияние теософии и оккультизма. Характерная черта космич. филос. состоит в том, что в ней синтезированы разнообразные течения зап. (Платон, Левкипп, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и вост., преимущественно эзотерической филос. мысли. Этим обусловлена ее глубокая ан-тиномичность. Исходным принципом космич. филос. Ц. выступает принцип атомистического панпсихизма. По Ц., "неделимую основу или сущность мира" составляют "атомы-духи" ("идеальные атомы", "первобытные духи"). Это - элемент метафиз. субстанции, отличный от элементарных частиц совр. физики. "Атомы-духи" - простейшие "существа", обладающие "чувствительностью". В своей космич. этике Ц. фактически отрицал личностную основу человеч. "Я". Для него "Я" -. это ощущение "атома-духа", находящегося в живом веществе. Именно "атомы-духи" - подлинные граждане Вселенной, тогда как человек, подобно всякому животному,- "союз" таких атомов, живущих в согласии друг с другом (Этика или естественные основы нравственности // Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 372). Принцип монизма выражает в космич. филос. единство: а)субстанциальной основы мира; б) материального и дух. начал Вселенной; в) живой и неживой материи ("все живо и только временно находится в небытии, в форме неорганизованной мертвой материи" (Научная этика // Очерки о Вселенной. М., 1992. С.119); г) единство человека и Вселенной. К числу осн. относятся в космич. филос. также принципы бесконечности , эволюции и антропный принцип. Вселенная, согласно космич. филос., - это целостный живой организм, к-рый "подобен добрейшему и разумнейшему животному" (Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы // Очерки о Вселенной. С.43). Такое понимание космоса, восходящее к платоновской традиции, Ц. явно противопоставлял образу Вселенной класс. естествознания. В бесконечном времени может существовать множество космосов, так же как они существуют и в бесконечном пространстве. Выступая против признания принципа возрастания энтропии, Ц. говорил о "вечной возникающей юности" Вселенной. Все процессы он считал периодическими и обратимыми. В этом и состоит эволюционизм космич. филос., к-рый включает также идею бесконечного возрастания могущества некосмического разума. "Смысл" Вселенной Ц. видел в стремлении материи к самоорганизации, неизбежности возникновения высокоразвитых космич. цивилизаций. Идея единства человека и космоса нашла у Ц. выражение в форме двух дополнительных по своему содержанию принципов космизма: 1) принцип, к-рый сам Ц. формулировал так: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной" (во-первых, "причина" и "воля" космоса почти фаталистически детерминируют деятельность и поведение человека; во-вторых, метафизика человеч. судьбы получает в космич. филос. оригинальную интерпретацию: смерти нет); в ритмах космич. эволюции смерть сливается с "новым совершенным рождением", этим для каждого существа обеспечивается субъективное ощущение "никогда не кончающегося счастья"; 2) принцип, к-рый можно сформулировать следующим образом: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т. е. человечества и др. космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности". Оба эти принципа у Ц. сосуществуют. Он считал, что для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида "хомо сапиенс", совершенствование биол. природы человека путем естеств. и искусств, отбора. Высокоразвитые космич. цивилизации, посещая миры, на к-рых развивается "несовершенная, неразумная и мучительная жизнь", вправе уничтожать ее, заменяя "своей совершенной породой" (Космическая философия // Очерки о Вселенной. С.230). В отдаленном будущем космич. разум посчитает благом для себя обратиться в лучистую энергию.

В.В.Казютинский

Соч.: Грезы о Земле и небе. Калуга , 1895 ; Нирвана. Калуга , 1914 ; Горе и гений. Калуга , 1916 ; Богатство Вселенной. Калуга , 1920 ; Живая Вселенная , 1923 ; Монизм Вселенной. Калуга , 1925 ; Будущее Земли и человечества. Калуга , 1928 ; Общественная организация человечества. Калуга , 1928 ; Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга , 1928 ; Ум и страсти. Калуга , 1928 ; Двигатели прогресса. Калуга , 1928 ; Любовь к самому себе , или Истинное себялюбие. Калуга , 1928 ; Прошедшее Земли. Калуга , 1928 ; Цели звездоплавания. Калуга , 1929 ; Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. Калуга , 1929 ; Научная этика. Калуга , 1930. Избранные труды. Кн.1 , 2. Л. , 1934 ; Собр. соч. Т.1-4. М. , 1951-1964 ; Мысли о будущем. Высказывания К.Э.Циолковского. Калуга , 1958 ; Рукописные материалы К.Э. Циолковского. См. : Труды Архива АН СССР. М. , 1966. Вып.22 ; Монизм Вселенной // Русский космизм. М. , 1993 ;

Космическая философия // Там же.

А.П.Алексеев

Циолковский, Константин Эдуардович

Выдающийся рус. ученый-основоположник космонавтики, оригинальный мыслитель и писатель-фантаст. Род. в с.Ижевском (Спасского у. Рязанской губ.), в детстве потерял слух и с 14 лет занимался самообразованием, в 1879 г. экстерном сдал экзамен на звание учителя и всю жизнь преподавал в школах Боровска и Калуги физику и математику. Во время занятий в Румянцевской б-ке в Москве познакомился с философом и библиографом Н.Федоровым , к-рый "заменил... университетских профессоров"; не без влияния федоровской "Философии общего дела" созрели собственные филос. воззрения Ц. - причудливая эклектическая смесь дерзких науч. проектов, обращенных в будущее (Ц. можно считать пионером отечественной футурологии ), заимствованных элементов мистицизма и оккультизма , своеобразного религ. утопизма; все вместе принадлежит традиции рус. "космизма" (см. Религия, Философия, Утопия ). В конце 19 - нач. 20 в. опубликовал (часто за собственный счет) осн. науч. работы, заложившие фундамент совр. космонавтики (см. Космические полеты ); науч. заслуги Ц. были в пол. мере признаны только после Окт. революции, ученому была назначена персональная пенсия, а все его осн. работы переизд. и стали достоянием науч. сооб-ва.

НФ тв-во Ц. неотделимо от его науч. деятельности, с одной стороны, и его филос. воззрений - с др.; эту лит-ру ученый рассматривал как одно из средств популяризации науч. знаний, поэтому все его романы правильнее было бы именовать "НФ очерками". Герой книги "На Луне" (1893 ) перемещается на Луну во сне, хотя основополагающая науч. работа Ц. "Свободное пространство" была написана четырьмя годами раньше; но уже в след. соч. - "Изменение относительной тяжести на Земле" (1894 ) - описан грандиозный "тур" по Солнечной системе с размышлениями относительно внеземной жизни и перспектив астроинженерии ; последовавшие затем "Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения" (1895 ; др. - "Тяжесть исчезла" ) представляют собой мысленный эксперимент; самой "лит." остается повесть "Вне Земли" (рук. 1896; фрагм. 1918 ; 1920 ), загадочный и так и не объясненный пролог к к-рой наводит на мысль о любопытных, но неосуществленных лит. замыслах Ц. Все его НФ произв. изд. под одной обложкой в сб. "Путь к звездам" (1960 ).

Эти работы, как и "фантаст.-филос." (мн. не были изд. до самого последнего времени), объединяют неск. основополагающих идей, составляющих основу философии Ц. Космич. пространство мыслилось ему не пустым "вместилищем", а сценой, на к-рой действует множество разнообразных форм внеземной жизни - от самых примитивных до бессмертных и практически всемогущих (см. Бессмертие, Боги и демоны, Религия, Сверхразум ). Для самого человечества, в полном согласии с Н.Федоровым , Ц. предполагал неизбежной "схватку со смертью", в процессе к-рой человек будет постепенно совершенствовать свое тело, превращая его в некое автотрофное существо, питающееся лучистой энергией и практически независимое от окружающей среды (см. Биология, Сверхчеловек ). В этой перспективе космический полет - не самоцель, а только первый шаг на пути трансформации земного разума во всезнающего и всемогущего властелина пространства и времени. В целом влияние идей Ц. на процесс "космизации" общественного сознания в 20 в., и, как следствие, на космич. НФ трудно переоценить.

Вл. Г., Р. Щ.

Н.А.Рынин "К.Э.Циолковский, его жизнь, работы и ракеты" (1931).

Б.Н.Воробьев "Циолковский" (1940).

Д.Дар "В добрый час" (1948), Д.Дар "Баллада о человеке и его крыльях" (1956), М.С.Арлазоров "Константин Эдуардович Циолковский, его жизнь и деятельность (1857-1938)" (1952; доп. 1957).

М.С.Арлазоров "Циолковский" (1962).

А.А.Космодемьянский "Константин Эдуардович Циолковский" (1976).

Циолковский, Константин Эдуардович

Русский ученый и изобретатель в области воздухоплавания, авиации и ракетной техники, основоположник современной космонавтики. Автор многочисленных научных трудов. Разработал проект цельнометаллического дирижабля. Первым выдвинул идею постройки аэроплана с металлическим каркасом. В 1897 г. построил аэродинамическую трубу и разработал методику эксперимента в ней. Разработал теорию полета ракетных самолетов в стратосфере и схемы самолетов для полетов с гиперзвуковыми скоростями. В 1954 г. АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского "За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений". Его имя носят Московский авиационный технологический институт, Гос. музей истории космонавтики, кратер на Луне.

Циолко вский, Константин Эдуардович

Род. 1857, ум. 1935. Ученый, изобретатель, основоположник современной космонавтики. Специалист в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Константин Эдуардович Циолковский, выдающийся исследователь, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, подлинный новатор в науке, родился 5(17) сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского. Он рос смышленым, любознательным и впечатлительным ребенком. Уже в эти годы формировался характер будущего ученого — самостоятельный, настойчивый и целеустремленный. «Я думаю, что получил соединение сильной воли отца с талантливостью матери», — писал впоследствии Циолковский.

В 10-летнем возрасте Циолковского постигло большое несчастье — он заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух.

Выдающиеся способности, склонность сына к самостоятельной работе и изобретательству заставили отца задуматься над его дальнейшим образованием. Циолковскому было 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для продолжения учебы. Три года самостоятельных целеустремленных занятий в библиотеке Румянцевского музея обогатили юношу знаниями в области математики, физики и астрономии.

После возвращения из Москвы осенью 1879 года Циолковский экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и спустя три месяца получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей, матерью его семерых детей.

Учительствуя, Циолковский начал заниматься научной работой. Уже в 1883 году он написал работу «Свободное пространство», в которой сделал важный вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве.

Почти всю жизнь Циолковский много занимался вопросами воздухоплавания.

Его первая научная работа по воздухоплаванию «Аэростат металлический, управляемый» увидела свет в 1892 году.

В этом же году в связи с переводом Циолковского в Калужское уездное училище семья Циолковских переехала в Калугу. Многие годы семье пришлось жить на частных квартирах, прежде чем удалось приобрести на окраине города небольшой домик.

В 1903 году в журнале «Научное обозрение» № 5 появилась первая статья Циолковского по ракетной технике «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этом труде ученый впервые для реального осуществления космического полета предложил проект жидкостной ракеты, обосновал теорию ее полета.

Первая часть статьи Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть, опубликованная в журнале «Вестник воздухоплавания», увидела свет в 1911-1912 годах и вызвала большой резонанс. Известные популяризаторы науки и техники В.В. Рюмин, Я.И. Перельман и Н.А. Рынин занялись распространением космических идей Циолковского, стали со временем его настоящими друзьями. Большую помощь оказывали Циолковскому и многочисленные калужские друзья: В.И. Ассонов, П.П. Каннинг, С.Е. Еремеев, а позднее А.Л. Чижевский и С.В. Щербаков. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой «Дополнение к «Исследованию мировых пространств реактивными приборами».

Научная деятельность занимала все свободное время Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Циолковский оставил педагогическую работу.

После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила поддержку государства. В 1918 году Циолковский был избран членом Социалистической академии. В 1921 году Циолковскому была назначена повышенная персональная пенсия.

Внимание правительства к научно-исследовательской работе ученого способствовало признанию работ Циолковского, росту популярности.

В 1932 году Циолковскому исполнилось 75 лет. Это событие было отмечено торжественными заседаниями в Москве и Калуге.

Правительство наградило ученого орденом Трудового Красного Знамени за «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР». Вручение ордена состоялось в Кремле 27 ноября 1932 года. Принимая орден, Циолковский сказал: «Я могу отблагодарить Правительство за эту высокую награду только своими трудами. Благодарить словами не имеет никакого смысла».

Ученый с новыми силами взялся за работу, он по-прежнему много внимания уделял научной работе, пропаганде научных знаний, вел большую общественную работу. Циолковский встречался с рабочими, учеными, колхозниками, часто выступал перед молодежью, был консультантом научно-фантастического фильма «Космический рейс».

В августе 1935 года здоровье Циолковского резко ухудшилось. 13 сентября он продиктовал свое завещание.

19 сентября 1935 года Циолковского не стало. Похоронили его в Калуге в Загородном саду (ныне парк его имени).

80 лет назад перестало биться сердце выдающегося ученого, основоположника теоретической космонавтики

Имя Константина Циолковского каждому из нас знакомо со школьной скамьи. Гениальный ученый — автор идей, опередивших свое время. Задолго до того, как люди начали осваивать космос — в самом начале ХХ века, он высказал идею возможности космического полета. Причем, представлял, какой будет техника, способная отправиться за пределы Земли. Это может быть космический корабль, работа которого основана на принципах реактивного движения… В 1903 году он написал труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В нем говорилось, что корабль для полета в космос должен быть подобен ракете, грандиозной и особенным образом устроенной. Уже тогда размышлял о перегрузках космонавтов, о том, как их избежать… Говорил о невесомости, а также предложил шлюзовую камеру для выхода в космос.

На работы Константина Циолковского опирался в своей деятельности Сергей Королев, а Юрий Гагарин однажды сказал: «Циолковский перевернул мне душу. Это было посильнее Жюль Верна, Герберта Уэллса и других фантастов. Сказанное ученым подтверждалось наукой и его собственными опытами».

Жизнь Циолковского не менее интересна, чем его идеи. Ученый-самоучка закончил лишь… два класса гимназии. О том, каким человеком был Константин Эдуардович, «ФАКТАМ» рассказала его правнучка, заведующая домом-музеем Циолковского в Калуге Елена Тимошенкова (на фото).

— Елена Алексеевна, а в вашем доме что напоминает о знаменитом прадеде?

— Когда через год после смерти Константина Эдуардовича в 1936 году в его доме решили открыть музей, семья передала туда все, что принадлежало ученому: мебель, книги, инструменты… А спустя несколько лет и бытовые вещи: посуду, которой он пользовался, вышитую женой скатерть. Дома остались лишь некоторые фотографии. Нас, правнуков, четверо. У Константина Эдуардовича было семеро детей. Моя бабушка Мария — одна из дочерей Циолковского. Я дочь ее младшего сына Алексея.

— Судьба отмерила Константину Циолковскому 78 лет. Рассказывали, будто он очень боялся смерти.

Нет, не боялся. Более того, в своих последних философских работах Константин Эдуардович писал, что человек — частичка космоса и что мы не одиноки во Вселенной. И он не просто в это верил, а знал стопроцентно. В ряде работ говорил, что Вселенная как огромный сад, где не может плодоносить только одна яблоня. Невозможно, чтобы только наша планета была обитаема. Константин Циолковский считал, существа, обитающие на других планетах, высокоразвиты и высокодуховны. И пока земляне не поднимутся на более высокий уровень в нравственном и духовном отношении, они не смогут влиться в космическое содружество.

— Вы сказали, что Циолковский знал о существовании инопланетной жизни стопроцентно. Откуда?

— Этого не могу сказать. Но он мог смотреть настолько далеко вперед, что десятки миллионов лет для него казались совершенно реальными. Как-то один знакомый сказал Циолковскому, что готов вычитать его рукопись. Константин Эдуардович ответил: «Нет, вы не справитесь. Запутаетесь в числах, потому что для меня цифра с двадцатью нулями ощутима, как монетка на ладони». Наверное, гений на то и гений, что мыслит не так, как все остальные. В 1926 году Циолковский создал план освоения космического пространства, состоящий из 16 пунктов. Сейчас мы находимся примерно на уровне восьмого. Уже совершен выход за пределы атмосферы, создана международная космическая станция, идет разработка космических оранжерей, которые будут необходимы для осуществления долговременных полетов к другим планетам и астероидам. Последние пункты плана предполагают выходы в дальние миры и возможность для человечества влиться в космическое содружество.

— Когда же это может произойти?

— Время не обозначено. Только условие, о котором я уже сказала. Земляне должны стать высокодуховными.

— В советское время утверждалось, что наука и религия — вещи взаимоисключающие, поэтому с удивлением прочла, что самым интересным философом Циолковский считал Христа.

— Прадед был человеком верующим, хотя в церковь ходил нечасто. Как-то сказал: «Господи, если ты есть, покажи на небе крест или человека». И Бог ответил, хотя и не сразу. Было это в один из непростых периодов жизни Циолковского — в начале 1880-х годов. Однажды Константин Эдуардович сидел на крыльце дома и вдруг увидел в небе образовавшийся из облаков крест, который вскоре плавно преобразовался в фигуру человека. Это событие Циолковский считал очень значимым для себя. Трактовал как знак того, что высшие силы его слышат и поддерживают. А в его жизни были очень тяжелые моменты.

— Читала, что Циолковский даже писал свою интерпретацию Евангелия…

— Оно называлось Евангелие от Купалы. Эта работа хранится в архиве Российской академии наук. Только один раз она была издана частным издателем и так быстро разошлась, что даже я, увы, ее не видела.

— Правда, что ваша прабабушка Варвара, узнав о том, что муж собирается писать свою версию жизни Христа, была потрясена?

— Прадед взялся за это, когда ему уже было за 70. Прабабушка очень переживала по этому поводу. Будучи глубоко верующей, не допускала и мысли, что обычный человек может брать на себя такую миссию.

— Как они познакомились?

— Молодой учитель Циолковский снимал комнату у ее отца-священника в Боровске (небольшой городок в Калужской губернии). Они были ровесники. И ей, и ему — 23 года. Варвара поразила Константина своим знанием Евангелия. Поженились они спустя несколько месяцев после знакомства. Прожили вместе 55 лет. Прабабушка пережила прадеда на пять лет.

— Она осознавала, что ее супруг гений?

— Не знаю, но с уважением относилась к тому, что он делал. Тыл, который она обеспечивала, давал ему возможность творить. Один из хороших знакомых Константина Эдуардовича сказал, что неизвестно, стал бы Циолковский Циолковским, если бы рядом с ним не было Варвары Евграфовны.

— На их долю выпали тяжелые испытания — из семерых выжили только двое детей.

— Да, горе страшное. Самый старший из сыновей Игнатий, будучи студентом Московского университета, покончил жизнь самоубийством — отравился цианистым калием. Ему было 19 лет. Причина его поступка неизвестна. Он не оставил никаких посмертных записок. Второй сын Александр погиб при непонятных обстоятельствах. Родители получили извещение из Украины, где он работал учителем, о его смерти через четыре месяца после случившегося. Леонтий умер годовалым от коклюша, Иван надорвался тяжелым бревном, дочь Анна — от чахотки. Думаю, для Циолковского спасением становилась работа.

— Многие годы он учительствовал, преподавал математику и физику. А ведь сам не закончил и трех классов гимназии, во втором классе был оставлен на второй год.

— В девять лет, катаясь на санках, Циолковский простудился, затем заболел скарлатиной, а в результате осложнения стал плохо слышать. В семье изгоем себя не чувствовал, но в учебе глухота мешала. Отчисленный из третьего класса Циолковский больше нигде не учился. Школьную программу освоил самостоятельно. В 16 лет отправился поступать в Москву в высшее техническое училище, но так как не имел документа об окончании гимназии, его не приняли. Стал штудировать науку в Чертковской публичной библиотеке — единственной бесплатной в то время в Москве. Перебивался с хлеба на воду. На него обратил внимание библиотекарь Николай Федоров — легендарная личность, философ, друг Льва Толстого. Николай Федоров рекомендовал юноше книги, способные расширить его кругозор. Самостоятельно прадед изучил такие дисциплины, как дифференциальные и интегральные исчисления, высшая алгебра, астрономия, химия, механика…

— Как был обустроен быт ученого в пору, когда он уже был знаменит?

— В доме всегда была простая обстановка. Денег лишних не водилось, так как работал Константин Эдуардович фактически один, а семья-то большая. Что касается одежды, привыкал к старым вещам и любил их. Удивителен контраст: в творчестве он стремился к новому, а в бытовых привычках оставался консерватором. Что еще интересно, прадед был человеком спортивным. Катался на коньках. В возрасте за сорок научился кататься на велосипеде. Машины у него никогда не было. Прекрасно плавал. Когда внуки подросли, иногда ходил с ними на реку, учил их плавать. Еду предпочитал простую. На первое — суп с мясом, на второе — гречневая каша с маслом… Мой отец вспоминал, что для внуков самым вкусным кушаньем, полученным из дедушкиных рук, был черный хлеб с маслом, присыпанный крупной солью. Константин Эдуардович разрезал его на маленькие кусочки, которые дети называли пряничками. Из конфет признавал только леденцы, считал, что они самые натуральные. А Когда прадеду исполнилось 75 лет, ему откуда-то прислали банку с консервированными персиками. Это был такой деликатес, что он ходил по дому с этой банкой и угощал всех членов семьи.

— По дому что-то делал?

— Вытачивая на токарном станке конструкции для своих опытов, мог детям и внукам сделать заодно игрушки — куклу, посуду. Он умел все. Не боялся никакой работы и трудностей, ни научных соперников, ни воров, которые несколько раз пытались пробраться в дом. Чтобы не допустить в жилище жуликов, дед придумал особую конструкцию замка.

— Как Циолковский работал?

— В доме знали, что мешать Константину Эдуардовичу нельзя. Когда после наводнения пришлось достроить второй этаж, обустроил там себе кабинет-лабораторию, куда вела лестница. Прадед заходил в кабинет, и за ним захлопывалась крышка люка, сделанная по его просьбе плотниками. Это был знак для всех, что беспокоить его нельзя ни под каким предлогом. И только когда крышка открывалась, внуки знали, что к дедушке можно подняться. В его кабинете-лаборатории было много всего интересного: что-то крутилось, вертелось, летели искры, когда проделывались опыты.

— Константин Эдуардович как-то ощущал свою славу?

— Во время празднования его 75-летнего юбилея проходили торжественные заседания в Москве и Ленинграде, прадеда наградили орденом Трудового Красного Знамени за труды в области воздухоплавания и авиации. Он писал дочери: «Несмотря на всю эту шумиху, я по-прежнему одинок и бессилен». Слишком опережали свое время его идеи, чтобы можно было при жизни убедиться в их правоте.

— Свои дни Циолковский закончил в Калуге. Жить в Москве не желал?

— Прадед был из провинциальных людей, которым тяжело находиться в большом шумном городе. Он и в Калуге-то жил на окраине. Рядом река, потрясающе красивая природа. Даже поездка в Москву, где вручали орден, была для него достаточно серьезным испытанием.

— Но ведь в столице он мог общаться с коллегами-учеными, там Академия наук.

— Константин Эдуардович был самоучкой, а таких официальная наука не любила, относилась к ним несколько настороженно. Кроме того, думаю, по характеру своему Циолковский был ученый-одиночка. Не имел звания академика. Во всех анкетах писал, что он… учитель.

— Однако не каждому учителю Сталин отвечал на письма. Они были знакомы?

— Нет, прадед со Сталиным не был знаком и не состоял в партии. Но в последние дни жизни, видимо, по чьей-то подсказке, для сохранения научных трудов обратил на них внимание Сталина. Циолковский писал ему, что все свое наследие передает советской власти. И Сталин ответил ему, пожелав здоровья и дальнейшей плодотворной работы.

— От чего умер Циолковский?

— От рака желудка. На похоронах было огромное количество народа. Приехала делегация из Москвы. Над парком, где хоронили Циолковского, в воздухе проплыл дирижабль, сбросил вымпел. Все это было невероятно торжественно. Я, думаю, многие горожане пришли, чтобы понять, кто же такой этот Циолковский и что он сделал. Так было и спустя год, когда в Калуге открывался его музей. Ведь многие в городе считали Циолковского просто чудаком. А для молодой советской страны он стал символом самоучки, который, не обучаясь в академических дореволюционных учебных заведениях, не заканчивая университетов и не имея никаких регалий, состоялся как ученый, и его труды получили признание во всем мире. У Циолковского после его смерти было огромное количество последователей. Его труды, в основном технические — о воздухоплавании и авиации, печатались большими тиражами. О космонавтике речь в то время не шла. О ней стали говорить спустя много лет, фактически уже после войны.

— Циолковский бывал в Украине?

— Нет. Но его отец был родом из села Коростянин Ровенской области. Затем учился в Петербурге, в Петербургской губернии работал лесничим.

— Что бы вы сказали своему прадеду сегодня, если бы он мог вас услышать?

— Сказала бы, что храним его память, что в дом, где он прожил тридцать лет, приезжают тысячи людей со всего мира, чтобы поклониться его гению. И все они поражаются контрасту между простой жизнью, которой он жил, и глобальными идеями, которые оставил нам.

17 сентября 1857 года в Рязанской губернии на свет появился человек, без которого невозможно представить космонавтику. Это Константин Эдуардович Циолковский – ученый-самоучка, который обосновал идею, что именно ракеты нужно использовать для полетов в космос.
Он искренне верил в то, что человечество достигнет такого уровня развития, что будет способно заселять просторы Вселенной.

Циолковский - дворянин

Отец Эдуард Игнатьевич работал лесником и был, как вспоминал сын, из обедневшего дворянского рода, а мать Мария Ивановна происходила из семьи мелких помещиков. Она же обучила его грамматике и чтению.
«Проблески серьезного умственного сознания проявились при чтении. Лет в 14 я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги - вещь немудреная и вполне мне доступная».
«Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным».

Циолковский с детства страдал глухотой

Маленький Константин в детстве переболел скарлатиной, отчего ему было трудно учиться в мужской гимназии в Вятке (современный Киров), куда переехал в 1868 году. Вообще, Циолковского часто наказывали за всякие шалости в классе.
«Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы».
«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль».

Ученый не получил образования

Циолковский был отчислен из гимназии. А когда юноше было 16 лет, ему не удалось поступить в московское техническое училище. После этого Константин занимался только самообразованием и репетиторством. В Москве он грыз гранит науки в библиотеке Румянцевского музея. По воспоминаниям Циолковского, ему так не хватало денег в столице, что он в буквальном смысле питался только черным хлебом и водой.
«Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».
«Проникни люди в солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроются ли тогда тайны мира? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камушка или раковины не раскроет еще тайн океана».


Здание, где чаще всего занимался Циолковский

Циолковский по профессии был учителем

Вернувшись домой в Рязань, Константин с успехом сдал экзамены на звание уездного учителя математики. Он получил направление в Боровское училище (территория современной Калужской области), где обосновался в 1880 году. Там же педагог писал научные исследования и работы. Не имея связей в научном мире, Циолковский самостоятельно разработал кинетическую теорию газов. Хотя это было доказано четверть века назад. Говорят, сам Дмитрий Менделеев сообщил ему, что он открыл Америку.
«Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую ценность, но это очень драгоценное свойство людей».
«Время, возможно, существует, однако мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».

Коллеги сначала не понимали Циолковского

В 1885 году ученый всерьез увлекся идеей создать аэростат. Он отправлял доклады и письма в научные организации касательно этого вопроса. Однако получил отказ: «Г-ну Циолковскому оказать нравственную поддержку, сообщив ему мнение Отдела о его проекте. Просьбу же о пособии на проведение опытов отклонить», - писали ему из Русского технического общества. Тем не менее, педагогу удалось добиться того, чтобы его статьи и труды регулярно издавались.
«Теперь, наоборот, меня мучает мысль: окупил ли я своими трудами тот хлеб, который я ел в течение 77-ми лет? Поэтому я всю жизнь стремился к крестьянскому земледелию, чтобы буквально есть свой хлеб».
«Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума. Ее нет, потому что существование атома в неорганической материи не отмечается памятью и временем, последнего как бы нет. Множество же существований атома в органической форме сливаются в одну субъективно непрерывную и счастливую жизнь - счастливую, так как иной нет».

Иллюстрация из книги «На Луне»

Циолковский раньше всех узнал, каково быть на Луне

В своей научно-фантастической повести «На Луне» Циолковский писал: «Медлить более было нельзя: жара стояла адская; по крайней мере, снаружи, в местах освещенных, каменная почва накаливалась до того, что пришлось подвязать под сапоги довольно толстые деревянные дощечки. Второпях мы роняли стеклянную и глиняную посуду, но она не разбивалась - так слаба была тяжесть». По признаниям многих, ученый в точности описал лунную атмосферу.
«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли весомый вклад в развитие науки, а биография вызывает интерес не только с точки зрения его достижений, - это великий ученый, советский исследователь с мировым именем, основоположник космонавтики и пропагандист пространства. Известен как разработчик способной покорить космическое пространство.

Кто он - Циолковский?

Краткая является ярким примером его преданности своему делу и упорства в достижении цели, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства.

Будущий ученый родился 17 сентября 1857 года недалеко от Рязани, в селе Ижевское.
Отец, Эдуард Игнатьевич, работал лесником, а мама - Мария Ивановна, происходившая из семьи мелкопоместных крестьян, вела домашнее хозяйство. Через три года после рождения будущего ученого его семья по причине возникших на работе у отца трудностей переселилась в Рязань. Начальным обучением Константина и его братьев (чтением, письмом и азами арифметики) занималась мама.

Молодые годы Циолковского

В 1868 году семья переехала в Вятку, где Константин и его младший брат Игнатий стали учениками мужской гимназии. Обучение давалось тяжело, основной причиной тому была глухота - следствие скарлатины, которую мальчик перенес в 9-летнем возрасте. В этом же году в семье Циолковских случилась большая потеря: умер всеми любимый старший брат Константина - Дмитрий. А через год, неожиданно для всех, не стало и мамы. Семейная трагедия негативно отразилась на учебе Кости, к тому же резко стала прогрессировать его глухота, все более изолировавшая юношу от общества. В 1873 году Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, предпочтя своим образованием заниматься самостоятельно, ведь книги щедро давали знания и никогда ни в чем не упрекали. В это время парень увлекся научным и техническим творчеством, даже сконструировал у себя дома токарный станок.

Константин Циолковский: интересные факты

В 16-летнем возрасте Константин с легкой руки отца, поверившего в способности своего сына, переехал в Москву, где безуспешно пытался поступить в Высшее техническое училище. Неудача не сломила юношу, и он в течение трех лет самостоятельно изучал такие науки, как астрономия, механика, химия, математика, общаясь с окружающими при помощи слухового аппарата.

Молодой человек каждый день посещал Чертковскую публичную библиотеку; именно там состоялось его знакомство с Федоровым Николаем Федоровичем - одним из основоположников Этот выдающийся человек заменил юноше всех учителей вместе взятых. Жизнь в столице для Циолковского оказалась не по карману, к тому же все свои сбережения он тратил на книги и приборы, поэтому в 1876 году вернулся в Вятку, где стал зарабатывать репетиторством и частными уроками по физике и математике. По возвращении домой у Циолковского по причине напряженной работы и нелегких условий сильно упало зрение, и он стал носить очки.

Ученики к Циолковскому, который зарекомендовал себя как высококлассный учитель, шли с большой охотой. Преподаватель при ведении уроков применял методы, разработанные им самим, среди которых ключевым была наглядная демонстрация. Для уроков геометрии Циолковский мастерил из бумаги модели многогранников, вместе с учениками проводил Константин Эдуардович заслужил славу педагога, объясняющего материал понятным, доступным языком: на его занятиях всегда было интересно. В 1876 году умер Игнатий - брат Константина, что стало очень большим ударом для ученого.

Личная жизнь ученого

В 1878 году Константин Эдуардович Циолковский вместе с семьей сменил место жительства на Рязань. Там он успешно сдал экзамены на получение диплома учителя и устроился работать в школу города Боровска. В местном уездном училище, несмотря на значительное отдаление от основных научных центров, Циолковский активно проводил исследования в области аэродинамики. Он создал основы кинетической теории газов, отправив в Русское физико-химическое общество имеющиеся данные, на что получил от Менделеева ответ, что данное открытие было сделано четверть века назад.

Молодого ученого очень потрясло это обстоятельство; его талант приняли во внимание в Петербурге. Одной из основных проблем, занимавших мысли Циолковского, была теория аэростатов. Ученый разработал свой вариант конструкции этого летательного аппарата, характеризующегося тонкой металлической оболочкой. Свои мысли Циолковский изложил в труде 1885-1886 гг. «Теория и опыт аэростата».

В 1880 году Циолковский обвенчался с Соколовой Варварой Евграфовной - дочерью хозяина комнаты, в которой он проживал некоторое время. Дети Циолковского от этого брака: сыновья Игнатий, Иван, Александр и дочь Софья. В январе 1881 года умер отец Константина.

Краткая биография Циолковского упоминает такой страшный случай в его жизни, как пожар 1887 года, уничтоживший всё: модули, чертежи, нажитое имущество. Уцелела только швейная машинка. Это событие стало тяжелым ударом для Циолковского.

Жизнь в Калуге: краткая биография Циолковского

В 1892 году он переехал в Калугу. Там он также устроился работать учителем геометрии и арифметики, параллельно занимаясь астронавтикой и аэронавтикой, соорудил тоннель, в котором осуществлял проверку летательных аппаратов. Именно в Калуге Циолковский написал основные труды по теории и медицине, параллельно продолжая заниматься теорией металлического дирижабля. На свои деньги Циолковский создал около сотни разнообразных моделей летательных аппаратов и протестировал их. Собственных средств на проведение исследований Константину было недостаточно, поэтому он обратился за финансовой помощью в Физико-химическое общество, которое не посчитало нужным материально поддержать ученого. Последующие известия об успешных экспериментах Циолковского все же побуждают Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей, израсходованных ученым на изобретение усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

Все большее внимания Константин Циолковский уделяет изучению космоса. 1895 год ознаменовался изданием книги Циолковского «Грезы о земле и небе», а год спустя он начал работу над новой книгой: «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя», в которой основное внимание уделил ракетным двигателям, транспортировке груза в космосе и особенностям топлива.

Тяжелый двадцатый век

Начало нового, ХХ столетия, было для Константина тяжелым: на продолжение важных для науки исследований денег более не выделялось, его сын Игнатий покончил с собой в 1902 году, через пять лет при разливе реки произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов. Казалось, против Циолковского были настроены все стихии природы. К слову, в 2001 году на российском корабле «Константин Циолковский» произошел сильный пожар, уничтоживший все внутри (как и в 1887 году, когда сгорел дом ученого).

Последние годы жизни

Краткая биография Циолковского описывает, что немного легче жизнь ученого стала с приходом Советской власти. Русским обществом любителей мироведения ему была выделена пенсия, практически не давшая умереть голодной смертью. Ведь Социалистическая академия не приняла ученого в свои ряды в 1919 году, оставив тем самым его без средств к существованию. В ноябре 1919 года Константин Циолковский был арестован, увезен на Лубянку и выпущен через несколько недель благодаря ходатайству некоего высокопоставленного партийца. В 1923 году не стало еще одного сына - Александра, принявшего решение самостоятельно уйти из жизни.

Вспомнили о Константине Циолковским советские власти в этом же году, после публикации Г. Оберта - немецкого физика - о космических полетах и ракетных двигателях. В этот период условия жизни советского ученого изменились кардинально. Руководство Советского Союза обратило внимание на все его достижения, предоставило комфортные условия для плодотворной деятельности, назначило персональную пожизненную пенсию.

Скончался Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли огромный вклад в изучение космонавтики, в родной Калуге 19 сентября 1935 года от рака желудка.

Достижения Константина Циолковского

Основными достижениями, которым Константин Эдуардович Циолковский - основоположник космонавтики - посвятил всю свою жизнь, являются:

  • Создание первой в стране аэродинамической лаборатории и аэродинамической трубы.
  • Разработка методики изучения аэродинамических свойств летательных аппаратов.
  • Более четырех сотен работ по теории ракетостроения.
  • Работа над обоснованием возможности совершения путешествий в космос.
  • Создание собственной схемы газотурбинного двигателя.
  • Изложение строгой теории реактивного движения и доказательство необходимости использования ракет для космических путешествий.
  • Проектирование управляемого аэростата.
  • Создание модели цельнометаллического дирижабля.
  • Идея о старте ракеты с наклонной направляющей, успешно используемая в нынешнее время в системах залпового огня.