Кластер карибский кризис. В двух шагах от новой мировой

Международная политика XXI века — это не сверхбомбы, а сверхразум ее дипломатии.

Леонид Сухоруков

Никогда прежде люди не готовили к бою столь мощные ресурсы. Никогда противники еще не были готовы уничтожить друг друга полностью — даже если пострадал бы весь мир и на пораженных территориях стало бы невозможно жить. Никогда еще события не отличались такой «плотностью»: с точки зрения мобильности армии и оперативности дипломатических решений каждый день шел за год. И никогда мобилизация таких огромных резервов не приводила к таким малым жертвам.

Постоянное балансирование на грани напряженных отношений было типично для всей Холодной войны. Но самое драматичное время, когда ставки были особенно высоки, — это всего тринадцать дней 1962 года. «Карибский кризис».

Предыстория: вокруг да около

В послевоенное время два главных политических полюса — США и СССР — вели политику на расширение своего присутствия на планете, но без захвата чужих территорий и последующей колонизации: все были по горло сыты ужасами Второй мировой. И «мы», и «они» просто оказывали поддержку «ничейным» территориям или же устраивали революции под подходящими лозунгами — соответственно, под «социалистическими» или «демократическими». Но были и страны, которые трудно было приписать к политическому лагерю.

В 1959 году, когда к власти на Кубе пришел Фидель Кастро, остров сохранял определенную независимость. Новая кубинская администрация стремилась национализировать промышленность и сферу услуг, постепенно избавляясь от присутствия всякого американского бизнеса. Штаты в ответ ограничили все отношения с Кубой, пребывавшей после революционных перестроек в весьма бедственном состоянии. Кубинцам и с Союзом установить близкие отношения было сложно: Кремль пребывал в уверенности, что США имеет определенное влияние на Кубу, — и поначалу о присоединении Острова свободы к социалистическому миру вряд ли можно было говорить.

PGM-19 Jupiter. Такие ракеты были установлены на турецкой базе.

Но такая ситуация продержалась недолго. Отреагировав на антиамериканские настроения Кастро, Штаты отказались поставлять на остров нефть и закупать кубинский сахар — а значит, экономике страны грозили тяжелейшие времена. К тому времени у Кубы уже были установлены дипломатические отношения с Советским Союзом, и кубинские власти обратились за помощью к нему. Ответ был положительный — СССР направил на Кубу танкеры с нефтью, согласившись заодно покупать сахар. Так дальнейший вектор внешней политики (а после и собственного пути развития) был предопределен и выбран путь на взаимодействие с соцстранами.

Начало конфликта, однако, связано не с Кубой. В 1961 году США приступили к размещению баллистического оружия на турецкой ракетной базе. Речь шла о сравнительно небольшом арсенале — 15 ракет средней дальности. Но территория, которую можно было ими атаковать, оказалась достаточно большой, и в нее входила европейская часть СССР, в том числе и Москва. Подлетное время не превышало десяти минут — времени, за которое сделать какие-то ответные шаги практически невозможно. Сложившаяся ситуация порядком обеспокоила советское правительство.

Американская сторона войны не планировала; ракеты устанавливались из стратегических соображений — показать боевую мощь, обезопасить себя. Впрочем, серьезных прецедентов, делавших такой шаг необходимым, на тот момент не было. В любом случае напрашивался симметричный ответ — из политических соображений.

Однако политикой дело не обошлось: Никита Хрущев — в ту пору Первый секретарь ЦК КПСС — воспринял эти ракеты как личное оскорбление. Да и Куба уже некоторое время просила СССР увеличить свое военное присутствие на ее территории. В результате пришли к выводу, что удовлетворить это желание можно в самой что ни на есть полной мере — дислоцировать на Кубе наше ядерное оружие. Геополитически идея была небессмысленной: размещение там ядерных ракет обеспечивало определенный ядерный паритет — советское оружие угрожало США так же, как и американское угрожало СССР. Помимо прочего, это была прекрасная возможность, как сказал Хрущев, «подкинуть Америке «ежа»: разместить на Кубе наши ракеты, чтобы Америка не могла проглотить Остров свободы».

В мае 1962 года это решение не без некоторых споров было принято в Кремле, его поддержал и Кастро. Дело — за транспортировкой.

Операция «Анадырь»

Наивно было бы полагать, что можно незаметно перебросить на Кубу десятки ракет. Но советское правительство разработало ряд мер, которые помогли «размыть» картину происходящего и ввести в заблуждение разведку потенциального противника. Для этого в июне была подготовлена программа операции «Анадырь», служащей для прикрытия советско-кубинских взаимодействий.

Именно они — американские самолеты-разведчики Lockheed U-2 — в этой истории доставляли Советам больше всего проблем.

Технику и ракеты доставили в шесть разных портов, от Североморска до Севастополя. В проекте участвовало 65 кораблей, однако на судах никому — вплоть до капитанов — о содержимом грузов при отправлении ничего не сообщалось. Даже с пунктом назначения не было ясности: всем объявили, что двигаться надо куда-то на Чукотку. Для пущей достоверности к портам доставлялись вагоны зимней одежды.

Инструкциями о маршруте, конечно, капитанов снабдили: каждому вручили по три запечатанных пакета. Первый нужно было вскрыть после того, как корабль покинет территориальные воды СССР. Внутри содержался приказ вскрыть второй пакет после прохода Босфора и Дарданелл. Во втором — вскрыть третий после прохода Гибралтара. И только третий, последний называл пункт назначения: Куба.

Было немало предосторожностей, предпринятых армейским командованием для обеспечения безопасности операции. В пакетах содержались указания избегать встреч с натовским флотом. На кораблях устанавливались пулеметы на случай возможной атаки, а на судах с ракетами — малокалиберные зенитные пушки. Ракетные катера, перевозимые на палубах судов, обшивались металлом и древесиной — это делало их недоступными для наблюдений в инфракрасном свете.

Словом, операция переброски была продумана до мелочей. Однако планы действий непосредственно в «Анадыре» — то есть на Кубе — были чрезмерно идеалистичны.

К примеру, опасные и химически агрессивные компоненты ракетного топлива было проблематично хранить на острове. Если в обычных условиях пролив этих реагентов не был чем-то экстраординарным, то на жаре он приводил к ядовитым испарениям. Персонал мог работать только в противогазах и спецодежде, что в условиях тропического климата доставляло особые трудности.

Размещение личного состава также не учитывало погодных особенностей. Из-за непродуманной организации военных городков работа и отдых личного состава были крайне неудобными: днем — духота, ночью — мошкара. Неприятностей добавляла и ядовитая растительность в лесах. Высокая влажность плохо сказывалась и на здоровье людей, и на состоянии техники.

Комитет начальников штабов США решил приступить к военным действиям в отношении Кубы.

Но это все мелочи по сравнению с главным просчетом. Советское командование решило, будто на Кубе легко установить ракеты скрытно, — якобы этому будут очень способствовать пальмовые рощи. Как окажется позже, этот фактор маскировки оказался не таким уж надежным. Ну а флот замаскировать не получилось бы никак — если на несколько кораблей американская разведка, быть может, не обратила бы внимания, то постоянное прибытие крупных военных судов в несколько разных кубинских портов не заметить было невозможно. Действия Союза оставались уязвимым для наблюдения американских самолетов-разведчиков, следивших за происходящим непосредственно вокруг побережья Кубы.

Гарантированное взаимное уничтожение

Теории войны XX века будто стремились переплюнуть друг друга в своей нечеловеческой изобретательности. К счастью, значительная часть «изобретений» осталась никогда не воплощенной. Совершенно новые перспективы войны открылись после ядерных атак на Хиросиму и Нагасаки. Оказалось, что только психологический эффект таких бомб оказывается абсолютным. А уж боевой — и подавно.

И вот вопрос — как может выглядеть противостояние двух держав, которые, предположим, обладают равным боезапасом ядерного оружия? Настолько большим, что им можно полностью уничтожить соперника. В контексте представлений о внешней политике, складывавшихся в рамках Холодной войны, финал такой гипотетической войны возможен всего один — гарантированное взаимное уничтожение . И это не случайный термин — арсенал мировой дипломатии пополнился военной доктриной под таким названием.

К ситуации после такого столкновения — в прямом смысле постапокалиптической — можно с уверенностью применить слова, якобы как-то сказанные опять же Хрущевым: «И живые позавидуют мертвым». Эту фразу зарубежные журналисты времен Холодной войны часто приписывали ему, хотя точных свидетельств не сохранилось. Однако в любом случае спору нет: действительно позавидуют.

Не по дням, а по часам

Легко представить себе человека, уверенно ходящего по канату десять минут; но вряд ли такое могло бы без проблем происходить на протяжении пары столетий.

Философ Бертран Рассел о ядерной войне

U-2 — ключевой «персонаж» в Карибском кризисе.

Именно они — американские самолеты-разведчики Lockheed U-2 — в этой истории доставляли Советам больше всего проблем. Уже в июле, когда советские войска перебрасывали ракеты и технику на Кубу, американская разведка заметила массированное передвижение флота. Чтобы получать более точную информацию и делать более качественные снимки, пилотам U-2 приходилось летать довольно близко к советским судам, причем на крайне низких высотах. Настолько низких, что 12 сентября один из самолетов по неосторожности пилота врезался в водную поверхность и затонул.

К тому времени советские войска уже начали строительство ряда позиций для ракетных комплексов, и разведывательной авиации США об этом стало известно практически сразу. Однако ЦРУ не нашла на фотографиях ничего страшного, и 4 сентября президент Джон Кеннеди сказал Конгрессу, что самого опасного — ядерной ракетной угрозы — там нет. Значит, можно ни о чем не беспокоиться. На следующий же день прежние разведывательные полеты были прекращены аж до 14 октября (ранее «плановые» авиационные осмотры происходили дважды в месяц). Во-первых, потому что нет явной опасности — следить не за чем. Во-вторых, Кеннеди опасался, что рано или поздно советские или кубинские войска перестанут терпеть столь неприкрытые авиационные «подглядывания», собьют самолет — тогда конфликтов не избежать. В-третьих, это было решено сделать просто из-за неблагоприятных погодных условий.

Но Штаты расслабились напрасно — на острове строились позиции для ракет Р-12 и Р-14 средней дальности — до 4000 км. Все они были готовы нести ядерные заряды.

Следующий вылет U-2 состоялся 14 октября и принес США малоприятный сюрприз — фотосъемка запечатлела не только базы, но и ракеты. А к этому времени на острове их было уже достаточно: Советский Союз переправил туда арсенал из десятков ракет с ядерными боеголовками. Установили это специалисты ЦРУ 15 октября, а утром 16 октября снимки показали президенту. Именно в этот момент зародилась критическая ситуация, которая впоследствии была названа Карибским кризисом.

Первый снимок советского оружия на Кубе, показанный Кеннеди.

На заметку: на этом этапе не обошлось и без «поддержки» с советской стороны: идентифицировать ракеты помог Олег Пеньковский, советский полковник ГРУ. В 1961 году он передал ЦРУ сверхсекретный справочник с изображениями ракет СССР. Впрочем, сотрудничество закончилось быстро — в 1962 году его арестовали, а годом позднее он был расстрелян. Говорить о деталях тут сложно, дело Пеньковского до сих пор засекречено.

События начали развиваться в головокружительном темпе — действительно, по насыщенности и напряженности каждый день стоил целого года, а разные случайности и недопонимания грозили привести к мгновенной гибели десятков миллионов мирных граждан.

Понимая, что следует держать руку на пульсе, Кеннеди приказал возобновить разведывательные полеты и проводить их целых шесть раз в сутки. По его решению был создан Исполнительный комитет — группа советников, обсуждавших решение проблемы и сценарии событий. Работа комитета продолжилась и 17 октября . Но четкой позиции так и не удалось выработать. Однако необходимым посчитали срочно перевести войска в повышенную боеготовность — что и было сделано.

18 октября американская разведка оценила возможности размещенного на острове вооружения. Выходило, что к концу октября — началу ноября в первом ударе по США может быть использовано до 40 ракет, а второго следовало ожидать уже через несколько часов. Ракеты с радиусом действия в 2000 км могли поразить значительную часть боевого авиационного потенциала юга США, а с радиусом до 4500 км достали бы и до северных баз межконтинентальных ракет. В этой же зоне — большинство крупнейших американских городов.

Комитет начальников штабов США решил приступить к военным действиям в отношении Кубы. Из двух вариантов — блокада или воздушный удар — выбрали первый: дабы избежать жесткой реакции Москвы. Да и не было уверенности, удастся ли сразу уничтожить все советские ракеты. Ведь тогда СССР ответил бы ядерным ударом.

Территория внутри этих окружностей за несколько часов могла превратиться в кромешный радиоактивный ад.

18 октября, Белый Дом. На переговорах с послом СССР Анатолием Добрыниным (слева) и советским министром иностранных дел Андреем Громыко (справа) Кеннеди весел, делает вид, будто о ракетах не знает.

Этот же день был посвящен московско-вашингтонским дипломатическим переговорам. Советская сторона сообщила о своих мирных намерениях, но в то же время — о готовности защищать кубинских союзников. Кеннеди также заявил о мирных планах относительно Кубы, добавив, что он прилагает максимум сил, чтобы сдерживать политиков, требующих военного вмешательства.

19 октября советское правительство предположило, что кризис пошел на спад, однако США стали готовиться к решительным действиям интенсивнее. А к вечеру 20 октября приготовления американцев еще больше ускорились, войска были переведены в положение «военной опасности», боевая авиация — в состояние 15-минутной готовности к вылету. На Кубе тем временем один ракетный полк был приведен в полную боеготовность. Американская пресса полнилась противоречивыми слухами.

21 октября разведданные принесли американцам сведения о размещении на Кубе пяти ракетных полков СССР (с 80 ракетами) и двух хранилищ ядерных боеприпасов. Штаты утвердили план морской блокады Кубы. Согласно ему, все подходящие к ней суда должны были проверяться контрольными группами кораблей США, а обнаружение наступательного оружия — привести к запрету дальнейшего продвижения. Отказ грозил применением силы вплоть до потопления.

22 октября соединения ВМС США взяли Кубу в кольцо, к ее территориальным водам подошли сторожевые и разведывательные корабли. В воздух поднято 25% всех бомбардировщиков B-52 с ядерным вооружением, дежурство — круглосуточное. Подготовлены силы вторжения численностью 340 тысяч человек (сухопутные войска, морпехи, десант). Вооруженные силы — в состоянии немедленной готовности к бою. Авиаразведка кубинской территории — круглосуточная.

Масштабная подготовка произвела на страну шокирующее впечатление. Газеты сообщали о радиусе действия советских ракет, способных уничтожить более 80 млн человек. Поднялась паника — жители США начали двигаться на север страны, подальше от угрозы.

Кубинская сторона была в полной боеготовности. Но ракетные части использовать пока строго запрещалось. Всеобщую мобилизацию назначили на следующий день.

23 октября Кремль пришел в замешательство, узнав, что Америка ввела морскую блокаду Кубы и готова к войне, но больше от того, что она в курсе размещения советских ракет. Надежда на скрытное завершение операции рухнула окончательно. Хрущев заявил о готовности нанесения ответного удара и в случае нападения США, и в случае атаки советских кораблей. Однако 24 октября блокада была введена. Хрущев был в гневе.

В этот же день разведка США принесла сведения об ускоренной маскировке стартовых позиций советских ракет. Предприняты меры для перехвата советских подлодок.

25 октября — Штаты полностью готовы к войне. Хрущев понял, что драма неминуема, если он не откажется от прежних планов. Кремль оперативно рассматривал все возможные решения и их последствия.

Это интересно: после экстренного заседания Президиума ЦК КПСС Хрущев неожиданно обратился к участникам: «Товарищи, давайте вечером пойдем в Большой театр. Наши люди и иностранцы увидят нас, может, и это успокоит их».

Хоть американцы все знали и показывали советским дипломатам в США имеющиеся фотографии, но в переписке Хрущев вплоть до 26 октября уверял Кеннеди, что советского оружия на Кубе нет. Однако в этот день Никита Сергеевич, наблюдая стремительную подготовку американцев к войне, окончательно понял необходимость раскрыть карты и идти на компромисс. Москва заявила, что если США пообещают отказаться от интервенции на Кубу и снять блокаду, то советского ядерного оружия там больше не будет. И вдогонку — еще одно условие: ликвидация американской ракетной базы в Турции.

Тональность предложения была примирительной, но военные приготовления советских войск на острове продолжались.

На рассвете 27 октября СССР ожидал удара авиации США по кубинско-советским формированиям, которого — к огромному счастью — не последовало. Кеннеди был крайне осторожен.

Ситуация оставалась предельно острой. Интенсивные переговоры продолжались. Хотя Америка настаивала на том, чтобы вывести из них вопрос о турецких ракетах (объясняя тем, что проблемы безопасности Европы и Западного полушария не связаны), рамки компромисса были намечены. Это был самый напряженный день кризиса, который тем не менее принес больше всего надежд и продуктивных решений, но...

Вечером в одно из подразделений кубинской ПВО пришло сообщение о приближающемся U-2. Из-за кратковременной несогласованности действий командования было принято поспешное решение атаковать его зенитной артиллерией. Самолет был сбит, летчик погиб. Обстановка вновь накалилась, правительство США выразило резкое недовольство инцидентом; Кеннеди, однако, хватило хладнокровия не отдавать приказа о военном ответе.

Происшествие можно объяснить тем, что за сутки это было уже восьмое нарушение кубинского воздушного пространства. Или провокация с советской стороны. Или с американской... Чаша весов была явно не на стороне США: почти в то же время был перехвачен еще один U-2, но — над Сибирью. Незадолго до этого во избежание лишней напряженности американское командование запретило проводить авиаразведку над СССР. По официальной версии самолет просто сбился с курса из-за плохой погоды. Едва стало известно о нарушителе, как к нему устремились советские и американские истребители. В их сопровождении он повернул на Аляску. К счастью, советским военным тоже хватило хладнокровия — и обошлось без боя.

На следующий день, 28 октября, в ходе переговоров обе стороны пришли к дипломатическим согла- шениям.

На следующий день, 28 октября , в ходе переговоров обе стороны пришли к дипломатическим соглашениям. Обмен мнениями и предложениями происходил как в открытом, так и в строго конфиденциальном режиме. СССР согласился на вывод ракет (демонтаж стартовых площадок начался в этот же день), США дали гарантию ненападения на Кубу. Насчет Турции официальной договоренности не прозвучало — но всем было понятно, что и в этом отношении будет сделано все для снятия напряженности.

Что же касается третьей стороны — Кубы, она, по большому счету, оказалась лишь пешкой в большой игре. Кастро, почувствовав некоторую обиду, сообщил Хрущеву, что тому следовало бы яснее прокомментировать свои действия — недоумение быстрым советским «откатом» у кубинцев было велико. Впрочем, это не помешало дальнейшему укреплению связей Кубы с СССР и добровольному присоединению к социалистическому миру.

В любом случае, мировая трагедия миновала. Без боевых потерь, увы, не обошлось — пилот сбитого U-2, майор Рудольф Андерсон, стал единственной жертвой среди военных. Известно также, что из-за тяжелых условий службы на Кубе погибло 57 советских военных.

В конечном счете СССР убрал с Кубы ядерное оружие. США не покушались на нее. А чуть позже в Турции были демонтированы натовские ракеты — как «устаревшие».

Реализация планов по мирным договоренностям заняла много месяцев. Но это другая история — не столь пугающая и выходящая за рамки событий этих тревожных тринадцати дней.

Карибский кризис в играх

В летнее время под тенью акации

Приятно мечтать о дислокации.

Козьма Прутков

Эта история как никакой другой военный кризис была похожа на игру — в которой нужно действовать как можно эффективнее, пытаясь угадать, что на уме у потенциального противника.

Действительно, американцы до последнего момента не знали, кто вообще может отдать приказ об атаке. Лично Хрущев? Кто-то из его подчиненных? А может, и Фидель? Кремль тоже не был уверен в планах Вашингтона — несмотря на размеренные с виду действия, в Исполнительном комитете шли нешуточные споры между сторонниками интервенции, упреждающей атаки и дипломатических споров.

Кстати, только позднее стало известно, что американцы существенно ошибались в оценке и видов вооружения и техники, и численности войск на Кубе. Так что начнись тогда война — последствия оказались бы куда драматичнее, чем представлялось.

В Карибском кризисе, когда недопонимания и случайности могли обернуться кошмаром, острее всего стояла проблема первого шага: попытка сделать ситуацию радикально выигрышной выводила систему из равновесия и грозила взаимным ядерным уничтожением. Любопытно, что такая ситуация в абстрактном виде еще в 1950 году была исследована в теории игр знаменитым математиком Джоном Нэшем, лауреатом Нобелевской премии 1994 года.

Симптоматично, что в феврале того же «кризисного» 1962 года программист Стив Рассел создал стрелялку Spacewar! — первую в мире компьютерную игру. Сделана она была для вычислительной машины PDP-1 с забавными для нашего времени характеристиками (оперативной памяти — 9 килобайт, процессор на 100 тысяч операций в секунду). Правда, сюжет не был связан с ядерным оружием.

Исторический сюжет Карибского кризиса популярен в разных направлениях современной культуры. Постапокалиптические образы последствий взаимного уничтожения государств, «вдохновленные» Карибским кризисом, нередко используются в компьютерных и видеоиграх.

Один из самых типичных примеров — игры серии Fallout . Напомним, события там происходят после мировой войны 2077 года, во время которой США и Китай «обменялись» всеми своими ядерными боеприпасами, в результате чего живого на свете почти не осталось. Длительность конфликта, по замыслу, составляла всего пару часов.

Старинная стратегия Balance of Power (Mindscape, 1985 год; переиздавалась и позже, но без принципиальных отличий), выходившая еще на дискетах, тематически была ближе к реальной политике. Игрок действует от лица либо президента США, либо генсека ЦК КПСС. Цель проста — совершать определенные внешнеполитические действия в отношении разных стран. При этом необходимо зарабатывать максимальный международный престиж (баллы) и за восемь лет (фактически ходов) уберечь мир от ядерной войны. Но по сюжету дело происходило в середине-конце 1980-х, когда подобная угроза в мировом масштабе миновала.

Собственно Карибскому кризису посвящена стратегия, которая так и называется — Карибский кризис (1С, G5 Software, 2005 год). По ее сюжету 27 октября 1962 года сбитый U-2 все-таки стал поводом для войны. США разгромили Кубу, крупные города и военные базы СССР. В ответ Союз нанес ядерные удары по крупнейшим аналогичным объектам Америки и Западной Европы, уничтожив заодно злополучную турецкую базу. Уцелевшие борются за скудные природные ресурсы, не загрязненные радиацией...

«Умелые действия президента США Джона Кеннеди в ходе Карибского кризиса, разгоревшегося ровно 50 лет назад, возведены в ранг центрального мифа «холодной войны». Строится он на тезисе о том, что Кеннеди, благодаря военному превосходству США и своей стальной воле, заставил советского премьера Хрущева капитулировать и вывезти с Кубы тайно размещенные там ракеты… Согласно мифу, Хрущев лишился всего, а Кеннеди не поступился ничем. Таким образом, завершением кризиса стал безраздельный триумф Америки и безоговорочное поражение СССР», пишет автор статьи.

И эти тезисы представляются ему «неверными». А что, по его мнению, «верно»?

«Победа Кеннеди в сражении «холодной войны», неоднозначном как по своему течению, так и по результатам, стала ориентиром для американской внешней политики». И это – исторический факт!

«Она обожествляла военную силу и силу воли, ни во что не ставя дипломатию взаимных уступок.

Она задавала стандарт жесткости и рискованного противостояния со злодеями, соответствовать которому было просто невозможно - хотя бы потому, что этой победы не было».

Ну, и что тут плохого с точки зрения самой Америки?

«Представление, сложившееся о Карибском кризисе - мол, Кеннеди добился успеха, не отступив ни на дюйм, - укрепилось в политическом мышлении… Оно (sic!) проявляет себя и сегодня, полвека спустя, в тревогах по поводу уступок Ирану в связи с его ядерным оружием или талибам в контексте их роли в Афганистане.

Американские лидеры не любят идти на компромисс. И это во многом связано с укрепившимся неверным пониманием тех 13 дней в октябре 1962 года».

Во как! Выходит Кеннеди, вернее, предложенный им алгоритм разрешения Карибского, самого смертельно опасного, кризиса, виноват в том, как янки уходят из Афгана, и как они ведут себя с Ираном?! Нашли крайнего…

«На самом деле кризис завершился не фиаско советской дипломатии, а взаимными уступками, - отмечает автор «Foreign Policy». – Советы вывели свои ракеты с Кубы в обмен на обещание США не вторгаться на остров Фиделя Кастро и убрать из Турции ракеты «Юпитер».

Дело в том, что американские власти долгое время держали в секрете договоренности с Хрущевым о выводе ракет «Юпитер» из Турции. Американское правительство не могло признаться своим гражданам в том, что в октябре 1962 года «проявило слабину» перед советами!

«С самого начала люди Кеннеди делали все возможное, чтобы скрыть уступку по «Юпитерам». Роберт Кеннеди 27 октября сказал послу СССР Анатолию Добрынину следующее: «Юпитеры» мы уберем, но это часть сделки не подлежит разглашению». Тайна хранилась 16 лет(!) вплоть до появления в книге Артура Шлесингера, работавшего в команде Джона Кеннеди, абзаца об этом факте.

Затем советники Кеннеди опубликовали статью, посвященную 20-й годовщине кризиса, в которой признали пункт договоренности, касающийся «Юпитеров». Однако, сделали это так, чтобы принизить его значимость, заявив, что Кеннеди к тому времени уже решил убрать «Юпитеры» из Турции.

Они признали, что секретность, окружавшая ту часть сделки, которая касалась «Юпитеров», была настолько важна, что любая утечка «оказала бы разрушительное воздействие на безопасность США и их союзников».

Эти советники Кеннеди, держа в тайне гарантии по «Юпитерам», дезориентировали своих коллег, соотечественников, преемников и других союзников, заставив их прийти к ошибочному выводу о том, что «в ту «черную субботу» достаточно было сохранить твердость», - пишет автор «Foreign Policy».

Заметим попутно, что к американцам можно предъявлять многие претензии, но вот в чем им не откажешь, так это в создании и поддерживании политических мифов, которые работают на имидж несокрушимой Америки!

Сам факт разоблачения этой части сделки Кеннеди и Хрущева «вызвал бы немалое смятение в НАТО, где была бы воспринята как предательство Турции», пишет «Foreign Policy».

Роберт Кеннеди даже сказал Анатолию Добрынину, что эти опасения были для него главной причиной, по которой сделке надлежало остаться тайной. А.Добрынин телеграфировал слова Бобби в Москву: «Если бы о таком решении было объявлено сейчас, это бы серьезно раскололо НАТО».

Вот какие ставки были вокруг просто оглашения факта компромисса со стороны США!

«Почему СССР не организовал утечку?» - спрашивает американский автор.

Так СССР из этого тайны и не делал. Просто «железный занавес», как называли тогда информационную блокаду, закрывал не только Советский Союз от Запада – на Западе висел свой «железный занавес», который закрывал его от влияния СССР. И именно поэтому туда не дали просочится открытой в Москве информации о том, что США в рамках договоренностей убрали свои ракеты из Турции.

Об этом знали даже студенты МГИМО, где я учился в те годы. И никакой тайны из этого «размена» в Москве не делали. Поэтому весьма удивлен подобными оценками, звучащими сегодня в статье «Foreign Policy». Кстати, пора назвать её автора – это, между прочим, известный американский деятель, почетный президент Совета по международным отношения Лесли Гелб (Leslie H. Gelb).

Согласно предположению самого Лесли Гелба, «Хрущев никогда не рассматривал возможность утечки, потому что не мог знать, как кризис будет преподноситься впоследствии - насколько слабым он будут выглядеть».

Оставим подобную оценку на совести мистера Гелба. Но что-то не приходилось слышать, будто СССР выглядел тогда в чьих-то иностранных глазах, как «слабак». Зато помню, как взвились американцы, да и натовцы, когда Хрущев им сказал: «Мы вас закопаем» и погрозил «кузькиной матерью», да ещё и ботинком в ООН ударил. И где здесь «слабак»?

Вот так американцы себя и убаюкивают: «Мы, дескать, сильнее всех». Забывают они, что подобное бывало уже в истории: «Deutschland Uber Alles»…

«Политиков мысль о компромиссе, как правило, не приводит в восторг, тем более, если речь идет о внешней политике США. Миф о Карибском кризисе усилил надменность. Миф, а не реальность, стал меркой ведения переговоров с противниками».

Потрясающее признание на страницах ведущего внешнеполитического журнала Америки из уст президента Совета по международным отношениям, бывшего сотрудника Пентагона!

С начала 1960-х «мало кто хотел подставляться, предлагая даже мягкие компромиссы с противниками».

«Открыто допустить сегодня, что Иран может под строгим контролем обогащать уран до несущественных в военном отношении процентов, - политическое самоубийство, хотя такое обогащение и разрешено Договором о нераспространении ядерного оружия», - откровенно пишет Л.Гелб.

«Команда Барака Обамы ведет переговоры с движением «Талибан», и ее требования абсолютны – талибы должны сложить оружие и принять кабульскую конституцию. Никакой серьезный обмен уступками не представляется возможным».

Вот как «отыгрываются» в современной политике установки 50-летней давности.

А в завершении статьи Лесли Гелб просто выносит «вердикт»:

«Слишком долго внешняя политика США делала акцент на угрозах и конфронтации и минимизировала роль компромисса.

Да, компромисс – не всегда решение, а порой – совершенно неправильное решение. Но политики всех мастей должны быть в состоянии открыто и без страха изучать возможность компромисса, сопоставляя его с альтернативами».

Вот какой урок извлекли американцы из истории с Карибским кризисом.

Во всяком случае, в редакции журнала «Foreign Policy»…

События 1962 года, связанные с размещением и последующей эвакуацией советских баллистических ракет на острове Куба принято называть «Карибским кризисом» , поскольку остров Куба расположен в Карибском море.

Конец 50-х начало 60-х годов – время растущей враждебности между СССР и США. Карибскому кризису предшествовали такие события, как Корейская война 1950-53 гг., где в открытом бою встретились американская и советская авиация, Берлинский кризис 1956 г., мятежи в Венгрии и Польше, подавленные советскими войсками.

Эти годы отмечены ростом напряженности в отношениях между Советским Союзом и США. Во второй мировой войне они были союзниками, но сразу после войны все переменилось. США стали претендовать на роль «защитника свободного мира от коммунистической угрозы», и была провозглашена так называемая «холодная война»- т.е. единая политика развитых капиталистических государств по противодействию распространению коммунистических идей.

Справедливости ради надо отметить, что многие обвинения против Советского Союза, которые выдвигала западная демократия, были обоснованны. СССР как государство по существу представлял собой диктатуру партийной бюрократии, там полностью отсутствовали демократические свободы, проводилась политика жесточайших репрессий против недовольных режимом.

Но необходимо при этом учитывать также и то, что помимо борьбы против жестокого политического режима, который в то время существовал в нашей стране, шла борьба и за геополитические цели, поскольку СССР представлял собой крупнейшую европейскую страну по запасам сырья, объему территории, численности населения. По свои размерам он несомненно, был крупной державой, несмотря на все свои недостатки. Он бросал вызов США как серьезный противник – тяжеловес на европейском ринге. Речь шла о том, кто будет главной страной Европы, от мнения которой зависит все, а кто главный в Европе – тот главный и в мире.

США мало волновало экономическое соперничество с Советским Союзом. Экономика СССР составляла очень скромную часть европейской а тем более, американской. Очень велико было техническое отставание. Несмотря на довольно высокие темпы развития, она не имела шансов стать серьезным конкурентом США и Западной Европы на мировом рынке.

«Мастерской мира» после 1945 г. стали США. Они же стали и Мировым банком, и международной полицией по поддержанию порядка в разоренной Европе. Новый европейский порядок после мировой войны означал терпимость, гуманизм, примирение и, конечно, широкую помощь и защиту государства всем гражданам, независимо от их национального или классового происхождения. Именно поэтому он встретил понимание и поддержку большинства населения.

Советская модель предполагала репрессии по классовому признаку, ограничение культурных и экономических свобод, внедрение отсталой экономической системы азиатского типа, совершенно неприемлемой для Европы. Эта модель никак не могла завоевать симпатии европейцев. Конечно, победа СССР в войне против фашисткой Германии вызвала в мире и в Европе большой интерес и симпатии к русскому народу, но эти настроения быстро закончились, причем особенно быстро в тех странах Восточной Европы, где при поддержке СССР пришли к власти коммунистические режимы.

Гораздо больше западных политиков того времени беспокоило то, что благодаря тоталитарной системе управления СССР мог выделять на военные нужды больше половины своего национального дохода, сосредоточить в производстве оружия свои лучшие инженерные и научные кадры. К тому же советские шпионы умели виртуозно воровать технические и военные секреты.

Поэтому, хотя по уровню жизни населения СССР и не мог сравниться ни с одной из развитых европейских стран, в военной области он был серьезным противником Запада.

Ядерное оружие СССР имел с 1946 г. Однако реальное военное значение это оружие не имело довольно долго, поскольку не было средств доставки.

Главный соперник – США имел мощную боевую авиацию. США располагали более чем тысячей бомбардировщиков, способных провести ядерную бомбардировку СССР под прикрытием нескольких десятков тысяч реактивных истребителей.

Что-либо противопоставить этим силам СССР в то время не мог. Финансовых и технических возможностей по созданию равного по силе американским военно-морского флота и авиации в короткие сроки страна не имела. Исходя из реальных условий, решено было сосредоточиться на создании таких средств доставки ядерных зарядов, которые бы стоили на порядок дешевле, были проще в производстве и не требовали дорогостоящего обслуживания. Таким средством стали баллистические ракеты.

К их созданию СССР приступил еще при Сталине. Первая советская ракета Р-1 была попыткой скопировать немецкую ракету ФАУ, которая состояла на вооружении в гитлеровском вермахте. В дальнейшем работу над созданием баллистических ракет продолжили несколько конструкторских бюро. На обеспечение их работы были направлены колоссальные финансовые, экономические, интеллектуальные ресурсы. Без преувеличения можно сказать, что над созданием баллистических ракет работала вся советская промышленность.

К началу 60-х годов были сконструированы и изготовлены мощные ракеты, способные достигать территории США. СССР достиг в производстве таких ракет впечатляющих успехов. Это показали и запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 г., и полет первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина на околоземную орбиту в 1961 г.

Успехи в освоении космического пространства резко изменили имидж СССР в глазах западного обывателя. Удивление вызывал масштаб достижений, быстрота их достижения, а то, ценой каких жертв и затрат это было достигнуто, не было известно за пределами Советского Союза.

Естественно, что западные страны приняли все меры, чтобы исключить возможность для СССР диктовать свои условия, опираясь на «ядерную дубинку». Путь для достижения безопасности был один – развертывание мощного военного союза европейских стран во главе с самой мощной страной мира – США. Американцам были созданы все условия для развертывания своих военных систем в Европе, более того, перед лицом советской военной угрозы их зазывали и заманивали туда всеми средствами.

США развернули мощный пояс безопасности, размещая вокруг границ СССР ракетные базы, станции слежения, аэродромы для самолетов-разведчиков. При этом они имели преимущество в географическом расположении – если их военные базы располагались вблизи советских границ, то сами США отделялись от территории СССР мировыми океанами и таким образом были застрахованы от ответного ядерного удара.

При этом они мало обращали внимание на обеспокоенность СССР по этому поводу, объявляя все это потребностями обороны. Однако, как известно, лучшая оборона – это нападение, а размещаемое ядерное оружие давало возможность нанести СССР неприемлемый ущерб и заставить его капитулировать.

Особое возмущение у советского руководства вызвало создание американской военной базы в Турции и размещение там новейших ракет, оснащенных ядерными боеголовками. Эти ракеты могли нанести ядерный удар по европейской части Украины и России, по самым крупным и населенным городам, по речным плотинам на Волге и Днепре, крупным заводам и фабрикам. Ответить на этот удар, особенно если он окажется внезапным, СССР не мог – США были слишком далеко, на другом континенте, на котором у СССР не было ни единого союзника.

К началу 1962 г. у СССР волею судьбы впервые появился шанс изменить эту географическую «несправедливость».

Возник острый политический конфликт между США и республикой Куба - крошечным островным государством в Карибском море, расположенном в непосредственной близости от США. После нескольких лет партизанской войны власть на этом острове захватили повстанцы во главе с Фиделем Кастро. Состав его сторонников был пестрым – от маоистов и троцкистов до анархистов и религиозных сектантов. Эти революционеры одинаково критиковали и США и СССР за империалистическую политику и не имели четкой программы реформ. Главным их желанием было установить на Кубе справедливый общественный строй без эксплуатации человека человеком. Что это такое и как это сделать, никто из них толком не знал, впрочем, первые годы существования режима Кастро ушли на решение только одной проблемы – уничтожение инакомыслящих.

Придя к власти, Кастро что называется, «закусил удила». Успех революции на Кубе убедил его в том, что точно таким же военным путем, путем засылки партизанских диверсионных групп, можно в короткий срок свергнуть «капиталистические» правительства во всех странах Латинской Америки. На этой почве у него сразу же возник конфликт с США, которые по праву сильнейшего считали себя гарантами политической стабильности в регионе и не собирались безучастно наблюдать за действиями боевиков Кастро.

Делались попытки убить кубинского диктатора – угостить его отравленной сигарой, подмешать яд в коктейль, который он почти каждый вечер пил в своем любимом ресторанчике, но все заканчивалось конфузом.

США ввели экономическую блокаду Кубы и разрабатывали новый план вооруженного вторжения на остров.

Фидель обратился за помощью в Китай, но потерпел неудачу. Мао Цзе-Дун счел неразумным в тот момент раздувать военный конфликт с США. Кубинцы сумели договориться с Францией и закупили у нее вооружение, но пришедшее с этим вооружением судно было взорвано неизвестными в порту Гаваны.

Первоначально и Советский Союз не оказал действенной помощи Кубе, поскольку немалая часть сторонников Кастро были троцкистами, а Лев Давидович Троцкий – один из вождей Октябрьской революции и злейший враг Сталина – считался в СССР предателем. Убийца Троцкого Рамон Меркадер жил в Москве и имел звание Героя Советского Союза.

Однако вскоре СССР проявил к Кубе живейший интерес. Среди высших советских руководителей созрела идея тайно разместить на Кубе ядерные баллистические ракеты, способные нанести по удар США.

В книге Ф. Бурлацкого «Вожди и советники» так описывается момент начала событий, которые привели мир к краю ядерной пропасти:

«Идея и инициатива размещения ракет исходила от самого Хрущева. В одном из своих писем к Фиделю Кастро Хрущев рассказывал о том, каким образом в его сознание запала мысль о ракетах на Кубе. Произошло это в Болгарии, судя по всему, в Варне. Н.С. Хрущев и министр обороны СССР Малиновский прогуливались по берегу Черного моря. И вот Малиновский сказал Хрущеву, показывая в сторону моря: на другой стороне, в Турции, находится американская ракетно-ядерная база. Пущенные с этой базы ракеты могут в течение шести-семи минут уничтожить крупнейшие центры Украины и России, расположенные на юге страны, включая Киев, Харьков, Чернигов, Краснодар, не говоря уже о Севастополе - важной военно-морской базе Советского Союза.

Хрущев спросил тогда у Малиновского: почему Советский Союз не имеет права сделать то, что делает Америка? Почему нельзя, например, разместить наши ракеты на Кубе? Америка окружила СССР своими базами со всех сторон и держит его в клещах. Между тем советские ракеты и атомные бомбы расположены только на территории СССР. Получается двойное неравенство. Неравенство количества и сроков доставки.

Так он задумал и обсудил эту операцию сначала с Малиновским, а затем - с более широкой группой руководителей и, наконец, получил согласие Президиума ЦК КПСС.»

С самого начала размещение ракет на Кубе готовилось и проводилось как абсолютно тайная операция. В нее были посвящены очень немногие из высшего военного и партийного руководства. Советский посол в США узнал о всем происходящем из американских газет.

Однако расчет на то, что удастся сохранить секрет до момента полного развертывания ракет был глубоко ошибочным с самого начала. И это было настолько очевидно, что даже Анастас Микоян – ближайший помощник Хрущева, с самого начала заявлял о том, что операция будет быстро разгадана американской разведкой. К этому были следующие причины:

    Необходимо было замаскировать на небольшом острове крупное воинское соединение в несколько десятков тысяч человек, большое количество автомобильной и бронетанковой техники.

    Район для развертывания пусковых установок был выбран крайне неудачно – их легко можно было заметить и сфотографировать с самолетов.

    Ракеты должны быть размещены в глубоких шахтах, построить которые очень быстро и скрытно было невозможно.

    Даже в случае успешного размещения ракет из-за того, что подготовка их к запуску требовала несколько часов, противник имел возможность уничтожить с воздуха большую их часть до осуществления пуска, и тут же нанести удар по советским войскам, которые перед массированными авианалетами являлись практически беззащитными.

Тем не менее Хрущев лично отдал приказ о начале операции.

С конца июля и до середины сентября Советский Союз направил на Кубу примерно 100 кораблей. Большая их часть перевозила вооружение. Этими судами было доставлено 42 ракетно-баллистических установки среднего радиуса действия - МРБМ; 12 ракетно-баллистических установок промежуточного типа, 42 бомбардировщика-истребителя типа ИЛ-28, 144 зенитные установки типа «земля-воздух».

Всего на Кубу было перемещено примерно 40 тысяч советских солдат и офицеров.

Ночью, в гражданской одежде, они поднимались на борт кораблей и прятались в трюмах. Им не разрешалось выходить на палубу. Температура воздуха в трюмах превышала 35 градусов Цельсия, страшная духота и давка мучили людей. По воспоминаниям участников этих переходов – это был настоящий ад. Не лучше обстояли дела и после высадки в пункте назначения. Солдаты жили на сухом пайке, ночевали под открытым небом.

Тропический климат, москиты, болезни и плюс к этому – невозможность нормально помыться, отдохнуть, полное отсутствие горячей пищи и медицинской помощи.

Большинство солдат были заняты на тяжелых земляных работах – рытье шахт, траншей. Работали ночью, днем скрывались в зарослях или изображали крестьян на полевых работах.

Командующим советским военным соединением был назначен знаменитый генерал Исса Плиев, осетин по национальности. Это был один из любимцев Сталина, лихой кавалерист, прославившийся рейдами по тылам противника, человек огромной личной храбрости, но малообразованный, заносчивый и упрямый.

Такой военачальник вряд ли годился для осуществления тайной операции, по существу, диверсионной. Плиев мог обеспечить беспрекословное подчинение солдат приказам, мог заставить людей выдерживать все тяготы, но спасти операцию, с самого начала обреченную на провал, было не в его силах.

Тем не менее какое-то время удавалось сохранять секретность. Многие исследователи истории Карибского кризиса удивляются, что несмотря на все ошибки советского руководства, американская разведка узнала о планах Хрущева только в середине октября, когда конвейер по доставке военных грузов на Кубу раскрутился на полную мощность.

Несколько дней ушло на получение дополнительных сведений по всем имеющимся каналам, обсуждение вопроса. Кеннеди и его ближайшие помощники встретились с министром иностранных дел СССР Громыко. Тот уже догадывался, о чем его хотят спросить и заранее приготовил ответ – ракеты доставлены на Кубу по просьбе кубинского правительства, имеют только тактические значение, призваны защищать Кубу от вторжения с моря и самим США никак не угрожают. Но прямого вопроса Кеннеди так и не задал. Тем не менее Громыко все понял и сообщил в Москву, что американцам скорее всего уже известно о планах размещения ядерного оружия на Кубе.

Хрущев немедленно собрал совещание высшего военного и партийного руководства. Хрущев был явно напуган возможной войной и поэтому велел отправить Плиеву приказ ни в коем случае, чтобы не случилось, не применять ядерные заряды. Что делать дальше, никто не знал и поэтому оставалось только ждать развития событий.

А в это время в Белом Доме решали, как поступить. Большинство советников президента выступали за бомбардировку стартовых площадок советских ракет. Кеннеди колебался какое-то время, но в конце концов решил приказ о бомбовом ударе по Кубе не отдавать.

22 октября президент Кеннеди обратился по радио и телевидению к американскому народу. Он сообщил, что на Кубе обнаружены советские ракеты, и потребовал от СССР немедленно удалить их. Кеннеди объявил, что США вводят «карантин» Кубы и будут досматривать все суда, направляющиеся на остров для того, чтобы помешать доставке туда ядерного оружия.

То, что США воздержались от немедленной бомбардировки, было воспринято Хрущевым как проявление слабости. Им было направлено письмо в адрес президента Кеннеди, в котором он требовал от США снять блокаду Кубы. В письме по существу содержалась недвусмысленная угроза начать войну. Одновременно в средствах массовой информации СССР было объявлено об отмене отпусков и увольнительных для военных.

24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Безопасности ООН. Советский Союз продолжал упорно отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Даже тогда, когда на большом экране всем присутствующим были показаны фотоснимки ракетных шахт на Кубе, советская делегация продолжала стоять на своем, как ни в чем ни бывало. Потеряв терпение, один из представителей США задал вопрос советскому представителю: «так есть на Кубе советские ракеты, способные нести ядерное оружие? Да или нет?»

Дипломат с непроницаемым лицом произнес: «В свое время вы получите ответ».

Обстановка в Карибском море все более накалялась. К Кубе двигалось два десятка советских кораблей. Американские военные суда получили приказ остановить их, если потребуется - огнем. Американская армия получила приказ о повышенной боевой готовности, причем его специально передали в войска открытым текстом, без кодировки, чтобы об этом быстрее узнало советское военное командование.

Это достигло цели: по личному распоряжению Хрущева советские корабли, направлявшиеся на Кубу, повернули обратно. Делая хорошую мину при плохой игре, Хрущев заявил, что оружия на Кубе уже достаточно. Члены Президиума ЦК выслушали это с каменными лицами. Им было ясно, что, по существу, Хрущев уже капитулировал.

Чтобы подсластить пилюлю своим военным, которые оказались в унизительно глупом положении, Хрущев приказал продолжать достраивать ракетные шахты и собирать бомбардировщики ИЛ-28. Измученные солдаты продолжали работать по 18 часов в сутки, хотя ни малейшего смысла в этом уже не было. Царила неразбериха. Неясно было, кто кому подчиняется. Например, Плиев не имел права отдавать приказы младшим по званию офицерам, отвечавшим за ядерное оружие. На пуск зенитных ракет необходимо было получать разрешение из Москвы. В то же время зенитчиками был получен приказ всеми силами препятствовать американским самолетам-разведчикам.

27 октября советскими силами ПВО был сбит американский У-2. Летчик погиб. Пролилась кровь американского офицера, что могло послужить поводом для начала военных действий.

В этот же день вечером Фидель Кастро направил Хрущеву пространное письмо, в котором утверждал, что вторжение США на Кубу уже не избежать и призывал СССР вместе с Кубой дать американцам вооруженный отпор. Причем Кастро предлагал не ждать, когда американцы начнут военные действия, а нанести удар первыми с помощью имеющихся на Кубе советских ракет.

На следующий день брат президента Роберт Кеннеди встретился с советским послом в США Добрыниным и, по существу, выдвинул ультиматум. Или СССР немедленно вывозит с Кубы свои ракеты и самолеты, или США в течение суток начинают вторжение на остров, чтобы силой устранить Кастро. Если СССР согласится на демонтаж и вывоз ракет, президент Кеннеди даст гарантии не вводить свои войска на Кубу и убрать американские ракеты из Турции. Время на ответ – 24 часа.

Получив эту информацию от посла, Хрущев не стал тратить время на совещания. Он немедленно написал письмо Кеннеди, в котором дал согласие на условия американцев. Одновременно было подготовлено сообщение по радио о том, что Советское правительство отдает распоряжение о демонтаже ракет и их возвращении в СССР. В страшной спешке были направлены курьеры в Радиокомитет с приказом передать его в эфир до 17 часов, чтобы успеть до того, как в США начнется передача по радио обращения к нации президента Кеннеди в котором, как опасался Хрущев, будет сообщено о начале вторжения на Кубу.

По иронии судьбы, вокруг здания радиокомитета шла организованная службой госбезопасности «стихийная» демонстрация под лозунгом «Руки прочь от Кубы» и курьеру пришлось буквально расталкивать демонстрантов, чтобы успеть вовремя.

В спешке Хрущев так и не ответил Кастро на его письмо, в короткой записке посоветовав слушать радио. Кубинский лидер воспринял это как личное оскорбление. Но было уже не до таких мелочей.

Захиров Р.А. Стратегическая операция под видом учений. Независимая газета 22.11.2002 г.

  • Таубман.У. Н.С. Хрущев. М. 2003, стр.573
  • Там же, стр.605
  • Ф.М. Бурлацкий. Никита Хрущев.М. 2003 стр. 216
  • 46513b0e055fa5a8817df7ee2bdafa08.
    15 октября 1962 года американский самолёт-шпион У2 обнаружил на территории Кубы части советских ядерных ракет. Это ознаменовало начало Карибского кризиса, в течение которого, мир оказался на пороге 3-ей мировой войны.

    Президент США Джон Ф. Кеннеди выступает перед журналистами во время телеобращения к нации о блокаде Кубы, и его предупреждение Советскому Союзу, во время Карибского кризиса, 24 октября 1962 года в Вашингтоне, округ Колумбия.

    Фотографии секретной ракетной базы в Сан-Кристобаль, Куба, с указаниями подробных различных частей базы, снятая в октябре 1962 года.


    Президент Джон Ф. Кеннеди встретился с генерал-майором ВВС Ричардом Heyser, слева, и начальником штаба ВВС, генералом Кертисом Лемэй, (в центре), в Белом доме в Вашингтоне для обсуждения американских военных действий во время Карибского кризиса.


    Карта Кубы, с пометками президента США Джона Ф. Кеннеди, в Библиотеке Джона Ф. Кеннеди в Бостоне, штат Массачусетс. Крестиками отмечены советские ракетные базы.


    Фотография советской ракетной базы на Кубе, которая использовались в качестве доказательств во время заседания Совбеза ООН, во время Карибского кризиса, 24 октября 1962 года.


    Президент Джон Ф. Кеннеди объявляет американскому народу,по телевидению и радио, о введении военно-морской блокады Кубы, 22 октября 1962.


    Посол США в Организации Объединенных Наций, Э. Стивенсон, второй справа, демострирует фотографии советских ракетных баз, во время чрезвычайной сессии Совета Безопасности ООН в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, 25 октября, 1962 года.


    (Слева направо) советский представитель при ООН А. Зорин, постоянный представитель Кубы при Организации Объединенных Наций, Марио Гарсиа-Inchaustegui, и представитель США Э. Стивенсон.


    Президент Кубы Фидель Кастро ответил на военно-морскую блокаду президента Кеннеди по кубинскому радио и телевидению, приказав ПВО Кубы сбивать самолёты-шпионы. 23 октября 1962 года.


    Президент США Джон Кеннеди подписывает указ, разрешающий применение военной силы при обеспечении морской блокады Кубы. 23 октября, 1962 года.


    Пикетчицы организации «Женщины за мир» стоят с плакатами возле штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, 23 октября 1962 года.


    Двое солдат обустраивают пулеметную позицию на пляже на Ки-Уэст, штат Флорида, 27 октября 1962 года, во время Карибского кризиса.


    Жители Нью-Йорка стоят в очереди, чтобы купить газеты в октябре 1962 года.


    Советская подводная лодка F-класса на поверхности, рядом с кубинским побережьем, 25 октября 1962 года.


    Члены Организации за ядерное разоружение, во время акции протеста против действий США в течение Карибского кризиса, 28 октября 1962 года в Лондоне, Англия.


    Зенитные ракеты армии США, установленные во Флоридском проливе в Ки-Уэст, штат Флорида, 27 октября 1962 года.


    Фотография, снятая 1 ноября 1962 года, на ней видно, что ракеты вывозятся из базы Sagua La Grande, Куба.


    Президент Джон Кеннеди обращается к нации о положении дел с Карибским кризисом,он говорит американскому народу, что советские ракетные базы на Кубе выводятся, 2 ноября 1962 года.


    Шесть ракет загружаются на советский корабль в порту Casilda Куба, 6 ноября 1962 года. Обратите внимание, тень в нижнем правом углу от американского самолёта-шпиона.


    P2V Neptune США патрульный самолет сопровождает советское грузовое судно во время Карибского кризиса в 1962 году.


    Советский корабль Касимов вывозит 15 советских ракет с Кубы после их снятия.


    Советская подводная лодка у берегов Кубы сопровождает вывод советских ракет с Кубы в соответствии с американо-советским соглашением, 10 ноября 1962 года.


    Американский полевой госпиталь, развёрнутый в аэропорту Опа-Лока, бывшем морском аэродроме в Майами, штат Флорида, в ноябре 1962 года


    Американские войска во Флориде, в ноябре 1962 года.


    Ракетный корабль США Дальгрен сопровождает советский корабль Ленинский комсомол, вывозящий ракеты, который покинул порт Casilda, Куба, 10 ноября 1962 года.

    Президент США Джон Кеннеди с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко в Овальном кабинете Белого дома.
    Фото из Библиотеки и музея имени президента Джона Ф.Кеннеди в Бостоне. 1962


    14 октября исполнилось 50 лет со дня начала продолжавшегося 13 дней Карибского кризиса, который в США называют Кубинским ракетным кризисом, а на Кубе – Октябрьским кризисом. В этот период противостояние атомных гигантов – СССР и США – достигло предельной точки холодной войны. Мир вполне реально посмотрел в глаза грядущей ядерной катастрофы. Происходившие тогда события многократно исследовались западными и российскими учеными. Национальный архив по безопасности (NSA), находящийся в Вашингтоне, недавно опубликовал более четырех десятков совершенно секретных документов, показывающих, что Белый дом весьма серьезно готовился напасть на Кубу.

    ВОПРОСА

    Возникновение кризиса в отношениях США и CCCP советским правительством объяснялось как ответ США на размещение на территории Турции американских баллистических ракет средней дальности PGM-19 Юпитер. В 1961 году 15 таких одноступенчатых жидкостных ракет было установлено на пяти стартовых установках вокруг города Измир. Их обслуживание осуществляли турецкие специалисты, но ядерные боеголовки контролировались и снаряжались военнослужащими США. БРСД могли поражать цели, находящиеся на удалении до 2,5 тыс. км, а мощность их ядерного заряда составляла почти полторы мегатонны.

    Развертывание ракетных установок США в Турции вызвало беспредельное негодование в рядах советских руководителей. Американские ракеты были высокомобильным тех времен, а их предстартовая подготовка занимала всего лишь 15 минут. Кроме того, подлетное время этих БРСД составляло менее 10 минут и США получали возможность нанесения внезапного и крайне разрушительного удара по западной части СССР, включая Москву и основные промышленные центры. Поэтому лидеры Советского Союза приняли решение дать адекватный ответ Америке и тайно установить на Кубе свои ядерные ракеты, которые были бы способны поражать стратегические объекты практически на всей территории США.

    Бывший в то время Председателем Совета Министров СССР и Первым секретарем ЦК КПСС Никита Хрущев официально выразил свое категорическое возмущение фактом установки американских БРСД в Турции. Позднее в своих мемуарах он писал, что отправка ядерных ракет и стратегических бомбардировщиков Ил-28 на Кубу была первым случаем, когда советские носители ядерного оружия покинули территорию СССР.

    Вспоминая те времена, Хрущев отмечал, что в первый раз идея размещения ядерных ракет на Кубе пришла к нему в 1962 году во время посещения Болгарии. Один из членов делегации, которую Хрущев возглавлял, указал ему на Черное море и сказал, что в Турции находятся американские ракеты с ядерными боеголовками, способные в течение 15 минут нанести удар по основным промышленным центрам СССР.

    Никита Сергеевич, бывший крайне эмоциональным и не в меру категоричным человеком, очень резко отреагировал на турецкую акцию Белого дома. Сразу после возвращения из Болгарии, 20 мая, он встретился с министром иностранных дел Андреем Громыко, министром обороны Родионом Малиновским и Анастасом Микояном, который был доверенным лицом Хрущева и по его поручениям занимался внешнеполитической деятельностью. Глава правительства предложил своим коллегам удовлетворить постоянные просьбы Фиделя Кастро об увеличении численности воинских контингентов СССР на Кубе и развернуть там ядерные ракеты. На следующий день Совет обороны большинством голосов поддержал предложение Хрущева. Правда, не все его члены были согласны с этим решением. Наиболее категорично против этой акции выступал Микоян.

    Военное и внешнеполитическое ведомства получили задание обеспечить тайную доставку воинских контингентов, ядерных ракет и других вооружений на Остров свободы, который с 1959 года находился в экономической блокаде со стороны США.

    В последних числах мая советская делегация, в которую входили политики, военные и дипломаты, встретились с Фиделем и Раулем Кастро. Последний возглавлял Революционные вооруженные силы Республики Куба. Представители СССР предложили ввести в страну советские войска. Это предложение, как отмечали участники переговоров, оказалось совершенно неожиданным для кубинского лидера и даже вызвало у него некоторую растерянность. Однако членам делегации удалось убедить Фиделя в большой вероятности и крайней опасности американской агрессии. На следующий день Кастро согласился с планом Никиты Хрущева.

    Все детали предстоящей операции по переброске войск и техники были уточнены в ходе визита Рауля Кастро, посетившего Москву в конце июня 1962 года. В ходе этого визита Рауль Кастро и министр обороны СССР Родион Малиновский подписали проект секретного «Договора между Правительством Республики Куба и Правительством Союза Советских Социалистических Республик о размещении Советских Вооруженных Сил на территории Республики Куба». Этот документ был составлен специалистами Главного оперативного управления ГШ МО СССР. Фидель Кастро внес некоторые поправки в этот документ, суть которых советскому лидеру изложил посетивший Москву Эрнесто Че Гевара. 27 августа Хрущев одобрил предложения Кастро. В окончательном тексте договора отмечалось, что СССР «для усиления ее обороноспособности» в случае возникновения опасности агрессии внешних сил направит на Кубу свои ВС, что будет обеспечивать поддержание мира во всем мире». В случае военных действий против Кубы или нападения на советские ВС, дислоцирующиеся на территории острова, правительства союзных стран, используя право на индивидуальную или коллективную оборону, предусмотренное статьей 51 Устава ООН, предпримут «все необходимые меры для отражения агрессии».

    ВВОД СОВЕТСКИХ ВОЙСК

    Военное сотрудничество Москвы и Гаваны началось весной 1960 года. В начале марта в гаванском порту был взорван французский теплоход «Ле Кувр», который доставил на Кубу боеприпасы, приобретенные в Бельгии. С тех пор США, лидирующие в западном мире, заблокировали все возможности кубинского правительства закупать вооружения за рубежом. Практически сразу после этого взрыва пленумом Президиума ЦК КПСС был решен вопрос об оказании военной помощи Кубе. В июле 1960 года в ходе визита в Москву военного министра Кубы Рауля Кастро было подписано совместное коммюнике. В этом документе были сформулированы долгосрочные обязательства Москвы перед Гаваной. Коммюнике носило открытый характер. Только в течение июля того года советское руководство дважды предупреждало Белый дом о готовности оказывать Кубе необходимую военную помощь, включая непосредственное военное участие в обороне страны.

    Поставки советской военной техники осуществлялись из резервов, хранившихся на складах ВС со времен Второй мировой войны. Гавана получила около трех десятков танков Т-34-85 и самоходных артиллерийских установок СУ-100.

    После событий в заливе Свиней и провала утвержденного 4 апреля 1961 года окончательного варианта плана проведения «Операции Запата», в результате которой силами так называемой «бригады 2506», состоящей из специально обученных и вооруженных кубинских эмигрантов, должно было быть свергнуто правительство Фиделя Кастро, правительство СССР приняло постановление о расширении военной помощи Кубе. Было решено поставлять на остров ВВТ на льготных условиях. 4 августа и 30 сентября 1961 года были заключены соответствующие соглашения. Общая стоимость поставляемых вооружений составляла 150 млн. долл. При этом Куба должна была выплатить СССР только 67,5 млн. долл. К концу марта 1962 года ВС Кубы получили 400 танков, 40 истребителей МиГ-15 и МиГ-19, несколько радиолокационных станций и некоторые другие виды военного имущества. Обслуживанию и эксплуатации советской военной техники кубинских военных обучали советские инструкторы как в местах развертывания на острове, так и в центрах подготовки, в училищах и академиях ВС СССР.

    Группа советских войск, предназначенная для развертывания на Кубе (ГСВК), была сформирована уже к 20 июня 1962 года. Общее руководство разработкой плана доставки и размещения советского воинского контингента на Кубе осуществлял заместитель министра обороны СССР маршал Иван Баграмян. Непосредственно составляли план заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Семен Иванов и начальник оперативного управления Главного оперативного управления ГШ ВС СССР генерал-лейтенант Анатолий Грибков.

    Предстоящая операция, о которой знал крайне ограниченный круг лиц, проводилась под строжайшим секретом. Чтобы ввести в заблуждение руководство США и составить у него представление о том, что это просто стратегические учения и некоторая гражданская акция в северной части СССР, операции было дано название «Анадырь».

    В ГСВК должна была войти дивизия стратегических ракет (16 пусковых установок и 24 ракеты Р-14) и два ракетных полка, имеющих на вооружении 24 пусковые установки и 36 ракет Р-12. Этим силам придавались ремонтно-технические базы, а также части и подразделения обеспечения и обслуживания. Мощность ядерных зарядов, которые могли быть доставлены к поражаемым целям в ходе первого пуска, составляла 70 Мт. Для прикрытия ракетных сил планировалось использовать четыре мотострелковых полка.

    Кроме того, на Кубе должна была быть развернута дивизия противоракетной обороны, в состав которой входило 12 пусковых установок со 144 зенитными ракетами С-75, и зенитно-артиллерийская дивизия ПВО. Кроме того, в состав этой группировки входил полк фронтовых истребителей МиГ-21Ф-13.

    ВВС ГСВК включали отдельную авиационную эскадрилью, отдельный вертолетный полк и два полка тактических крылатых ракет, способных нести ядерные заряды. На вооружении этих полков стояло 16 пусковых установок, 12 из которых предназначались для еще не принятых на вооружение ракет «Луна», и 42 легких бомбардировщика Ил-28.

    В военно-морскую составляющую группы планировалось включить дивизию кораблей и бригаду из 11 подводных лодок, 2 плавбазы, 2 крейсера, 2 ракетных и 2 артиллерийских эсминца, бригаду из 12 ракетных катеров, отдельный подвижной береговой ракетный полк, вооруженный ракетными комплексами «Сопка», минно-торпедный авиационный полк, состоящий из 33 самолетов Ил-28, и отряд из 5 судов обеспечения.

    В состав ГСВК должны были включить полевой хлебозавод, 3 госпиталя на 1800 человек, санитарно-противоэпидемический отряд, роту обслуживания перевалочной базы и 7 складов военного имущества.

    Советское руководство планировало также развернуть в кубинских гаванях 5-й флот ВМФ СССР, состоявший из 26 надводных кораблей, 7 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетам, несущими боеголовки мощностью 1 Мт, 4 дизельные торпедные подводные лодки и 2 плавбазы. Перебазирование подводных лодок на Кубу должно было проходить в рамках отдельной операции под кодовым наименованием «Кама».

    Доставка войск на Кубу осуществлялась судами Министерства морского флота СССР. Общая численность передислоцируемой группы войск составляла почти 51 тыс. человек личного состава и до 3 тыс. человек гражданского персонала. В целом должны были перевезти более 230 тыс. тонн военной техники и других материальных средств. По предварительным оценкам советских экспертов, перевозка ракет, для которой требовалось не менее 70 грузовых судов, должна была занять около четырех месяцев. Однако реально в июле–октябре 1961 года для осуществления операции «Анадырь» было использовано 85 грузовых и пассажирских судов, которые совершили 183 рейса на Кубу и обратно. Позднее Анастас Микоян утверждал, что «только на транспорт мы израсходовали 20 миллионов долларов».

    Однако Советскому Союзу не удалось до конца реализовать свои замыслы по созданию ГСВК, хотя к 14 октября 1962 года на Кубу доставили 40 ядерных ракет и большую часть оборудования. Узнав о столь масштабной переброске советских войск и техники к границам США, Белый дом объявил о «карантине» Кубы, то есть о введении военно-морской блокады. Советское правительство было вынуждено прекратить выполнение операции «Анадырь». Была приостановлена и передислокация надводных кораблей и подводных лодок к берегам Острова свободы. В конечном итоге все эти действия советского правительства и привели к возникновению Карибского кризиса. Мир в течение 13 дней стоял на грани третьей мировой войны.


    Патрульный самолет «Нептун» ВМС США пытается обнаружить на борту советского сухогруза контейнеры с бомбардировщиками Ил-28.
    Фото из книги Dictionary of American Naval Aviation Squadrons, Volume 2. 1962

    УРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

    14 октября 1962 года американский самолет-разведчик U-2, совершая очередной полет над Кубой, в окрестностях деревни Сан-Кристобаль сфотографировал развернутые позиции БРСД Р-12. Эти фотографии легли на стол Джона Кеннеди, вызвали резкую реакцию президента и дали толчок Карибскому кризису. Кеннеди практически сразу после получения разведывательных данных провел с группой своих советников закрытое совещание по возникшей проблеме. 22 октября эта группа правительственных чиновников, в которую кроме президента входили члены Совета национальной безопасности США, некоторые советники и эксперты, в соответствии с изданным Кеннеди Меморандумом о мероприятиях по национальной безопасности № 196 получила официальный статус и стала называться «Исполнительный комитет» (EXCOMM).

    Через некоторое время члены комитета предложили президенту точечными ударами уничтожить советские ракеты. Другой вариант возможных действий сводился к проведению полномасштабной военной операции на территории Кубы. В качестве последней реакции США на действия СССР предлагалось заблокировать морские подходы к Кубе.

    Ряд заседаний исполкома проводился в режиме строгой секретности. Но 22 октября Кеннеди выступил с открытым обращением к американскому народу и объявил, что Советский Союз завез на Кубу «наступательное оружие». После этого была введена военно-морская блокада острова.

    Как следует из недавно опубликованных Национальным архивом по безопасности совершенно секретных документов того периода и из заявлений близких к президенту чиновников, Кеннеди был категорически против вторжения на Кубу, поскольку представлял себе тяжелые последствия этой войны для всего человечества. Кроме того, он был крайне озабочен тем, что ядерная война может начаться и в Европе, где у Америки были большие запасы ядерного оружия. В то же время генералы Пентагона весьма активно готовились к войне с Кубой и разрабатывали соответствующие оперативные планы. Против военного исхода событий выступал и Кремль.

    Президент дал указание Пентагону оценить возможные потери Америки в случае начала войны с Кубой. 2 ноября 1962 года в докладной записке под грифом «совершенно секретно» председатель ОКНШ армейский четырехзвездный генерал Максвелл Тейлор, достаточно активно выступавший за военное решение кубинской проблемы, в докладной записке написал президенту, что даже если вторжение будет происходить без нанесения ядерных ударов, то в первые 10 дней боевых действий потери ВС США могут, по опыту проведения аналогичных операций, составить 18,5 тыс. человек. Он также отметил, что провести подобные оценки, не имея данных о боевом использовании ядерного оружия, практически невозможно. Генерал подчеркнул, что в случае внезапного ядерного удара с кубинской стороны потери будут огромны, но заверил президента, что ответный удар будет нанесен незамедлительно.

    В связи с обострением межгосударственных отношений Кеннеди и Хрущев стали ежедневно отправлять друг другу письма, в которых предлагались различные компромиссные пути выхода из кризиса. 26 октября Советское правительство сделало официальное заявление. Москва предложила Вашингтону отказаться от нападения на Кубу и удержать своих союзников от подобных действий. Советское правительство также заявило, что если США прекратят военно-морскую блокаду Кубы, то ситуация вокруг острова кардинально изменится. Правительство СССР выразило готовность дать гарантии Америке, что прекратят поставки Кубе любых вооружений и отзовет из страны советских военных специалистов. Это предложение нашло положительный отклик в Вашингтоне. Но еще до получения официального ответа из Белого дома Кремль выдвинул новые условия. Советский Союз предложил США в ответ на ликвидацию своих ракетных баз на Кубе вывести из Турции ракеты «Юпитер».

    К 27 октября напряженность отношений Москвы и Вашингтона достигла высшей точки. Никита Хрущев получил сообщение о сбитом самолете-разведчике U-2 и письмо Фиделя Кастро о том, что американское вторжение на Кубу может начаться в ближайшие несколько суток. Все это крайне обеспокоило советского лидера, поскольку события неуклонно развивались в направлении войны. Однако на следующий день, когда Белый дом официально согласился с большей частью предложений Кремля, Советский Союз официально объявил о своей готовности убрать ядерное оружие с Кубы. Таким образом, Карибский кризис пришел к завершению.

    Необходимо отметить, что и США, и СССР в ходе обсуждения своих позиций использовали неофициальные каналы и задействовали для передачи своих предложений разведчиков, журналистов и просто хорошо знавших друг друга и близких к высокопоставленным политикам советских и американских специалистов.

    Кеннеди пытался разрешить кризис путем установления неофициальных контактов с генеральным секретарем ООН У Таном, которому вечером 27 октября один из его эмиссаров в Нью-Йорке передал совершенно секретное послание с предложением оказать давление на Хрущева. Президент пытался привлечь и Бразилию, у которой были хорошие отношения с кубинским лидером, к разрешению возникшей кризисной ситуации путем проведения переговоров непосредственно с Фиделем Кастро без участия советской стороны. Америка хотела предложить Кастро отказаться от советских ракет. За это ему гарантировалось установление добрососедских отношений с США и другими западными странами. Но это начинание президента потеряло смысл, поскольку бразильский эмиссар генерал Альбино Сильва, который был уполномочен довести до Кастро предложения Вашингтона, прибыл в Гавану 29 октября, то есть через день после решения СССР убрать свои ракеты с Кубы.

    28 октября 1962 года министр обороны СССР издал директиву о демонтаже стартовых позиций ракет и переводе в Советский Союз личного состава. В течение месяца все ракеты и бомбардировщики Ил-28 были вывезены с Кубы. На Кубе остался небольшой контингент офицеров, сержантов и солдат РВСН и некоторых вспомогательных подразделений. Затем было принято решение о передаче кубинской армии завезенного вооружения и военной техники СВ, ПВО, ВМФ и ВВС. В течение 10 месяцев ВС Кубы были переданы самолеты МиГ-21, МиГ-15ути, Як-12 и Ан-2; вертолеты Ми-4; ракетные катера типа «Комар» и ряд других вооружений.

    ОЦЕНКИ ЗАОКЕАНСКИХ ЭКСПЕРТОВ

    Последние оценки этого кризиса прозвучали в работе, ставшей доступной для широкой общественности, ведущего специалиста по ядерному оружию США Федерации американских ученых (Federation of American Scientists – FAS) Роберта Норриса и директора программы ядерной информации FAS Ханса Кристенсена.

    Ученые отмечают, что в десятках тысяч страниц, посвященных анализу этих событий, рассматриваются только некоторые виды оружия и не оценивается весь военный потенциал противостоящих сторон. По их мнению, кризис был значительно опаснее, чем считают многие специалисты. Это обусловлено тем, что в ходе этих событий военные действия могли начаться по чьей-то ошибке, просчету или неправильному истолкованию указаний руководства. Они утверждают, что к моменту военно-морской блокады Кубы, которая началась 24 октября 1962 года, на остров уже было доставлено 158 советских ядерных боеголовок пяти типов. Американская разведка не имела об этом ни малейшего представления.

    Роберт Макнамара, бывший в период кризиса министром обороны США и принимавший самое активное участие в его урегулировании, в 1997 году в письме генералу Анатолию Грибкову, который представлял в это время в США МО СССР, написал: «США полагали, что СССР никогда не вывозил и не будет вывозить ядерные боеголовки со своей территории. В 1989 году мы узнали, что это не так. В то время ЦРУ утверждало, что ядерного оружия на Кубе нет... ЦРУ сообщало, что на острове 10 тысяч советских военных, на Московской конференции мы узнали, что их там 43 тысячи... Только в 1992 году мы узнали, что на острове были и тактические боеголовки».

    По оценкам ученых, из всех этих боеголовок можно было использовать только 95–100 единиц, поскольку только часть ракет Р-14 была доставлена на Кубу, а из всех привезенных БРСД Р-12 в боевой готовности находилось только 6–8 ракет. Несколько бомбардировщиков Ил-28 находились в состоянии сборки, а остальные были упакованы в контейнерах. Наибольшую опасность для ВС США представляли два полка крылатых ракет ФРК-1 «Метеор», которые были оснащены 80 ядерными боеголовками и могли нанести удар по военно-морской базе ВМС США в Гуантанамо и по штурмовому десанту.

    Как утверждают специалисты, до сих пор остается неизвестным, редактировал ли ОКНШ свои ядерные планы в связи с предполагаемым вторжением на Кубу, хотя существуют данные, что этот вопрос рассматривался генералами. Но 31 октября они приняли решение не использовать ядерное оружие в этой операции. Неясным остается вопрос и о том, имел ли полномочия командующий ГСВК генерал Исса Плиев по своему усмотрению принимать решение об использовании ракет «Луна» и ФРК-1 в ядерном снаряжении. Все это, по мнению ученых, требует дальнейшего исследования.

    В период кризиса силы стратегического назначения США обладали значительно большей мощью и были более надежны, чем их контрагенты в СССР. Америка располагала 3,5 тыс. единиц ядерного оружия, общей мощностью 6,3 тыс. Мт, 1479 бомбардировщиками и 182 баллистическими ракетами.

    Только 42 советских МБР, стоявших на вооружении, могли достичь территории США. Советский Союз располагал 150 бомбардировщиками дальнего радиуса действия, способными нести ядерное оружие. Однако, чтобы достичь цели, им пришлось бы преодолеть американо-канадскую систему ПВО, которая была достаточно эффективна. В начале 90-х годов генерал армии Анатолий Грибков заявил, что Хрущев и его военные советники знали, что по ядерной мощи США превосходили СССР в 17 раз.

    Как отмечают американские эксперты, Кубинский ракетный кризис разворачивался на самом раннем этапе гонки ядерных вооружений, когда каждая из противоборствующих сторон была относительно незрела в ядерном отношении. Ядерные силы США строились по принципу создания барьера устрашения на пути главного противника – СССР. Безопасность самой Америки тогда стояла на втором месте. Но именно Кубинский ракетный кризис дал толчок процессу последующих переговоров о ядерном разоружении.