Самый лучший российский вертолет. Лучшие боевые вертолеты в мире

Впервые появившись над полем боя в период Корейской войны, вертолеты коренным образом изменили военную тактику. Сегодня винтокрылые машины уверенно занимают свою нишу в арсенале современных армий и гражданских служб, выполняя задачи по транспортировке людей и грузов, огневой поддержке, принимают участие в поисково-спасательных операциях и разведывательных миссиях.
Чтобы заслужить право называться лучшими, машины должны показать все, на что они способны. В самых суровых климатических условиях, загруженные «под завязку», под огнем противника и на пределе своих возможностей.
Предлагаем Вашему вниманию десятку лучших в мире вертолетов по версии Military Channel. Как всегда, критериями отбора станут техническое совершенство конструкций, объемы производства, легендарная и главный и беспристрастный судья - опыт применения в военных конфликтах.

Все 10 представленных в обзоре вертолетов имеют свои примечательные особенности, все они прошли школу выживания в горячих точках и получили забавные сленговые имена.

Как и любая передача Military Channel, этот рейтинг не лишен предвзятости. Еще один спорный момент – как же можно сравнивать транспортные и ударные вертолеты? По мнению создателей рейтинга, узко-специализированных конструкций мало, большинство вертолетов являются многоцелевыми. Например транспортный Ми-8 может с успехом поддержать огнем наземные войска, я уже не говорю о его штурмовой модификации Ми-8АМТШ «Терминатор».
Все необходимые замечания сделаны, сейчас предлагаю познакомиться поближе с техникой.

10 место – Корова

Ми-26 – тяжелый транспортный вертолет
Первый полет – 1977 год
Построено 310 единиц
Грузоподъемность – 20 тонн груза или 80 десантников

Винтокрылый тяжеловес стал самым крупным в мире вертолетом. Уникальные возможности потребовали специальных технических решений. Восьмилопастной несущий винт, многопоточная силовая передача, три видеокамеры для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске - вот лишь некоторые особенности этой машины.
Серьезным испытанием для Ми-26 стала работа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Перегруженные свинцовой радиационной защитой, Ми-26 занимались сложными монтажными операциями на территории ЧАЭС. Чтобы не поднимать тучи радиоактивной пыли приходилось работать с удлиненной внешней подвеской, что потребовало от экипажей недюжинного мужества и мастерства. Все Ми-26, принимавшие участие в этой операции, были захоронены в Зоне Отчуждения.

9 место – Линкс (Рысь)

Westland Lynx – британский многоцелевой вертолет

Первый полет – 1971 год
Построено 400 единиц
Боевая нагрузка – 750 кг, включая 10 человек десанта и подвесное вооружение: 4 ПКР в морском варианте или 20 мм пушки, 70 мм реактивные снаряды «Гидра» и до 8 противотанковых ракет TOW в сухопутном варианте.

Внешний вид "Рыси" не впечатляет: нет в нем агрессивности американского "Апача" или Ми-24. Но несмотря на типично гражданскую внешность, боевой "Линкс" - один из самых распространенных в мире вертолетов корабельного базирования. «Линкс» принял участие в Фолклендской войне – цикле морских сражений, ставшим самым крупным морским конфликтом со времен Второй Мировой. Боевой дебют оказался успешным – «Линксы» Королевских ВМС потопили с помощью противокорабельных ракет «Sea Scua” аргентинский сторожевой корабль. За свою сорокалетнюю историю «Линксы» отметились в зоне боевых действий на Балканах, где они обеспечивали блокаду побережья Югославии и в Ираке зимой 1991 года, уничтожив тральщик Т-43, 4 пограничных катера, десантный корабль и ракетный катер.
Но что делает Westland Lynx действительно уникальным? Невероятно, но этой неказистой машине принадлежит мировой рекорд скорости среди серийных вертолетов – в 1986 году «Линкс» разогнался до 400 км/ч.

8 место – Летающий вагон

Boeing CH-47 «Chinook” - тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы
Первый полет – 1961 год
Построено 1179 единиц
Грузоподъемность: 12 тонн груза или до 55 человек

Важным свойством современной армии является ее мобильность. Если в глобальном масштабе переброску войск обеспечивает транспортная авиация, то непосредственно на поле боя это задача вертолетов.
Особенно остро эта проблема встала перед американской армией во Вьетнаме - гористая местность, резкие изменения погоды, отсутствие карт и дорог, вездесущий и многочисленный противник – все это потребовало специального воздушного средства. Здесь и пригодился тяжелый транспортный вертолет «Чинук», построенный по непривычной продольной схеме с двумя несущими винтами. За его долгую службу накопилось множество веселых историй. Например, один из вариантов загрузки звучал так: в «Чинук» можно запихнуть 33 американца или … 55 вьетнамцев. Однажды при эвакуации вьетнамских беженцев был зарегистрирован рекорд: на борт приняли 147 человек.

«Летающие вагоны" старались держаться подальше от поля боя, специализируясь на переброске грузов с кораблей на базы снабжения. Хотя известны более экзотические варианты применения: в качестве бомбардировщиков, дымзавещиков, распылителей слезоточивых газов, артиллерийских «тягачей». Особенно эффектно они смотрелись в рейдах по эвакуации подбитой авиатехники: за первый год боевых действий «Чинуки» вывезли 100 совершивших вынужденную посадку самолетов и вертолетов. Всего за период войны во Вьетнаме они эвакуировали тысячу аппаратов общей стоимостью 3 миллиарда долларов!
Вертолет до сих пор остается на вооружении, принимая участие в операциях по всему миру.

7 место – Кобра

Bell AH-1 “Cobra” – ударный вертолет
Первый полет - 1965 год
Построено 1116 единиц «Сobra» и 1271 единиц модификации «Super Cobra»
Встроенное вооружение: дистанционно управляемая установка с двумя шестиствольными «Миниганами» + 4 точки подвески, на которых могут быть размещены контейнеры с пулеметами, ракеты «воздух-воздух», 70 мм НУРСы, противотанковые управляемые ракеты TOW.

Страшный вертолет. Будто сама Смерть спускалась с небес в обличье узкого зловещего силуэта «Кобры». Носовая пулеметная турель продолжала стрелять даже если вертолет летел уже в другую сторону. Кровавый Вьетнам, Ближний Восток, где «Кобры» неожиданно перепрофилировались в охотников за танками, мясорубка в Вазиристане, Афган, Иран и Ирак - вот неполный послужной список «Кобры»…

AH-1 стал первым в мире специально спроектированным ударным вертолетом. Кокпиты пилотов и боковые проекции защищены композитной броней NORAC. «Кобра» получила мощный прицельный комплекс, позволяющий работать по целям в любых метеоусловиях.
На сегодняшний день, модернизированная «Кобра» имеются на вооружении Корпуса Морской Пехоты США. Легкий компактный вертолет имеет отличные характеристики для базирования на универсальных десантных кораблях и авианосцах.

6 место – Крокодил

Ми-24 - транспортно-боевой вертолет
Кодовое имя НАТО – Hind (“Лань»)
Первый полет – 1969 год
Построено более 2000 единиц
Встроенное вооружение: четырехствольный пулемет калибра 12,7 мм на подвижной установке; подвесное вооружение: свободнопадающие бомбы, НУРСы калибром от 57 до 240 мм, противотанковый ракетный комплекс «Фаланга» , подвесные пушечные контейнеры, а также до 8 человек в десантном отделении.

Американские эксперты вынесли ошеломляющий вердикт: Ми-24 – не вертолет! Вот так. Не больше и не меньше.
Ми-24 внешне похож на вертолет, применяется, как вертолет, но с технической точки зрения – это гибрид самолета и вертолета. Действительно, Ми-24 не может зависать на одном месте или взлетать с «пятачка» - ему требуется взлетно-посадочная полоса (при нормальной нагрузке длина разбега 100…150 метров). В чем секрет? Визуально – у Ми-24 непропорционально большие пилоны (на самом деле это приличных размеров крылья). Специалисты ВВС США, проводя испытания попавшего в их руки «Крокодила», определили, что, как минимум, четверть подъемной силы он создает с помощью крыльев, причем, на больших скоростях, значение может достигать 40%.
Техника пилотирования Ми-24 тоже необычна – при снижении подъемной силы пилот незначительно опускает нос - машина разгоняется и на крыльях возникает подъемная сила. Как на самолете.


А вы думали, такие крылья для красоты?

Какие же преимущества имеет этот диковинный гибрид? Во-первых, Ми-24 создавался согласно концепции «летающей БМП», что потребовало от конструкторов нестандартных технических решений – тяжелое бронирование, десантный отсек и мощный комплекс вооружения не помещались в стандартой вертолетной конструкции. Во-вторых, благодаря своим «самолетным» качествам, тяжеленный «Крокодил» - один из самых быстрых боевых вертолетов в мире (макс. скорость – 320 км/ч).
«Крокодил» воевал в ущельях Кавказа и в Памирских горах, в знойных азиатских пустынях и тропических лесах Экваториальной Африки. Но боевая слава пришла к нему в Афганистане. Уникальный винтокрылый штурмовик стал символом той войны.

Согласно иракской правительственной газете «Багдад Обсервер», в 1982 году во время Ирано-Иракской войны Ми-24 сбил иранский сверхзвуковой истребитель F-4 «Фантом». К сожалению, точные подробности того боя остаются невыясненными. Зато доподлинно известно, что летчики Хусейна на Ми-24 сбили два десятка иранских вертолетов. По этому поводу - черный юмор от создателей рейтинга: «Never smile at the crocodile!» (Никогда не шутите с крокодилом).
Но лучше всего о «Крокодиле» сказал афганский моджахед в интервью американскому новостному каналу: Мы не боимся русских, но мы боимся их вертолетов.

5 место – Жеребец

Sikorsky CH-53E “Super Stallion» - тяжелый транспортный вертолет
Первый полет – 1974 год
Построено – 115 единиц
Грузоподъемность - 13 тонн полезной нагрузки в грузовой кабине или до 14,5 тонн на внешней подвеске; либо 55 десантников

Гигантская летающая лодка CH-53E является глубокой модернизацией знаменитого вертолета CH-53 «Си Стэльен», созданного в 1964 году специально для нужд ВМС, Корпуса Морской Пехоты и Береговой охраны США. Специалисты фирмы «Сикорский» смонтировали на исходной конструкции третий двигатель и семилопастной несущий винт, за что моряки назвали модернизированный вертолет «Hurricane Maker» (дословно – «создатель урагана»), настолько мощный вихрь из водяных брызг и упругих струй воздуха создает силовая установка CH-53E.



Ночная операция, Ирак

Чем еще знаменит «Жеребец» (а именно так переводится Stallion)? На этой огромной машине была продемонстрирована «мертвая петля»!
Морская карьера CH-53 и СН-53E не ограничивалась стандартными транспортными миссиями. Винтокрылые летающие лодки использовались в качестве минных тральщиков (модификация MH-53) и принимали участие в поисково-спасательных операциях (модификация HH-53). Установленная на вертолете система дозаправки в полете позволяет находиться в воздухе сутки напролет.
«Жеребец» прижился на суше – военным понравился мощный транспортный вертолет. В Ираке и Афганистане СН-53 и СН-53E использовались в качестве Ганшипов, поддерживая огнем наземные войска. Всего семейство CH-53 включает в себя 522 построенных вертолета.

4 место – Хьюи (Ирокез)

Bell UH-1 – многоцелевой военный вертолет
Первый полет – 1956 год
Построено – более 16 000 единиц
Грузоподъемность: 1,5 тонны или 12-14 солдат.

Этот рядовой «воздушной кавалерии», вместе с напалмом, стал символом Вьетнамской войны. Ветераны вспоминают, что «Хьюи» стали для них родным домом – вертолеты доставляли их на позицию, подвозили им снаряжение, снабжали их провизией и боеприпасами, прикрывали с воздуха, а в случае ранения эвакуировали с поля боя. Несмотря на огромные потери (3000 машин не вернулись на базу), боевое применение «Хьюи» признается успешным. Согласно цифрам сухой статистики, за 11 лет войны вертолеты совершили 36 миллионов боевых вылетов, т.е. одна безвозвратная потеря приходилась на 18000 боевых вылетов – совершенно уникальный результат! И это при том, что «Хьюи» вообще не имели бронирования.

До появления специализированных «Кобр», «Хьюи» приходилось выполнять ударные операции – пара 12,7 мм пулеметов и 48 неуправляемых ракет на подвеске превращали UH-1 в адскую машину. Огонь тактической боевой группы «Игл флайт» (Полет орлов – американская тактика применения вертолетов) из 10…12 машин был равен огню двух пехотных батальонов.

«Хьюи» - любимый вертолет сценаристов Голливуда. Ни один боевик не обходится без сцены полета на UH-1. Как и полагается, герои сидят в открытой с обеих сторон кабине, беспечно свесив ноги за борт.
«Хьюи» принадлежит еще один рекорд – их было произведено так много, что к концу 60-х годов в составе американских войск в Индокитае было больше вертолетов, чем во всех остальных армиях мира вместе взятых. Военные и гражданские варианты «Хьюи» поставлялись в 70 стран мира (почти как автомат Калашникова).

3 место - Ми-8

Многоцелевой вертолет
Первый полет – 1961 год
Построено – более 17000 единиц
Грузоподъемность: 3 тонны или 24 человека
Боевая нагрузка ударных модификаций: 2-3 пулемета и до 1,5 тонн вооружения на 6 узлах подвески, включая 57 мм неуправляемые ракеты, свободнопадающие бомбы и противотанковый комплекс «Фаланга».

Созданный 50 лет назад вертолет оказался настолько удачным, что на него до сих пор поступают заказы со всего мира. Имеет три десятка гражданских и военных модификаций. Применяется как транспортный и штурмовой вертолет, используется для разведки, в качестве командного пункта, миноукладчика, танкера и санитарного вертолета. Гражданские версии обслуживают пассажирские авиалинии, применяются в сельском хозяйстве и при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.



Военная модификация Ми-8ТВ ("тяжелое вооружение")

Вертолет прост, надежен, эксплуатируется в любых услових - от раскаленной Сахары до Крайнего Севера. Прошел все военные конфликты, включая Афганистан, Чечню и Ближний Восток. И замены ему в ближайшее время не найти.

2 место - Апач

Boeing AH-64 “Apache» - ударный вертолет
Первый полет – 1975 год
Построено – 1174 единицы
Встроенное вооружение – 30 мм автоматическая пушка. Подвесное вооружение – 16 противотанковых ракет «Хэллфайр», 76 НУРС калибра 70 мм или ракетные комплексы «Стингер» для воздушного боя.

«Апач» - культовая машина, ставшая прообразом целого класса современных боевых вертолетов. Известность получил во время «Бури в пустыне», где, по заявлениям представителей НАТО, успешно боролся с танками. Регулярно используется ВВС Армии Обороны Израиля.
Лишь один вертолет – российский Ми-28Н «Ночной Охотник» - смог бросить открытый вызов «Апачу» во время розыгрыша индийского тендера на поставку боевых вертолетов осенью 2011 года. Но старый вояка оказался хитрее и проворнее молодого рекрута – «доведенная» за время многочисленных конфликтов электроника, позволила современной модификации AH-64D “Apache Longbow” более эффективно действовать в темное время суток. Тем не менее, индийские специалисты отмечали, что конструкция «Апача» исчерпала резервы для модернизации, а его летные ТТХ (статический и динамический потолок) уступали российскому вертолету, только начинающему свой боевой путь.

Совсем недавно, в 2002 году Ми-35 (экспортный вариант Ми-24 с современным БРЭО) ВВС КНДР «грохнул» из засады южнокорейский «Апач». Южная Корея признала потерю и потребовала от США провести бесплатную (!) модернизацию всего парка своих «Апачей» до версии «Longbow». Судятся до сих пор.

1 место – Черный Ястреб

Sikorsky UH-60 «Black Hawk” – многоцелевой вертолет
Первый полет – 1974 год
Построено – 3000 единиц
Грузоподъемность: 1500 кг грузов и различного оборудования внутри грузовой кабины или до 4 тонн на внешней подвеске. Десантная версия принимает на борт 14 бойцов.
Боевая нагрузка ударных машин: 2 пулемета, 4 точки подвески. Стандартный комплекс вооружения - НУРСы, противотанковые «Хеллфайры», контейнеры с 30 мм пушками. Морские версии вооружаются 324 мм торпедами и противокорабельными ракетами AGM-119 “Penguin”.

Без всякого преувеличения, «Черный Ястреб» - вертолет ХХI века, несмотря на то, что был создан 40 лет назад. Многоцелевой армейский вертолет был призван заменить «Ирокез», параллельно велась разработка его морской версии – «Морской Ястреб». В результате получилась универсальная платформа для всех родов войск, а по совокупности характеристик – лучший вертолет в мире.
Помимо базовой сухопутной версии UH-60, существует 2 противолодочные версии SH-60B “Sea Hawk” и SH-60F “Ocean Hawk”(оснащенные магнитометром и опускаемой гидроакустической станцией), вертолет HH-60 «Rescue Hawk» для проведения боевых поисково-спасательных и специальных операций, а также линейка моделей MH-60 «Knighthawk”, включающая палубные вертолеты, вертолеты огневой поддержки, машины для специальных операций, санитарные версии, постановщики помех и т.д. Иногда используются в качестве штабных вертолетов для чиновников высокого ранга и генералитета. Активно поставляются на экспорт.


Хорошие приборы

«Черный ястреб» до предела насыщен высокотехнологичным оборудованием, что предъявляет высокие требования к обслуживающему персоналу и не позволяет длительное время хранить его вне ангара.
Военные планируют, сделать МН-60 единым типом вертолета для всех родов войск и флота, что должно коренным образом снизить затраты и упростить обслуживание. Своим появлением он заменил армейский «Ирокез» и морской «СиСпрайт». Сейчас «Черный Ястреб» успешно дублирует задачи транспортных вертолетов и вертолетов огневой поддержки, заменяет морские тральщики MH-53 и тяжелые вертолеты SH-3 “Sea King”.

Заключение

В десятку помещается ровно 10 мест. Но почему же в рейтинг не попал культовый вертолет Ка-50 «Черная акула»? Неужели американские эксперты даже не подозревают о существовании этой машины. Несмотря на прекрасные летные характеристики и непревзойденную маневренность, было выпущено всего 15 «Акул», Ка-50 так и не вышел за рамки экспериментальной машины. Не попал в рейтинг и американский AH-56 «Шайен» - адский винтокрыл, по сравнению с которым все существующие «Кобры» и «Апачи» - гадкие утята. На испытаниях машина показала скорость более 400 км/ч! Увы, было выпущено всего 10 «Шайенов» и вертолет никогда не попал в войска.
Остается лишь резюмировать – передовая конструкция и замечательные летные ТТХ еще не делают машину лучшей. Гораздо важнее ее массовое появление в войсках (что позволяет быстро протестировать машину на всех режимах и вылечить «детские болезни», которыми страдает любая конструкция) и правильная тактика применения.

Вертолет - сегодня это наиболее эффективное средство, используемое для материально- технического обеспечения, в военных действиях и спасательных операциях. С момента первого во II мировой войне, участия во Вьетнамской войне и до настоящего момента, лучшие вертолеты помогали изменить развитие событий на поле боя. Вот десятка лучших боевых вертолетов мира. Каждый характеризуется особенностями электронного оснащения, скоростными характеристиками, огневой мощью. Интерес вызывает также список наиболее скоростных вертолетов и прогрессивных реактивных истребителей. Это рейтинг самых лучших боевых вертолетов мира.

Ударный вертолет Z-10 был введен в строй армии Китая в 2008-2009 гг. Z-10 имеет конфигурацию обычного тяжело вооруженного вертолета, узкий фюзеляж и ступенчатую двухместную кабину. Стрелок находится на передней, а пилот на задней панели. Вооружение Z-10 может состоять из 30-мм пулеметной установки, противотанковых управляемых ракет HJ-9 (сравнимых с TOW-2A), недавно разработанных противотанковых ракет HJ-10 (сравнимых с AGM-114 Hellfire) и ракеты TY-90 класса «воздух-воздух». Также он несет блок неуправляемых авиационных ракет.


Ми-24 это специализированная боевая винтокрылая машина, с грузовой кабиной, вмещающей восемь человек десанта. Ми-24 стал первым российским вертолетом, введенным в ВВС России в роли штурмового транспорта. Это близкий аналог американского AH-64 Апач, но в отличие от этого и других западных штурмовых вертолетов, он может перевозить до 8 десантников.

8. AH-2 Rooivalk


Denel Rooivalk - южноафриканский боевой вертолет производства Denel. Rooivalk на языке африкаанс означает «красная пустельга». В Южноафриканских воздушных войсках действуют всего 12 вертолетов AH-2 Rooivalk. Не смотря на то, что вертолет выглядит обновленным, в производстве используется тот же двигатель и несущий винт, как у французского вертолета Aerospatiale Puma.

7. AH-1W «Супер Кобра»


Белл AH-1 «Супер Кобра» это двухдвигательный лучший боевой вертолет, происходящий от вертолета AH-1 «Кобра» армии США. Семейство «Кобра» включает AH-1J «Морская Кобра», the AH-1T обновленная «Морская Кобра» и AH-1W «Супер Кобра».

6. A-129/T-129 (Италия /Турция)


Agusta A129 «Мангуст» - итальянский боевой вертолет первоначально сконструированный и выпущенный компанией «Агуста». Он стал первым ударным вертолетом, сконструированным и выпущенным исключительно в Западной Европе. Агуста Вестлэнд T-129 ATAK это модифицированная версия A129, выпускаемый компанией Туркишь Аэроспейс индустриз (TAI), при партнерстве Агуста Вестлэнд.

5. AH-1Z «Вайпер»


Вместительный. Универсальный. Многоцелевой. Последнее поколение ударной техники. Bell AH-1Z «Вайпер» - ударный вертолет с двумя двигателями, основанный на AH-1W «Супер Кобра», разработанный для Военноморской пихоты США. Отличается четырехлопастными винтами, композитным несущим и рулевым, современными двигателями и улучшенной прицельной системой. AH-1Z является частью программы модернизации H-1. Его также называют «Зулу Кобра» в другом варианте.

4. Eurocopter Tiger


Еврокоптер Тигр – ударный вертолет, производимый консорциумом Eurocopter. В Германии, Франции и Испании он известен как «Тигр». Он оснащен двумя турбовальными двигателями MTU Turbomeca Rolls-Royce MTR390.

3. Mи-28H Havoc (Россия)


Mи-28H (в версии НАТО Havoc, в переводе «опустошитель») – это противотанковый ударный вертолет России, функционирующий в любых погодных условиях, в любое время дня и ночи, двуместный. Этот специализированный боевой вертолет, лучше оптимизирован и предназначен для боевых целей, чем Ми-24. Он несет одну пулеметную установку в носовой части, а также дополнительные грузы, перевозимые на пилонах под крыльями.

2. Камов KA-50/KA-52


Ka-50 «Черная акула» - одноместный ударный российский вертолет, с отличительной соосной системой несущих винтов, созданной Конструкторским бюро Камова. Он был разработан в 80-х гг. и адоптирован для нужд российской армии в 1995 г. Ка-50 был сконструирован компактным, быстрым для минимизации рисков гибели. Из-за небольшой массы и размеров (благодаря чему развивалась высокая скорость и маневренность) он стал единственным вертолетом, управляемым лишь одним пилотом. Российский Ka-50 может перевозить 24 ракеты, 4 ракетных блока. Hokum также может перевозить ракеты AA-11/R-73 Archer класса «воздух-воздух» ,что делает этот вертолет достойным противником другим боевым вертолетам. Он также оснащен боевой пушкой 2A42 калибра 30 мм. Максимальная скорость Ка-50 Hokum достигает 350 км в час, а боевой радиус – 250 км.

1. AH-64D Apache Long Bow


Самый лучший боевой вертолет мира. Ударный вертолет Боинг AH-64 Апач был известен как мощный противотанковый вертолет в войне в Персидском заливе. Предназначенный для выполнения военных миссий днем или ночью, в неблагоприятных погодных условиях, Апач был создан для удовлетворения жестких требований планов по созданию прогрессивных ударных вертолетов для армии США. Вертолет оснащен новейшим уровнем электроники и системой управления огнем, обладает уникальной огневой мощью. Апач может быть оснащен 16-ю ракетами AGM-114 Hellfire, воздушными ракетами 76 70 мм, в сочетании с автоматической пушкой M 230.

С июля 1961 года было выпущено более 17 тыс. вертолетов Ми-8 и его модификаций. Из-за своей надежности машина - желанный гость более чем в 50 странах мира, ведь она способна справляться с задачами практически в любых условиях - от Африки до Крайнего Севера. Популярность Ми-8 действительно оправдана: неприхотливый, простой, универсальный вертолет способен справляться с полным спектром задач. Свое место в топ -10 лучших вертолетов мира Ми-8 заслужил еще одним личным непобитым рекордом - поднятие на высоту 8100 метров за 13 минут.

МИ-26 - самый большой

Созданный в 1977 году, вертолет получил неласковое прозвище «Корова», хотя ему скорее подошло бы «муравей», ведь при своей взлетной массе 49 650 кг он спроектирован под возможность переносить грузы больше собственного веса . По расчетам, вертолет должен был переносить до 80 полностью экипированных десантников. Но бравое советское руководство плевать хотело на расчеты и загружало в машину до 150 человек. И самое парадоксальное: «Корова» взлетала и с таким набитым «брюхом». Именно этой машине-рекордсмену в 1999 году было доверено перевезти на внешнем подвесе 25-тонный блок льда с 23 000-летним мамонтом из Сибири . Во время ликвидации последствий ЧАЭС эти исполины, перегруженные дополнительной свинцовой защитой, на удлиненных внешних подвесках (чтобы не поднимать радиационную пыль) занимались в четвертом блоке монтажными работами невообразимой сложности. По завершении операции вертолетчики со слезами на глазах проводили всех своих «боевых друзей» на захоронение в Зону Отчуждения.

LOCKHEED АН-56 CHEYENNE - самый быстрый

Выпущенный в 1967 году в США, этот вертолет развивал скорость до 393 км/час и был создан для огневого прикрытия мощного собрата-вертолета «Чинук». Формально «Шайенн» даже не вертолет, так как у него в запасе имеется толкающий пропеллер. А суперскорость (по некоторым данным, более 400 км/час) была обусловлена использованием небольших крыльев, которые позволяли винтокрылу не наклоняться вперед и избегать избыточного лобового сопротивления. Жаль, что судьба этого рекордсмена топ-10 вертолетов мира была недолгой: инцидент с оторвавшейся лопастью, пробившей фонарь и убившей пилота, заставил военных отозвать скоростной вертолет из серии. Во всем оказалась виновата бесшарнирная конструкция винта, но у вояк не было времени на разбор полетов - реалии поджимали сроки.

BELL UH-1 - самый легендарный

«Ирокез» - культовый символ Вьетнамской войны UH-1 по прозвищу «Хьюи» стал любимцем не только американских военных, но и всех любителей кино , ведь без этого гордого профиля с фигуркой солдата, беспечно свесившего ноги за борт, не обходится ни одна приличная голливудская картина о войне. Живучий красивый вертолет был настолько удачен, что его серия насчитывает более 16 тыс. машин. Ветераны тепло вспоминают, как «Хьюи» стал для них родным домом, летающим «складом» с провизией и долгожданным транспортом для эвакуации раненых. За время военных действий 3000 машин не вернулись на базу, но этот вертолет все равно признан удачным, ведь «трудяга» совершил столько вылазок в тыл врага, что одна потеря приходилась на 18 тыс. боевых вылетов! И это при том, что «Хьюи» даже не был защищен броней.

КА-50 - самый маневренный

«Черная акула» - советский «ответ Чемберлену» на новейшие разработки американского авиапрома, этот вертолет 1982 года выпуска не успел стать легендарным (сейчас ему на смену пришла обновленная модификация Ка-52), но успел засветиться в рекордсменах. Соосная схема винтов позволяет «Черной акуле» выполнять фигуры высшего пилотажа, включая «Мертвую петлю» и уникальную «Воронку» : сохраняя наведение на цель, на 180 км/час вертолет движется вокруг нее в боковом скольжении с постоянным отрицательным углом тангажа до 35 градусов, уворачиваясь от вражеских ПВО.

МИ-24 - самый универсальный

Этот до зубов вооруженный ростовский товарищ по прозвищу «Крокодил» стал настоящим кошмаром для противников Советов на Востоке: моджахеды с ужасом бежали от одного звука «Шайтан-Арбы». «Летающий БМП» мог высадить десант и самостоятельно обеспечить ему огневое прикрытие. С технической точки зрения, Ми-24 - это гибрид вертолета с самолетом, ведь у него есть крылья, которые обеспечивают ему как минимум четверть подъемной силы. Бронированный хищник холодный войны сражался на трех континентах.

RAH-66 «КОМАНЧ» - самый скрытный

В 1996 году концерн Boeing/Sikorsky выпустил эту невидимку в небо. Плоские внешние поверхности фюзеляжа, выполненные по технологии стелс, частично изготовлены из композитных материалов со специальными радиопоглощающими покрытиями . Все вооружение этого разведывательно-ударного вертолета также спрятано вовнутрь. На это чудо техники стоит хоть раз посмотреть и... забыть, ибо военные XXI века решили, что с большинством функций «Команча» лучше справятся беспилотники, и после любования аж двумя прототипами машины закрыли проект.

АН-54 «АПАЧ» - самый нашумевший

Американский «Апач» 1975 года является основным ударным вертолетом армии США. Свое триумфальное шествие эта «важная птица» начала с резонансной операции «Буря в пустыне» , а потом продолжила его во время войны в Ираке в 2000-х. Залог успеха АН-64-его возможности маскировки (в том числе звуковой), предельная точность (современный радар из 120 выбранных целей выделяет 16 самых опасных и наносит прицельный удар) и возможность ведения ночного боя за счет отличной аппаратуры ночного видения.

СН-47 CHINOOK - самый эффектный

В 1961 году американский Boeing выпустил в небо с промышленных рельсов этот «летающий вагон» , как СН-47 прозвали за глаза. Огромные 18-метровые несущие винты, вращающиеся в противоположные стороны, позволяют обойтись без хвостового винта. Перегоночная дальность вертолета такова, что он без дозаправки вполне способен преодолеть Атлантический океан от Бразилии до Либерии. Тяжеловес может перевозить 105-мм полевое орудие, что позволяет армии США быть более мобильной в условиях гористой местности и резкой перемены погоды. Транспортный рекорд «Чинука» - 147 человек. Сам «Вагон» старался держаться подальше от боя, ведь неповоротливый вертолет нуждался в огневом прикрытии. Однако со своей транспортной миссией он справлялся «на ура»: за период войны во Вьетнаме «Чинуки» эвакуировали технику на 3 миллиарда долларов.

BOEING А160 «КОЛИБРИ» - самый «умный»

Современный беспилотник 2002 года выпуска позволил, наконец, убрать из полетов самое слабое звено - пилота. Отныне вертолеты могут летать быстрее, дальше, забираться выше (эта «птичка» залетает на 9000 метров). Управление «Колибри» ведет самостоятельно, в соответствии с боевыми задачами на маршруте. Правда, пока этот вертолет еще только прототип, но именно за ним, по оценкам экспертов, будущее. Поэтому «Колибри» и получает свое законное место в топ-10 вертолетов мира.

Военные вертолеты — это жестокие хищники, которые идут за вражескими отрядами и охраняют союзников.

Вот 9 вертолетов, которые наиболее эффективны на поле битвы.

9 ФОТО

1. Ка-52 «Аллигатор».

Способный работать на большой высоте и скорости, двухместный Ка-52 занимает первое место обойдя, Apache. Антикорабельные ракеты «Аллигатора» имеют лучшую дальность действия, чем у Apache, и вертолет может похвастаться аналогичной броней. Одноместная версия, Ka-50, также смертельна.


2. AH-64 Apache.

AH-64 вооружен большим количеством оружия, включая ракеты Hellfire, 70мм ракеты и 30 — мм автоматическую пушку. Дополнительные ракеты Stinger или Sidewinder превращают его в платформу «воздух-воздух». Самая новая версия, AH-64E Guardian, более эффективна, быстрее и может связываться с дронами.


3. Ми-28Н «Хаос».

Ночная версия Ми-28, «Хаос» несет противотанковые ракеты, которые могут пробивать метр брони. Он также имеет установки для 80-мм ракет, пять 122-мм ракетных гранатометов, 23-мм пушки, 12,7-мм или 7,62-мм пулеметы. У него также есть 30-мм пушка, установленная под носом.


4. Eurocopter Tiger.

Тигр имеет толстую броню. Он оснащен 30-мм пушкой, 70-мм ракетами и широким спектром противотанковых ракет.


5. Z-10.

Z-10 имеет высотный потолок около 6100 метров и несет в себе противотанковые ракеты, ракеты типа «воздух-воздух» TY-90 и пушку 30 мм. Первоначально Z-10 считался триумфом китайской оборонной промышленности, но на самом деле он был разработан российским производителем Камов, компанией, стоящей за Ka-52 и Ka-50.


6. Т-129.

Обновленная версия итальянского А-129, Т-129 — это турецкий вертолет с прочными противотанковыми ракетами UMTAS и ракетами Стингер.


7. Ми-24 Хинд.

Ми-24 отлично проявляет себя против пехоты. Несколько пулеметов до 30 мм уничтожают вражеские войска, а толстая броня дают почти иммунитет от наземного огня.


8. AH-1Z Viper. 9. AH-2 Rooivalk.

AH-2 является южноафриканским вертолетом, который использует множество преимуществ чтобы выжить угрозы на поле боя. Пока он в воздухе, он запускает противотанковые ракеты TOW или ZT-6 Mokopa.

Ударные (штурмовые) вертолеты уже на протяжении почти полувека являются смертоносным и очень эффективным оружием многих армий мира. Основной их задачей является поиск и уничтожение сложных и малоразмерных целей на суше. Вместе с тем современные ударные геликоптеры могут поражать морские и даже воздушные цели.

С момента появления эти машины применялись практически во всех конфликтах и показали свою ценность, выступая порой единственным средством огневой поддержки сухопутных войск. Наиболее же эффективно ударные вертолеты способны бороться с бронетехникой, что и является их главной задачей. Onliner.by составил рейтинг из шести самых смертоносных современных геликоптеров.

6. Белл AH-1 «Кобра» (США)

Первый специализированный ударный вертолет в мире и один из самых повоевавших. Впервые боевые «вертушки» американцы массово применили во время войны в Корее. Геликоптер, у которого всегда было много противников, проявил себя с самой лучшей стороны.

После войны в Корее армии мира начали активно оснащаться вертолетами. Тем не менее они выполняли в первую очередь транспортную функцию, перевозя грузы и солдат. Транспортные винтокрылые машины оснащались только легким вооружением и были беззащитны перед пулями и снарядами зенитных пулеметов и орудий. Однако армии нужна была специализированная техника, предназначенная исключительно для ударных функций. И такая техника появилась.

«Кобра» была создана на базе легендарного UH-1 «Ирокез». Но вертолет имел совершенно другие очертания, ставшие классическими для ударных машин. Летчики располагались друг за другом - таким образом уменьшалась лобовая проекция вертолета. Фюзеляж был узким, крылья - небольшими. Весь силуэт «Кобры» был гармоничным и стремительным. «Вертушка» широко применялась американцами во Вьетнаме и заслужила любовь солдат и летчиков.

Современным вариантом модели является Белл AH-1 «Суперкобра». Главным отличием от исходного варианта стало наличие двух двигателей вместо одного и современный комплекс БРЭО. Основное вооружение машины - противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Хеллфайр».

  • экипаж: 2 человека (пилот и оператор);
  • максимальная взлетная масса: 6690 кг;
  • масса полезной нагрузки: 1736 кг;
  • силовая установка: 2 турбовальных General Electric T700-GE-401;
  • мощность двигателей: 2 × 1723 л. с. (2 × 1285 кВт);
  • максимальная скорость: 282 км/ч (у земли);
  • практическая дальность: 518 км.

Следует отметить, что последние версии «Суперкобры» по своим характеристикам не сильно уступают ударным вертолетам, созданным значительно позднее. «Кобры» и «Суперкобры» состояли и состоят на вооружении более 10 стран мира. Кроме Вьетнама эти машины применялись в различных конфликтах на Ближнем Востоке и по своему боевому опыту уступают, пожалуй, лишь легендарному Ми-24, занявшему чуть более высокое место в нашем рейтинге.

5. Ми-24 (СССР)

Эта винтокрылая машина узнаваема и овеяна боевой славой. Ми-24 является одним из наиболее массовых и широко распространенных вертолетов в мире.

Вслед за «Коброй» он стал вторым в мире ударным вертолетом и первым из подобных машин в СССР. Геликоптер был разработан в КБ Миля - наиболее опытном вертолетном конструкторском бюро Советского Союза. Многие узлы и агрегаты Ми-24 были заимствованы у другой, не менее легендарной машины - транспортно-боевого вертолета Ми-8. Как и американцы, «милевцы» создали из достаточно тяжеловесного транспортника узкую и стремительную ударную модель.

Но Ми-24 существенно отличался от своего заморского собрата. Советские конструкторы хотели воплотить концепцию «летающей БМП» - ударного вертолета с возможностью нести десант. С одной стороны, эта идея увеличила геликоптер в размерах, повысила его массу, с другой - Ми-24 получил большую гибкость применения. Хоть он практически и не использовался как десантный, возможность перевезти лишние грузы в десантном отсеке, раненых, экипаж подбитой машины не раз спасала жизни солдат и летчиков.

Но все же главной задачей Ми-24 было уничтожение танков, БМП, укреплений и живой силы противника. Вертолет должен был лезть в самое пекло боя и наносить смертоносные удары. Конструкторы защитили машину мощной броней, способной выдерживать попадания стрелкового оружия и в некоторых местах - даже крупнокалиберных пулеметов. Ми-24 оснащался встроенным пулеметно-пушечным вооружением (в зависимости от модификации), неуправляемыми и управляемыми противотанковыми ракетами «Штурм», бомбами, встроенными пушечными контейнерами и т. д.

Боевое крещение советский вертолет, прозванный за зеленый вытянутый силуэт «Крокодилом», получил в Афганистане. На протяжении всех лет конфликта Ми-24 выступали крылатыми ангелами-хранителями десантников и пехотинцев. Значение этого вертолета очень сложно переоценить. Маневренный, стремительный и в то же время хорошо бронированный Ми-24 был очень сложной и опасной целью для моджахедов.

Наряду с афганским конфликтом геликоптер применялся практически в каждой горячей точке нашей планеты. Везде он зарекомендовал себя как исключительно надежная и живучая машина.

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2-3 человека;
  • максимальная взлетная масса: 11 500 кг;
  • максимальная грузоподъемность: 2400 кг;
  • силовая установка: 2 двигателя ТВ3-117;
  • мощность: 2 × 2200 л. с.;
  • количество пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках, 2 легкораненых и медработник;
  • максимальная скорость в горизонтальном полете: 335 км/ч;
  • дальность полета практическая: 450 км;
  • дальность полета перегоночная: 1000 км.

Ми-24 состоит или состоял на вооружении около 40 (!) стран, став на ряду с АК и Т-72 символом советского оружия. Всего было выпущено более 3500 машин. В версии 24П/К этот вертолет состоит на вооружении и в Беларуси.

4. Еврокоптер «Тигр»

Это один из наиболее современных, дорогих и сложных вертолетов в мире. Он был сконструирован европейским франко-германским концерном Eurocopter. Эта машина была разработана позже «Кобры» и Ми-24, когда был накоплен достаточно богатый опыт боевого применения ударных вертолетов.

Немцы и французы полагали, что основой выживания боевого летательного аппарата будущего будет не толстая броня и крепкая конструкция, а малая заметность, использование средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и особой тактики применения. Следует отметить, что подобная концепция показала свою несостоятельность.

Вертолет оснастили всевозможными датчиками. Прицельно-навигационный комплекс МЕР - с надвтулочной системой обзора, как на «Апач Лонгбоу». Еврокоптер был представлен в нескольких вариантах для Франции и Германии в ударной и противотанковой модификациях. На вооружении «Тигра» есть встроенная 30-миллиметровая пушка, а также различные варианты управляемых и неуправляемых ракет. Кроме ПТУР он также несет ракеты «воздух - воздух» для борьбы с вертолетами и самолетами противника.

Летные и технические характеристики:

  • максимальная взлетная масса: 6100 кг;
  • масса топлива во внутренних баках: 1080 кг (+ 555 кг в ПТБ);
  • объем топливных баков: 1360 л (+ 2 × 350 л ПТБ);
  • силовая установка: 2 турбовальных MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390;
  • мощность двигателей: 2 × 1285 л. с.;
  • максимальная скорость: 278 км/ч;
  • крейсерская скорость: 230 км/ч;
  • практическая дальность: 800 км.

Еврокоптер состоит на вооружении не только во Франции и Германии, но еще в Испании и Австралии. Вместе с тем вертолет, разрабатывавшийся для холодной войны, оказался не нужен скудеющим европейским армиям с развалом СССР. В результате общее количество закупленных машин в разы отличается от планировавшегося.

К достоинствам «Тигра» можно отнести продвинутый борт и достаточно мощное вооружение. Вместе с тем он имеет недостаточную броневую защиту для ударного боевого вертолета. Следующим в нашем рейтинге будет самый бронированный геликоптер в мире.

3. Летающий танк Ми-28

Работы над этим вертолетом начались практически сразу после создания Ми-24. Новая машина являлась преемником отлично зарекомендовавшего себя «Крокодила», только без грузовой кабины. Ми-28 должен был стать сугубо боевым вертолетом с крепкой броней и мощным вооружением. Первый полет новинка совершила в 1982 году. Машина участвовала в конкурсе на единый ударный геликоптер вместе с другим известным вертолетом - Ка-50 «Черная акула».

Ми-28 создавался по новой концепции применения боевых вертолетов - максимально близкому полету у земли с огибанием рельефа, быстрому поиску и уничтожению целей. Огромное внимание было уделено защите. Богатый опыт применения Ми-24 в Афганистане и других горячих точках говорил о том, что штурмовой вертолет должен быть серьезно защищен. Кабина пилотов и ее остекление выдерживают попадание 12,7-мм бронебойных пуль и 20-мм осколочно-фугасных снарядов. Двигатели машины разнесены на максимальное расстояние и оснащены тепловыми фильтрами для снижения вероятности поражения ракетами с тепловой головкой самонаведения. Конструкция корпуса и шасси позволяет экипажу выжить при падении со скоростью до 12 м/с.

В течение всего периода разработки улучшалось вооружение вертолета. Модификация Ми-28Н «Ночной охотник» получила весь комплекс БРЭО для боя в различных погодных условиях и ночное время. Геликоптер оснащен мощной 30-мм пушкой 2А42, которая устанавливалась на БМП-2. Главным оружием вертолета являются ПТУР «Атака». Также машина может нести и неуправляемое вооружение, ракеты и бомбы общей массой до 2,5 тонны.

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2 человека;
  • максимальная взлетная масса: 12 100 кг;
  • масса боевой нагрузки: 2300 кг;
  • масса топлива: 1500 кг;
  • силовая установка: турбовальный ВК-2500-02, 2700 л. с.;
  • крейсерская скорость: 265 км/ч;
  • дальность полета: 450 км.

После долгих лет безденежья, Ми-28 сейчас активно закупается вооруженными силами РФ. На данный момент произведено более сотни таких вертолетов. Кроме того, подписаны контракты на поставки в Ирак, Египет и Алжир. Только практически полное отсутствие боевого опыта и некоторых систем БРЭО не позволили этому замечательному геликоптеру подняться выше в нашем списке.

2. Ка-52 «Аллигатор»

Конструкторское бюро Камова было вторым вертолетным КБ в Советском Союзе. И если КБ Миля занималось вертолетами для сухопутных войск, то КБ Камова ориентировалось на корабельную авиацию. Именно оно впервые применило необычную соосную схему расположения винтов. Классический вертолет имеет основной несущий винт и хвостовой рулевой. При соосной же схеме оба винта находятся сверху. Эта схема увеличивает высоту машины, усложняет конструкцию, но уменьшает ее длину и улучшает летные характеристики.

В 70-е годы КБ Камова впервые взялось за разработку конкурента Ми-28. Результатом этой работы стал Ка-50 «Черная акула» - самый красивый ударный вертолет в мире.

По итогам конкурса на лучший боевой вертолет эта модель обошла геликоптер КБ Миля и была рекомендована к массовому производству. Но настали тяжелые 1990-е годы, и обе машины, Ка-50 и Ми-28, остались без финансирования. Стоит отметить, что многие военные, несмотря на замечательные боевые свойства «Черной акулы», были против этого вертолета. В качестве главного аргумента называлось отсутствие второго члена экипажа - штурмана.

Как упоминалось выше, основной задачей ударного вертолета является поиск и уничтожение танков противника, а также других малоразмерных и точечных целей. Один пилот не мог в полной мере справиться с этой задачей, даже при наличии помогающего ему качественного бортового оборудования. Стало очевидно, что ударный геликоптер с одним пилотом не жизнеспособен.

Тогда был создан новый вертолет с двумя членами экипажа, получивший название Ка-52 «Аллигатор». Машину первоначально планировали использовать как командную, для разведки и целеуказания, а также как морской вариант ударного вертолета.

Но вышло так, что закупки Ка-52 превышают закупки Ми-28. И в кабинетах генштабов, и на интернет-форумах не утихают споры о том, какая же из этих машин лучше? Обе имеют практически одну нишу, схожие характеристики, свои достоинства и недостатки. Видимо, и Минобороны РФ не определилось с лучшей моделью, т. к. параллельно закупает оба вертолета.

Ми-28 превосходит Ка-52 по уровню защиты, простоте конструкции (классическая схема, продолжение Ми-24) и надежности. Вместе с тем геликоптер Камова обладает лучшими летными характеристиками, лучшим на данный момент вооружением и, главное, лучшим бортовым оборудованием, практически не уступая в этом отношении победителю нашего топа.

Как и у Ми-28, на вооружении Ка-52 имеется 30-мм пушка, но с лучшей точностью благодаря установке в центре фюзеляжа корпуса. При этом она имеет худшие углы наведения по сравнению с Ми-28.

«Главным калибром» Ка-52 являются сверхзвуковые противотанковые управляемые ракеты «Вихрь». Вертолет может нести до 32 таких ракет в максимальной загрузке. Стандартное же оснащение - 16 ПТУР «Вихрь» и 2 блока НАР (неуправляемых авиационных ракет). Также машина может нести бомбы и управляемые ракеты «воздух - воздух».

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2 человека (пилот и оператор вооружения);
  • максимальная взлетная масса: 12 200 кг;
  • силовая установка: 2 турбовальных ВК-2500 производства ОАО «Климов»;
  • максимальная скорость: 300 км/ч;
  • крейсерская скорость: 260 км/ч;
  • практическая дальность: 460 км;
  • перегоночная дальность: 1110 км;
  • статический потолок: 4000 м;
  • динамический потолок: 5500 м.

Ка-52, как и Ка-50, не экспортировался за пределы России. На вооружении ВС РФ в данный момент находится более 70 «Аллигаторов», составляющих конкуренцию американскому монстру АН-64 «Апач» - нашему победителю.

1. АН-64 «Апач»

АН-64 стал наиболее массовым боевым вертолетом второго поколения, и самым воюющим.

Первая ударная машина «Кобра» оказалась крайне удачной и отлично зарекомендовала себя во Вьетнаме. Вместе с тем армии США требовалась новая модель, лучше защищенная и несущая более мощное вооружение. Одним из основных требований было обеспечение всепогодности. В качестве главной задачи нового вертолета была названа борьба с танками противника (СССР). Компоновка АН-64 стала эталонной для других ударных геликоптеров. Нетрудно заметить, что Ми-28 в целом полностью повторяет американскую машину.

Большое внимание при разработке вертолета было уделено его живучести. Так, наиболее важные агрегаты экранированы менее важными, двигатели разнесены на максимальное расстояние, чтобы исключить одновременное поражение обоих, а экипаж защищен прочной броней. Тем не менее главной изюминкой «Апача» является его бортовой комплекс, оснащенный самыми современными средствами наблюдения, поиска и уничтожения целей.

В течение всего жизненного цикла «Апач» непрерывно совершенствовался, стараясь по своим боевым характеристикам максимально соответствовать угрозам. Первоначально основным вооружением вертолета были ПТУР «Хеллфайр» с лазерной головкой наведения. Но с появлением в СССР эффективных и многочисленных зенитных комплексов малого радиуса действия «Тунгуска» стало ясно, что геликоптер будет с большой вероятностью уничтожен.

Тогда американцы разработали модификацию АН-64D «Лонгбоу» («Длинный лук»). «Апач» оснастили надвтулочной РЛС и ракетами «Хеллфайр» нового поколения с головкой самонаведения «выстрелил и забыл», позволяющей вертолету менять свое местоположение и «прятаться» после пуска. Эффективность новых машин выросла в разы. Следует отметить, что подобной системой не оснащен ни один современный вертолет, за исключением легкого и малочисленного европейского «Тигра». Российские геликоптеры Ми-28 и Ка-52 до сих пор оснащаются ракетами с лазерным наведением, сильно уступая в этом американскому конкуренту.

Но не только это позволило «Апачу» занять первое место в нашем рейтинге. За почти 30 лет своего существования АН-64 успел повоевать во многих точках мира. После Панамы главным боевым крещением модели стал Ирак. Во время операции «Буря в пустыне» именно АН-64 проломили брешь в системе ПВО Ирака. Вместе со штурмовиками А-10 «Тандерболт» эти вертолеты стали главными противниками иракских танков. После 1991 года «Апачи» активно применялись в Афганистане, а потом снова в Ираке.

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2 человека (пилот и оператор вооружения);
  • максимальная взлетная масса: 10 432 кг;
  • силовая установка: 2 × ТВД General Electric 1890 л. с.;
  • максимальная скорость: 290 км/ч;
  • крейсерская скорость: 250 км/ч;
  • практическая дальность: 406 км;
  • перегоночная дальность: 1899 км.

В данный момент «Апач» является одним из самых распространенных ударных вертолетов мира. Всего произведено около тысячи экземпляров. Модель АН-64 различных модификаций имеют на вооружении более десяти стран в разных точках планеты. В этом вертолете инженеры смогли наиболее удачно совместить все боевые свойства актуальных ударных машин.